Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
- Нравственное воспитание;
- Гражданственность;
межнациональная толерантность).
Рисунок
1. Структура понятия
Гражданское воспитание тесно взаимосвязано с нравственным, патриотическим, правовым, интернациональным воспитанием, что обусловлено сущностью и содержанием понятия «гражданственность».
Спектр исследований, направленных на изучение процесса нравственного воспитания дошкольников, изучение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен достаточно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, Т.И. Ерофеевой, Л.П. Князевой, С.А. Козловой, Л.П. Лаврентьевой, Т.А. Пономаренко, С.Н. Силиной и других. В них нравственное воспитание понимается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы, становятся регулятором поведения. Задачи нравственного воспитания включают формирование нравственных понятий, убеждений, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Педагогический поиск состоит в том, чтобы приблизить нравственные и правовые идеи, обеспечить у ребенка необходимую готовность к их восприятию и усвоению. Определяющим элементом системы правового воспитания детей является цель правового воспитания. Она состоит в том, чтобы ввести дошкольников в правовые общественные отношения. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского и нравственного воспитания [24].
Важнейший элемент правового сознания – нравственно-правовые чувства. Нравственно-правовым чувством является уважение к закону. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма. Элементом структуры правового сознания является правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры. Она включает в себя знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных. Права человека – это система ценностей, которая предполагает действия для обеспечения уважения достоинства и реального признания ценности каждого человека. Это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять то, что соответствует природе человека и разрешено законами. Права и свободы человека – общечеловеческие ценности. Они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии и эпохи [24].
Анализ педагогической литературы по патриотическому воспитанию показывает, что разные ученые относят его к разным направлениям. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин и другие) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие, и их большинство (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и другие) – как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и другие) выделяют его в самостоятельный раздел. С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [41].
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием. Сама структура понятия «патриотизм» определяет задачи патриотического воспитания и его содержание, что предполагает формирование чувств, сознания и привычек поведения. Это находит свое воплощение в гражданственности, в которой выражается высокая мотивация поведения, определяемая гражданским долгом. Это стимулирует активность человека во всех сферах его жизнедеятельности. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек, переживании неудач, готовности к защите родной земли. Патриотизм тесно связан с интернационализмом [12].
Вопросами интернационального воспитания в разное время занимались разные авторы М.И. Богомолова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Ю.В. Максимов, Э.К. Суслова, В.А. Сухомлинский и другие. В настоящее время интернациональность заменяется таким понятием как толерантность (терпимость, снисходительность) к людям других национальностей. Вслед за М.Л. Мальчевской, мы отмечаем, что обогащение социального опыта дошкольников наиболее эффективно происходит за счет создания ситуаций, подразумевающих проявление сотрудничества, эмпатии, толерантности в процессе совместной деятельности. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, как одного из ведущих компонентов гражданственности надо выстраивать на развитии познавательного интереса и положительного эмоционального отношения к людям разной этнической принадлежности; удовлетворении потребности ребенка в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях в процессе приобщения к национальной культуре; обеспечении свободы выражения собственных чувств и переживаний ребенка в процессе ознакомления с народным творчеством [30].
Воспитание гражданственности личности определяется субъективными усилиями воспитателей и объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде. Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Началом их воспитания служит гражданское видение жизни, гражданская тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, за благополучие народа, за сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, которые созданы старшими поколениями, является одним из важных показателей гражданской направленности личности ребенка. Многочисленные исследования проблемы становления личности позволили вычленить основные структурные компоненты, включающие в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности. Они имеют следующие характеристики:
Опираясь
на выводы отечественных психологов,
Е.И. Казаевой представлены следующие
компоненты гражданственности как интегрального
качества личности (см. рисунок 2) и дана
их содержательная характеристика.
Рисунок 2. Структурные компоненты гражданственности
Базой для развития других образований являются образования первого уровня (когнитивный компонент) – система усвоенных личностью на уровне убеждений, социальных знаний, понятий, суждений, представлений, правил, норм, оценок, ценностей. Объем, глубина, действенность знаний о явлениях, процессах, обоснованность и правомерность определенного отношения к ним. Ключевую роль играют два последующие компонента. На уровне оценочно-эмоциональных (эмоциональный компонент) отношений формируются оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений. Полученные и осознанные знания приобретают личностный смысл, перерастая в систему мотивов и установок. И, наконец, личностный смысл, определяя ценностные ориентации, превращается в нравственно-волевое устремление личности, в потребности, как ведущую форму проявления человека (деятельностный компонент). Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе), совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки целей вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения [16].
Таким образом, анализ социальной, педагогической и психологической литературы позволяет заключить, что гражданственность – это сложное интегральное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание высоких патриотических чувств, интернациональная, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти. Хотя это далеко неполное содержание, но оно нашло достаточно четкое отражение в концептуальных идеях педагогических воззрений и в содержании программ дошкольных образовательных учреждений [42].
Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.
Реализация
этой цели возможна посредством установления
и поддержания связи между формирующейся
личностью и ее родиной, являющейся совокупностью
географических, исторических, этнических,
культурных (в том числе религиозных) и
т.п. представлений, скрепленных эмоционально
и являющихся ценностной основой ее (личности)
гражданского поведения.
1.2.
Методы и средства
формирования основ
гражданственности
у детей дошкольного
возраста
Содержание работы по формированию основ гражданственности у детей дошкольного возраста представлено в современных образовательных программах для дошкольных учреждений [21, 35, 42, 40].
Программа «Я – человек» автор С.А. Козлова [42], определяет цель данной программы: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям.
Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:
— интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве, оно взаимно мотивировано и носит у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяет уже на этапе дошкольного детства закладывать, основы творческого начала личности;
Содержание
программы построено на доступных
для понимания дошкольника
Программа «Наследие», авторы М. Новицкая, Е.В. Соловьева [42].
Цель программы введение детей в традиционную русскую культуру. По замыслу авторов, обращение к народному наследию, к родной культуре не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые и являются связующим звеном между людьми. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Народная культура передает от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития.
Авторы программы указывают: «Традиционная отечественная культура в многонациональной России - это сложный сплав самых разных этнических традиций. Это мощный слой профессиональной, авторской классической культуры, выявляющей в наиболее яркой форме основы народного миропонимания, его базовые ценностные ориентиры. В свою очередь, авторская профессиональная культура влияет на дальнейшее развитие национальных духовных ценностей... Традиционная отечественная культура понимается не в узком смысле (как «крестьянская», «простонародная»), а в широком - культура страны как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих» [42, с. 123].