Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Содержание

Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

... практический опыт человека;

... совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.

III. Что такое миф?

Миф — это...

... миропонимание;

... специфическое образное синкретическое мировоззрение;

... рассказ о прошлом;

... мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное.

IV. Что такое религия?

Религия — это ...

... вера в бога;

... мировоззрение, основанное на вере в бога;

... знание о боге;

... эмоциональный опыт человека.

V. Какое определение философии вы считаете наиболее приемлемым?

Философия — это ...

... система общих теоретических взглядов на мир и человека, на их взаимоотношения, на отношения человека к человеку;

... система научных знаний о мире, о человеке, об их взаимоотношениях;

... искусство познания истины;

.. любовь к мудрости;

.. мировоззрение и идеология.

Какие философские направления соответствуют данным схемам?

 

 

              АБСОЛЮТНАЯ

 

 

       

                   А                                             Б                                                 В          

1. Антропоцентризм; 2. Космоцентризм; 3. Идеализм; 4.Материализм.

 

VII. Выделите суждения, выражающие, с вашей точки зрения, суть агностицизма:

1. Человек в принципе не способен познать объективный мир;

2. Мир в принципе познаваем;

3. Все научные знания не являются достоверными;

4. Нашим ощущениям нельзя доверять;

5. В мире существуют вещи, которые человек может познать.

VIII. Какие из перечисленных функций, с вашей точки зрения, свойственны философии?

1. Познавательная;

2. Коммуникативная;

3. Методологическая;

4. Мировоззренческая;

5. Прогностическая;

6. Информативная;

7. Технологическая.

93

 



Исторические типы философии

 

Духовными истоками философии являются мифы и зачатки научных знаний. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки — способы их реализации.

Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI-V в. до н.э. в Китае, Индии, развитых странах Средиземноморья, особенно в Древней Греции.

Все исторические типы философии можно представить с помощью следующей схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

93

 



Философия Древней Индии и Китая.

Философия Древней Индии

 

В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII-VII вв. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма).

Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий (понимаемое ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны— состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни.

Оппозицию буддизму составила школа Чарвака. Философы этой школы считали, что единственной реальностью является материя. Все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь). Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний.

Философия Китая

Наибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие:

• взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

• человеколюбие ( почитание родителей, культ предков);

• сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

В этот же период получило распространение учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Че

ловек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования.

Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание.

В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.

 

Античная философия

 

(Древняя Греция и Древний Рим - VII в. до н.э. — VI в. н.э.)

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).            <

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец —

умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

 

Средневековая философия

(Западная Европа V - XII. вв. н.э.)

 

В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она — служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии).

Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем:

все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному.

Природное и социальное бытие — результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса — идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов.

Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, — причина зла, которое необходимо для гармонии мира.

Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления — суммарный обзор, комментарии, цитирование.

В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:

— доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);

— доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога);

— доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);

— доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);

— доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:

— учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);

— учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж.Буридан);

— учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия — лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);

— учение об опыте как о мериле истинности понятий(У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

93

 



Философия Нового времени (XVI — XIX вв.)

Философия XVI - XVIII вв.

 

В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н.Коперника, Г.Гали-лея, И.Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода. Наука из покорной служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания.

В процессе решения этих проблем образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Вэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Лок-ка, Д.Беркли, Д.Юма. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт — источники знания, разум — лишь систематизатор чувственных данных.

Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индуктивный метод, в основе которого — наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент.

В отличие от эмпиризма рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) | или в виде задатков, предрасположений ума. Основоположник | рационализма Р.Декарт считал, что Я — это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно, существую»). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:

1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения;

Информация о работе Лекции по "Философии"