Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     

     

     

     

       
 
 

            - Нравственное воспитание;

            - Гражданственность;

  •   Элементы гражданственности (патриотизм, правовая культура,

     межнациональная толерантность).

     Рисунок 1. Структура понятия гражданственность

     Гражданское воспитание тесно взаимосвязано  с нравственным, патриотическим, правовым, интернациональным воспитанием, что обусловлено сущностью и содержанием понятия «гражданственность».

     Спектр  исследований, направленных на изучение процесса нравственного воспитания дошкольников, изучение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен достаточно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, Т.И. Ерофеевой, Л.П. Князевой, С.А. Козловой, Л.П. Лаврентьевой, Т.А. Пономаренко, С.Н. Силиной и других. В них нравственное воспитание понимается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы, становятся регулятором поведения. Задачи нравственного воспитания включают формирование нравственных понятий, убеждений, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

     Педагогический  поиск состоит в том, чтобы  приблизить нравственные и правовые идеи, обеспечить у ребенка необходимую  готовность к их восприятию и усвоению. Определяющим элементом системы правового воспитания детей является цель правового воспитания. Она состоит в том, чтобы ввести дошкольников в правовые общественные отношения. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского и нравственного воспитания [24].

     Важнейший элемент правового сознания –  нравственно-правовые чувства. Нравственно-правовым чувством является уважение к закону. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма. Элементом структуры правового сознания является правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры. Она включает в себя знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных. Права человека – это система ценностей, которая предполагает действия для обеспечения уважения достоинства и реального признания ценности каждого человека. Это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять то, что соответствует природе человека и разрешено законами. Права и свободы человека – общечеловеческие ценности. Они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии и эпохи [24].

     Анализ  педагогической литературы по патриотическому  воспитанию показывает, что разные ученые относят его к разным направлениям. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин и другие) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие, и их большинство (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и другие) – как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и другие) выделяют его в самостоятельный раздел. С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [41].

     Задачи  и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

     Патриотическое  воспитание неразрывно связано с  нравственным воспитанием. Сама структура  понятия «патриотизм» определяет задачи патриотического воспитания и его  содержание, что предполагает формирование чувств, сознания и привычек поведения. Это находит свое воплощение в гражданственности, в которой выражается высокая мотивация поведения, определяемая гражданским долгом. Это стимулирует активность человека во всех сферах его жизнедеятельности. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек, переживании неудач, готовности к защите родной земли. Патриотизм тесно связан с интернационализмом [12].

     Вопросами интернационального воспитания в разное время занимались разные авторы М.И. Богомолова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Ю.В. Максимов, Э.К. Суслова, В.А. Сухомлинский и другие. В настоящее время интернациональность заменяется таким понятием как толерантность (терпимость, снисходительность) к людям других национальностей. Вслед за М.Л. Мальчевской, мы отмечаем, что обогащение социального опыта дошкольников наиболее эффективно происходит за счет создания ситуаций, подразумевающих проявление сотрудничества, эмпатии, толерантности в процессе совместной деятельности. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, как одного из ведущих компонентов гражданственности надо выстраивать на развитии познавательного интереса и положительного эмоционального отношения к людям разной этнической принадлежности; удовлетворении потребности ребенка в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях в процессе приобщения к национальной культуре; обеспечении свободы выражения собственных чувств и переживаний ребенка в процессе ознакомления с народным творчеством [30].

     Воспитание  гражданственности личности определяется субъективными усилиями воспитателей и объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском  возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде. Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Началом их воспитания служит гражданское видение жизни, гражданская тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, за благополучие народа, за сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, которые созданы старшими поколениями, является одним из важных показателей гражданской направленности личности ребенка. Многочисленные исследования проблемы становления личности позволили вычленить основные структурные компоненты, включающие в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности. Они имеют следующие характеристики:

  1. Понимание и осознание или когнитивный компонент;
  2. Эмоциональное отношение или оценочно-эмоциональный компонент;
  3. Деятельностное отношение или нравственно-волевой компонент (Л.И. Божович, Л.С. Выготский) [6, 9].

      Опираясь  на выводы отечественных психологов, Е.И. Казаевой представлены следующие компоненты гражданственности как интегрального качества личности (см. рисунок 2) и дана их содержательная характеристика. 

     

       
 
 

     Рисунок 2. Структурные компоненты гражданственности

     Базой для развития других образований  являются образования первого уровня (когнитивный компонент) – система усвоенных личностью на уровне убеждений, социальных знаний, понятий, суждений, представлений, правил, норм, оценок, ценностей. Объем, глубина, действенность знаний о явлениях, процессах, обоснованность и правомерность определенного отношения к ним. Ключевую роль играют два последующие компонента. На уровне оценочно-эмоциональных (эмоциональный компонент) отношений формируются оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений. Полученные и осознанные знания приобретают личностный смысл, перерастая в систему мотивов и установок. И, наконец, личностный смысл, определяя ценностные ориентации, превращается в нравственно-волевое устремление личности, в потребности, как ведущую форму проявления человека (деятельностный компонент). Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе), совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности. Это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки целей вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения [16].

     Таким образом, анализ социальной, педагогической и психологической литературы позволяет заключить, что гражданственность – это сложное интегральное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание высоких патриотических чувств, интернациональная, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти. Хотя это далеко неполное содержание, но оно нашло достаточно четкое отражение в концептуальных идеях педагогических воззрений и в содержании программ дошкольных образовательных учреждений [42].

     Основная  цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов  общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

     Реализация  этой цели возможна посредством установления и поддержания связи между формирующейся личностью и ее родиной, являющейся совокупностью географических, исторических, этнических, культурных (в том числе религиозных) и т.п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения. 

     1.2. Методы и средства  формирования основ  гражданственности  у детей дошкольного  возраста 

     Содержание  работы по формированию основ гражданственности у детей дошкольного возраста представлено в современных образовательных программах для дошкольных учреждений [21, 35, 42, 40].

     Программа «Я – человек» автор С.А. Козлова [42], определяет цель данной программы: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям.

     Концептуальные  положения, на которых построена  программа, следующие:

     — интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве, оно взаимно мотивировано и носит у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяет уже на этапе дошкольного детства закладывать, основы творческого начала личности;

  • творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре;
  • стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли;
  • при разработке конкретных знаний учитывается, что знания о социальной действительности выполняют в процессе социализации личности триединую функцию: они должны нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность);
  • последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания индивидуальны. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер. Поэтому ориентировка в работе должна происходить, не на возраст, а на эффективность освоения программы.

     Содержание  программы построено на доступных  для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры истории, этнографии, литературы, искусства, религии, географии, астрономии, анатомии.

     Программа «Наследие», авторы М. Новицкая, Е.В. Соловьева [42].

     Цель  программы введение детей в традиционную русскую культуру. По замыслу авторов, обращение к народному наследию, к родной культуре не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые и являются связующим звеном между людьми. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Народная культура передает от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития.

     Авторы  программы указывают: «Традиционная  отечественная культура в многонациональной  России - это сложный сплав самых  разных этнических традиций. Это мощный слой профессиональной, авторской классической культуры, выявляющей в наиболее яркой  форме основы народного миропонимания, его базовые ценностные ориентиры. В свою очередь, авторская профессиональная культура влияет на дальнейшее развитие национальных духовных ценностей... Традиционная отечественная культура понимается не в узком смысле (как «крестьянская», «простонародная»), а в широком - культура страны как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих» [42, с. 123].

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста