Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)
    1. Да
    2. Иногда
    3. Нет

     2. Нужно ли воспитывать гражданственность? 

    1. Да
    2. Частично
    3. Скорее нет, чем да

     3. Что включает в себя гражданственность?

    1. Патриотизм
    2. Права и обязанности
    3. Нравственность
    4. Интернационализм

     4. Где должно проходить воспитание гражданственности?

    1. В детском саду
    2. В семье
    3. В семье и в детском саду

     5. Воспитываете ли Вы своего  ребенка как патриота своей  страны?

    1. Конечно
    2. Частично
    3. Нет

     6. Знакомите ли Вы своего ребенка  с правами и обязанностями?

    1. Безусловно
    2. Частично
    3. Нет

     7. Воспитываете ли Вы у ребенка такие нравственные качества как: уважение, взаимопомощь, доброжелательность, чувство собственного достоинства?

    1. Определенно, да
    2. Скорее да, чем нет
    3. Скорее нет, чем да

     8. Знает ли Ваш ребенок людей  разных национальностей?

    1. Да
    2. Не знаю
    3. Нет
 

 

Приложение В

Анкетирование педагогов

     Цель: выяснить, считают ли нужным педагоги, знакомить детей старшего дошкольного  возраста с основами гражданственности

     Критерии

  • сформированность компонентов (3, 6, 7, 8, 9 вопросы);
  • значимость гражданственности в развитии личности (1, 2 вопросы);
  • педагогические условия, направленные на формирование гражданственности (4, 5 вопросы).

       Вопросы для педагогов:

     1. На Ваш взгляд, воспитание гражданственности  в дошкольном возрасте актуально? 

        1. Да
        2. Частично
        3. Скорее нет, чем да

     2. Что, на Ваш взгляд, включает  в себя гражданственность?

        1. Патриотизм
        2. Права и обязанности
        3. Нравственность
        4. Интернационализм

3. Изучаете ли  Вы с детьми вопросы гражданского  воспитания?

        1. Да
        2. Иногда
        3. Нет

4. Предусмотрено  ли это образовательной программой, по которой Вы работаете?

        1. Да
        2. Нет

5. Кто  должен уделять внимание воспитанию  гражданственности у детей?

        1. Педагоги
        2. Родители
        3. ДОУ и семья

6. Знакомите  ли Вы детей с их правами  и обязанностями?

        1. Безусловно
        2. Частично
        3. Нет

7. Воспитываете  ли Вы у детей такие нравственные  качества как: уважение, взаимопомощь, доброжелательность, чувство собственного достоинства?

        1. Определенно, да
        2. Скорее да, чем нет
        3. Скорее нет, чем да

8. Система  патриотического воспитания, реализуемая  Вами предполагает:

        1. Воспитание гражданственности
        2. Формирование системы знаний о Родине и положительное отношение к ней
        3. Формирование интегративных нравственных качеств – гражданственности и патриотизма

9. Знакомите  ли Вы детей с культурой  других национальностей?

        1. Да
        2. Частично
        3. Скорее да, чем нет

 

        Приложение Г

    Проблемные ситуации

     С целью определения особенностей проявления гражданственности у  детей, можно предложить им решить проблемные ситуации.

     Критерии

    • за ответ «Не знаю», либо ответ в котором ребенок отказывается дружить или помочь, проявляет безразличие и безучастие – 0 баллов;
    • за ответы, где ребенок проявляет косвенное участие «Расскажу маме» и т.п. – 1 балл;
    • личное участие ребенка в решении вопроса – 2 балла.

    Вопросы к детям:

  1. Как бы ты поступил, если бы увидел, что в вашем дворе кто-то разбросал бумагу, сломал деревце?
  2. Что бы ты сделал, если бы придя, домой из детского сада, увидел, что мама устала и отдыхает?
  3. Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то рисует на стене в подъезде, на стене дома?
  4. «Мне рассказали недавно такую историю, которая произошла в другом детском саду, и даже в другом городе, но с такими же ребятами, как и вы. Они тоже ходили в детский сад. И вот, однажды, к ним в группу пришел новенький. Это был узкоглазый мальчик Ренат, который приехал со своими родителями из Якутии, с холодного севера. Как и всех детей, мама привела его в детский сад. Встретили в группе Рената тепло, по-дружески. Дети на перебой знакомились с ним, расспрашивали. Им было весело вместе. Все было бы хорошо, но только один мальчик Саша никак не хотел знакомиться с Ренатом: «Я не буду с ним знакомиться и играть тоже не хочу! Он узкоглазый! Пусть он едет к себе и играет с такими же детьми как он!» Как вы думаете, ребята, прав ли Саша? Как бы вы поступили в такой ситуации?

