Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     Объединяющее  начало для разных культур содержится в трех главных, по мнению авторов программы, сферах: Человек и природа; Человек и семья, род; Человек и история. Они универсальны и вбирают и себя более частные связи и проблемы, развивающиеся в конкретной этнической, социокультурной среде, конкретно-исторической ситуации [42].

     Изучению  средств и методов воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста посвящены исследования многих педагогов Р.С. Буре, Е.А Казаевой, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой, М.И. Боголюбовой, Р.И. Жуковской и др.

     К средствам воспитания основ гражданственности  относится окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность [25].

     Основной  формой использования литературы в  воспитании патриотизма у старших  дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают [18].

     Но  для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

     Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент» [19].

     Во  второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным  вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях [26].

     Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень  охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

     Восприятие  старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление  вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Педагоги – практики отмечают, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета [21].

     Важнейшим средством педагогического воздействия  является наблюдение окружающей действительности. Однако, если педагог сведет работу по воспитанию гражданственности у  детей только к организации наблюдений, он ограничит круг знаний и представлений детей определенными рамками. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.

     Большое значение имеет активная разнообразная  деятельность дошкольников, так как быть гражданином – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо [22].

     Методы  воспитания основ гражданственности  соответствуют этапам работы и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Нравственное воспитание детей, тем более гражданственное, не может осуществляться, как подчеркивал А.С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством [29].

     Методы  нравственного становления личности как одного из ведущих компонентов  гражданского воспитания В.Г. Нечаева  трактует так: «Это способы педагогического  воздействия, с помощью которых  осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами» [34, с. 14].

     В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов  нравственного воспитания, которые  успешно используются при формировании основ гражданственности у дошкольников. В исследованиях В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, Р.С. Буре и др. выявлены две группы методов.

     Первая  группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта  общественного поведения. К ним  можно отнести методы упражнения (приучения), показ действия, примеры взрослого и других детей, методы организации деятельности (труд, игра).

     Вторая  группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя  на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио-телепередач.

     Рассмотрим  все эти методы подробнее в  контексте формирования основ гражданственности  у детей старшего дошкольного  возраста.

     Во-первых, рассмотрим сущность метода упражнения (приучения) ребенка к положительным  формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл  его заключается в том, что  детей систематически в самых  разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, к правдивости, к скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, к действию, сочетается с влиянием на чувство ребенка, на его сознание.

     Упражнение (приучение) предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Метод дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей. Но чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность.

     Можно использовать и показ действия. Это тоже эффективный метод. С его помощью формируется такое важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в детском саду самостоятельность приобретает ярко выраженный, нравственный, общественный аспект.

     К первой группе методов относится  также метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно-полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, участка) [23].

     В старшей и подготовительной группах  воспитатель, организуя трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизации: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу. Показателями нравственного развития детей этого возраста, наряду с самоорганизацией, являются доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие. Следует отметить, что трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, чем в младших группах (А.М. Виноградова, Г.Н. Година, Р.С. Буре, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева). Это позволяет шире использовать труд, как средство основ гражданственного воспитания детей: формирования настойчивости и целеустремленности, понимания необходимости труда в жизни людей и уважения к нему, положительных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности [34]. Исследования показывают, что старший дошкольник может усвоить обязанности трудиться, ему доступно понятие значимости труда для общества. Поэтому в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо привлекать детей старшего дошкольного возраста к труду не только на себя, но и на общество, например, к озеленению двора, уходу за цветами, к работе на огороде, уборке участка. При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. В простой и доступной форме, взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды [23]. Таким образом, общественная значимость труда старшему дошкольнику вполне понятна.

     Большие потенциальные возможности в  воспитании основ гражданственности  у детей дошкольного возраста имеют специально организованные занятия, в процессе которых нужно опираться не только на знания, но и на опыт и чувства детей. Так на занятиях, посвященных России, дети узнают, как она велика. Эмоциональное воздействие на детей будет более сильным, если использовать прием включения детей в воображаемую ситуацию. Так, на занятиях по теме: «Народы нашей страны» авторы книги «Родной край» (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова) для большего воздействия на чувства, советует использовать дидактические игры, демонстрацию кукол, национальных костюмов, изделия народного, прикладного искусства (например, в дидактической игре «Магазин сувениров» дети определяют, какого народа изделия) [15].

     На  музыкальных занятиях, изобразительной  деятельности и других дети слушают  музыку разных народов, разучивают пляски, национальные игры. Главную эмоциональную нагрузку здесь несут слова педагога и художественные средства – музыка, картины, художественная литература [26].

     Задачи  воспитания основ гражданственности  педагог решает и на занятиях по ознакомлению с природой. Знакомство с природой родного края способствует воспитанию начал гражданских чувств дошкольников. Обучение уходу за растениями, животными сочетается с воспитанием настойчивости, целеустремленности, заботливого отношения к окружающему, активной любви к природе [20].

     Возможности для нравственного развития детей  создаются и на занятиях по физическому  воспитанию. Сила, ловкость, уверенность, которые развиваются на этих занятиях, являются предпосылкой воспитания таких  качеств, как целеустремленность, самостоятельность, смелость, организованность.

     Следует отметить, что вышеперечисленные  занятия объединяются вокруг определенных тем, которые помогают воспитателю  формировать у детей более  четкие представления о явлениях общественной жизни и воспитывать отношение к ним [10].

     В подготовительной группе – педагог  уже в гораздо большей степени  обращает внимание детей на исторические памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе или  селе. Сильное впечатление на детей  оказывают экскурсии к памятникам.

     Основной  целью экскурсии и прогулки в  природу является не только дать знания о сезонных явлениях в природе, укреплять  желание применять полученные знания в посильной деятельности по ее охране.

     Во  время экскурсии и прогулок дети узнают, что парк, сквер – это места отдыха людей, что зеленые насаждения нужны для здоровья, что красота парка, цветников, скверов, доставляет людям удовольствие [22].

     В подготовительной группе обязательными  являются экскурсии по центральной  улице села, одной из главных улиц города. Нужно рассказать детям, почему так называется главная улица города, с каким событием или именем человека связано название улицы, какие общественные здания (библиотека, музей и т.д.) есть на центральной улице.

     Детское вдохновение – очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой «концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.

     Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий [41].

     Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет.

     Мальчики  часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира [49].

     Девочки редко присоединяются к военным  играм мальчиков, и предпочитают сюжеты из более романтических произведений – русских народных сказок про Царевну, Василису, волшебницу и Бабу-Ягу. Сюжеты, как правило, крутятся вокруг похищения царевны каким-нибудь злым персонажем (Кощеем Бессмертным или Бабой-Ягой), либо вокруг поисков некоей волшебной вещи, а царевич, добрый молодец или богатырь ее спасает (помогает отыскать). Девочки подробно отыгрывают драматические переживания похищаемой царевны, попытки перехитрить злодея, обряд благодарности к спасителю. Мальчики охотно берут на себя роль героя-спасителя, и тут важно помогать детям, не зацикливаться на однообразном повторении набора действий и реплик, а учить их вводить новых персонажей и новые варианты развития сюжета. Для этого можно на некоторое время присоединиться к игре второстепенным персонажем и «подсказать» в косвенной форме. Например, к Царевне «подлетает» воспитатель - «сова» и говорит: «Ух-ух, Царевна! Я Сова, прилетела к тебе и принесла волшебный клубочек (дает мячик)! Куда он покатится – туда и ты ступай! Найдешь там выход из пещеры!» [41].

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста