Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
При
самостоятельной организации
Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей – так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.
Таким образом, результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой ими информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях [24].
На
основе полученных представлений у
детей углубляется
Жизнь детского сада должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга, лучшими страницами которой станут праздничные утренники. Общие переживания детей, полученные на праздниках, оставляют след на всю жизнь.
Исследователи проблемы формирования у детей дошкольного возраста элементов гражданственности считают, что любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме, так как мы растим будущего труженика, созидателя. Воспитывая ребенка дошкольного возраста, следует предоставлять ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении с взрослыми). Это помогает ему переосмысливать сумму полученных знаний о Родине, выражать свое отношение к ней в делах [15].
Таким
образом, формирование основ гражданственности
как интегрального качества личности
старшего дошкольника требует от педагога
осознанного выбора комплекса методов
и средств, обеспечивающих становление
всех структурных компонентов этого качества
с учетом возрастных возможностей детей.
1.3.
Использование духовно-нравственного
потенциала устного
народного творчества
в воспитании основ
гражданственности
у детей старшего дошкольного
возраста
Устное народное творчество – богатейший материал для воспитания основ гражданственности. Сказки, песни, былины, уличное представление, пословицы и поговорки - все это разные жанры устного народного творчества, которые используют воспитатели в воспитании у детей дошкольного возраста любви к своей родине.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Колыбельные песни матери, открывают ему окно в мир эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, чувство защищенности. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет [26].
Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленка мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»), да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее:
Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга.
Вот
в такой простой форме
В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали [21].
Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании. Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом — легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое веселое настроение.
Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое — наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии. Например, в русской потешке «Сорока», щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького. Народ не оправдывает лентяя в любом возрасте и считает, что психологическая подготовка к деятельности должна начинаться с момента пробуждения сознания [21].
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановые. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен [26].
Сказки - у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки волную, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Очаровательны в народных сказках очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник - «журавлиный глаз...». В сказках о животных говорится, об их повадках местах обитания, внешних различиях. Они говорят, рассуждают о делах, отличаются ловкостью. Ведут себя также как и люди, ссорятся, мирятся, что позволяет передать подрастающему поколению нравственных заповеди, правила поведения [26].
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка -далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты.
Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка [21].
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическим и т.д.
Пословицы и поговорки – это жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране [15].
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. После ознакомления с пословицами воспитатель должен объяснять переносный смысл пословиц. Примером ниже приводим русские пословицы, которые воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.
Русский не с мечом, ни с копачом не шутит.
Один в поле не воин.
Храбрость города берёт.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Где сосна взросла, так она и красна.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Русский человека хлеб – соль водит.
На Руси не все караси – есть и ерши.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки [27].
Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона».
Действие в фольклорных текстах обычно разворачивается в определённом месте Русской земли:
Ой, вы, горы, горы Воробьёвские…
Ох, ты, степь, чисто поле, степь Саратовска…
Как за реченькой за Камышинкой…
Поэтически
характеризуется русская
В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.
«Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах обобщённо («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имён (мужик, солдат), или носят распространённые в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава)». Данное явление показывает единство русского народа, его сплочённость [37].