 

      Приложение Д

     Беседа  с детьми

     Цель: выяснение представлений старших дошкольников о гражданственности

     Критерии

  • полнота представлений;
  • сформированность эмоциональных проявлений;
  • активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях.
  • правильность, точность, полнота (высокий уровень);
  • неточность (средний уровень);
  • неправильность или отсутствие ответа: типа «Я забыл», «Не знаю», «Не помню» (низкий уровень).
 

       Вопросы детям:

    1. Что такое Родина?
    2. Как называется страна, город, где ты живешь?
    3. Как называется столица нашей страны, главный город нашей страны?
    4. За что ты любишь свой город?
    5. Твой город – это Родина?
    6. Кто в нем живет?
    7. Ты слышал(а) такое слово – гражданин?
    8. Кто такой гражданин?
    9. Считаешь ли ты себя гражданином?
    10. Должен ли гражданин иметь права и обязанности?
    11. Какие права ты знаешь?
    12. Знаешь ли ты свои права?
    13. Рассказывал ли тебе кто-нибудь о твоих правах?
    14. Какие обязанности ты знаешь?
    15. Выполняешь ли ты свои обязанности? Какие?
    16. Рассказывали ли тебе о твоих обязанностях? Кто?
    17. Какие народы живут в нашей стране?
    18. Как должны они относиться друг к другу?
    19. Могут ли они вместе работать, отдыхать?
 

       Таблица Д.1 - Критерии и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности 

 
Критерии
Элементы гражданственности Уровни  сформированности
Высокий Средний Низкий
Полнота представлений Патриотизм Имеют полные представления о том, что такое Родина, гражданин. Относительно  полные представления о Родине. Затрудняются  с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин.
Правовая  культура Знают что такое  права и обязанности. Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Не имеют  представлений о правах и обязанностях.
Межнациональная толерантность Имеют представления о людях других национальностей Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Не знают, что  есть люди других национальностей.
Сформированность эмоциональных проявлений Патриотизм Эмоционально  рассказывают о своей Родине. Недостаточна  эмоциональность рассказов о Родине. Эмоциональная бедность рассказов о Родине.
Правовая  культура С удовольствием  выполняю свои обязанности, испытывают удовлетворение от проделанной работы. Эмоционально объясняют окружающим какие права имеют. Недостаточно  выражена сопричастность к поручениям в семье и детском саду. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав.
Межнациональная толерантность Испытывают  эмоционально положительные чувства к людям разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей.
 
 

      Продолжение таблицы Д.1

Активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях Патриотизм Бережно относятся  к природе, памятникам культуры, способны оценить действия и поступки других. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры. Отсутствие  заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.
Правовая  культура Соблюдают и выполняют свои права и обязанности, способны оценить действия и поступки других. Относительное выполнение своих прав и обязанностей. Не выполняют  свои права и обязанности, не способны оценить поступки других людей.
Межнациональная толерантность Дружат с  детьми других национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят. Плохо относятся  к людям других национальностей.
 

 

Приложение Е

Код ребенка Сформированность  компонентов Значимость  гражданственности Педагогические  условия
3 6 7 8 1 2 4 5
а,б,в,г б а а а а а а
а,б,в,г а а б б а а а
а,г а а а б б а а
а,б,г б б а а а а а
а,б,в б а а б а а б
а,в а а а б б в а
а,б,в а б а а а в б
а,б,в,г б а б б а в а
а,б б а а а а а а
а,г б а а б б в б
а,в а а а б а а б
а,б,в,г б а б а а в а
а,б,в,г а а а б б а б
а,б,в,г а а а а б а б

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста