Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     С целью воспитания основ гражданственности воспитателями использовались различные методы и приемы работы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. Используемые нами формы работы на данном этапе:

  • познавательные занятия;
  • музыкальные занятия;
  • коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, участка);
  • ознакомление с устным народным творчеством;
  • коллективные продуктивные виды деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация, коллективное конструирование);
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные игры).

     Работа с детьми проводилась на заданную тему, по определенному плану, где использовались самые разнообразные методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме: рассказы воспитателя с использованием иллюстраций, показ слайдов, диафильмов, этические беседы, проблемные ситуации.

     Большое значение уделялось выразительности  речи воспитателя, в которой прослеживалось искреннее желание пробудить  у каждого ребёнка неподдельный интерес к историческому наследию своей Родины.

     На  всех этапах работы педагога активно использовал пословицы, поговорки, чтение и рассказывание сказок. Но при этом, отдельное внимание мы уделяли знакомству детей с былинами, как жанром устного народного творчества непосредственно направленным на формирование основ гражданственности и очень редко используемым в ДОУ. Поэтому, при описании проведенной нами работы, мы позволили себе уделить особое внимание именно использованию былин.

     Ниже  мы приведем в качестве примеров фрагменты  познавательных занятий с детьми на каждом этапе опытно-экспериментальной работы.

     1 этап

     Вся работа с детьми по знакомству детей с былинным материалом вынесена в блок совместной деятельности воспитателя и ребенка, которая предполагает погружение ребенка в атмосферу русской народной былины. Все это стало основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками, которое в конечном итоге ведет к обогащению ребенка знаниями об истории России и воспитанию гражданственности, духовно-нравственному развитию.

     В совместную деятельность были включены чтение былин с последующей беседой по ее содержанию. В содержание каждого раздела по теме включались различные виды деятельности, такие как: разучивание русских народных подвижных игр, разучивание пословиц, поговорок, театрализованная деятельность; дидактические и настолько-печатные игры; музыкально-ритмическая деятельность; этюды на создание выразительных образов. При ознакомлении с предложенными темами большую роль играла выразительная речь воспитателя, его искреннее желание пробудить у каждого ребенка неподдельный интерес к историческому наследию своей Родины. В работу также включены обязательные чтения былин с последующей беседой по ее содержанию. Одним из компонентов совместной работы стала изобразительная деятельность, где дети отразили свои впечатления об услышанном и увиденном.

     2 этап

     В заданные временные рамки нами было включено три темы былин: «Илья Муромец», «Ставр Годинович» и «Садко». Работа проводилась как на познавательных и музыкальных занятиях, так и в процессе совместной деятельности педагога и детей.

     Отбор эпосного материала происходил с  учётом значимости, доступности детскому восприятию. Мы вели рассказ с использованием иллюстрации «Былины - кладезь народной мудрости», иллюстраций об эпохе  Древней Руси и репродукции картины  Васнецова «Богатыри».

     Программное содержание данного занятия заключается  в том, чтобы дать детям представление  о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес  к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Русь, русичи, былины.

     Занятие шло в форме рассказа о русских  былинах с показом иллюстраций. Мы рассказывали о том, что же такое  былина, чем она отличается от сказки, песни, стиха. Кто же ее сочинил? И  мы рассказали историю былин, говорили о том, что тогда еще люди не умели ни писать, ни читать и эти рассказы – былины заучивались наизусть и передавались от отца сыну, от сына внуку. И через былины мы узнаем, как жили люди в Древней Руси, что там происходило. Этот рассказ очень заинтересовал детей, и они очень внимательно слушали и задавали вопросы.

     Следующим шагом нашей работы было занятие  по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Эпоха Древней Руси.

     Программное содержание: сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, дать знания о богатырях, ставших  легендой русского народа: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, воспитывать у детей благоприятное отношение к истории своего народа.

     Во  время занятий была использована репродукция картины Васнецова  «Три богатыря». Мы рассказали детям о Илье Муромце, что он был крестьянским сыном и был очень мужественным, спокойным и уверенным в своих силах. Другой богатырь – это Добрыня Никитич – он был из рода князей, а Алеша Попович был сыном попа. Хотя они были разного происхождения, их объединяла любовь к своей родине, желание защитить Русь, когда враг грозит ей. Потом мы прочитали детям былину "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Цель, которой была, продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян; используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. После прочтения былины с детьми провели беседу по ранее составленным вопросам. Вопросы для беседы имеются в приложении Л. Данные вопросы касались содержания былины. Дети с удовольствием отвечали на вопросы. Особенно Вася Б., Катя Н., Ирина Ж. проявили большой интерес и на вопросы давали более полные ответы.

     Затем мы провели занятия по развитию речи. Тема: «Путешествие по Русской избе».

     Программное содержание: формировать представления о предметах быта Русской избы: печь, самовар, ухват, кочерге, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

     В качестве материалов использовали иллюстрации  с изображением предметов быта, также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси.

     Мы  рассказали детям о предметах  быта русской избы, их назначении, используя иллюстрации, также реальные предметы. Также познакомили детей с обычаями русского народа. Например, дети узнали о том, что входя в избу, каждый должен был волей-неволей поклониться хозяевам, потому что дверь в избу была низкая, а порог наоборот высокий, чтоб меньше дуло, и история такого обычая связана с этим фактом. Затем мы рассказали про русскую печь, самовар и при этом использовали русские народные поговорки, пословицы такие как: без печи хата – не хата, когда в печи жарко – тогда и варко, что есть в печи все на стол мечи и др. потом мы детям загадывали загадки про кухонную утварь, например: Черный конь скачет в огонь (кочерга), На плечах дуга держит ведра, в них вода (коромысло) и т.д. Загадки детям очень понравились и они на них с интересом отвечали. И особенно смекалистыми оказались Илья Д., Витя К., Лиля Т.

     Потом разговор шел о лаптях, которые  плели из липы, ивы, вяза. Плетением занимались мастера, и свое дело они передавали из поколения в поколение. Наш рассказ обогащался русскими народными поговорками. В конце занятия мы все пройденный материал закрепили вопросами и вели небольшую беседу.

     Следующим шагом было проведение комбинированного занятия: Тема: «Постройки Древней Руси: изба, терем, палата».

     Программное содержание: формировать представления  о постройках Древней Руси, а также  о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить  словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре. Научить детей передать свои впечатления в рисунках.

     Мы  с детьми рассматривали иллюстрации  с изображением различных построек и рассказывали о каждой из них, выделяя  характерные особенности: изба – низкая, бревенчатая; терем – высокий, расписной, узорчатый; палаты – сделаны из камня, высокие. Простые крестьяне и ремесленники жили в избах, князья и бояре – в теремах, палатах белокаменных. И мы приводили разные примеры из былин, которые описывали жилье. Потом детям раздали бумагу и краски и дали задание нарисовать понравившееся им жилье. Большинство детей нарисовали терема и палаты. Терем они разукрасили яркими цветами, а некоторые дети изобразили аккуратные, красивые избы. Затем мы вместе с детьми сделали выводы и оценили их работу.

     Тема  следующего блока: «Ставр Годинович». Первое занятие проходило по развитию речи на тему: Чтение былины «Ставр Годинович».

     Программное содержание: сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, Киевской Руси; продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины. Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: травушка-муравушка, земля-матушка, калики перехожие, водица студеная. На занятии использовали иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, Золотых ворот и Софийского собора в Киеве. Сначала мы рассказали детям о Великих князьях: Ярославе Мудром, Владимире, Вещем Олеге, Княгине Ольге, Владимире Мономахе и др., также говорили, что Русская земля была очень богатой и главные Ворота Киева были обиты золоченой медью и поэтому их называли Золотыми, а главный храм Киева Софийский собор был украшен тринадцатью куполами. Затем дети послушали былину «Ставр Годинович». После прослушивания былины мы с детьми провели беседу по содержанию. Вопросы для беседы в приложении М. Дети с большим интересом отвечали на вопросы. Карина Ю., Катя Н., Вася Б., Андрей Б., проявили особый интерес и постарались ответить на все вопросы. Таким образом, мы еще раз закрепили их знания.

     Во  время экспериментальной работы мы регулярно проводили разные словесные, дидактические, подвижные игры по теме. Это такие игры как: дидактические игры: «Герои русских былин», «Собери богатыря в дорогу», словесную игру «Похвали соседа», подвижные игры «Здравствуй дедушка Мазай!», «Молчанка», делали разные речевые упражнения во время режимных моментов, читали детям пословицы, поговорки о богатырях, о любви к родному краю. Материалы по играм и проведенным мероприятиям имеются в приложении. Эти мероприятия проводились с целью воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение к своему народу и любви своей Родине.

     Третий  блок наших занятий по путешествию по Древней Руси был посвящен теме былины «Садко».

     Программное содержание: сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, о ремесленниках, торговцах; продолжать формировать представления о  некоторых аспектах древних славян на основе былины «Садко». Обогатить словарь детей словами: гусли, былины, торжище, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень озеро, Новгород. Мы начали занятие с рассказа о том, что в далекие времена появились первые ремесленники кузнецы, ювелиры, ткачи и т.д. Сначала эти мастера готовили эти вещи для себя, для семьи, а затем и для торговли. Вещами торговали в торжищах – специальных местах для торговли. После рассказа с детьми провели занятие, где прочитали им былину «Садко» и провели беседу по содержанию. Вопросы беседы прилагаются в приложении. На такие вопросы как, каким ремеслом занимался Садко? Почему Садко оказался на Ильмень озере? Почему Садко порвал струны на гуслях? и другие. Эти вопросы использовались для закрепления прочитанного (Приложение Н).

     Третий  этап.

     На  комбинированном занятии детям  предложили послушать отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко» с цель поощрять желание детей слушать симфоническую музыку, закрепить пройденный материал; высказываться об образах, возникающих в их воображении. После первого прослушивания отрывка из оперы детей посадили на ковер и попросили рассказать, какие образы возникли в их воображении. Самые интересные и насыщенные рассказы были у Васи Б., Кати Н., Илья Д. Затем дети свои впечатления нарисовали под тихую музыку. Самые удачные рисунки, богатые красками получились у Алины Н., Коли З., Лили Т., и дети тоже отметили их работы.

     С целью закрепления полученных знаний в утренний отрезок времени мы провели музыкально-дидактическую  игру «Оркестр», где дети слушали отрывки из музыкальных произведений в исполнении на каком-нибудь инструменте и мы показывали картинки с изображением этих инструментов.

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста