Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
2.
Нужно ли воспитывать
3.
Что включает в себя
4.
Где должно проходить
5. Воспитываете ли Вы своего ребенка как патриота своей страны?
6.
Знакомите ли Вы своего
7. Воспитываете ли Вы у ребенка такие нравственные качества как: уважение, взаимопомощь, доброжелательность, чувство собственного достоинства?
8. Знает ли Ваш ребенок людей разных национальностей?
Приложение В
Анкетирование педагогов
Цель: выяснить, считают ли нужным педагоги, знакомить детей старшего дошкольного возраста с основами гражданственности
Критерии
Вопросы для педагогов:
1.
На Ваш взгляд, воспитание гражданственности
в дошкольном возрасте
2. Что, на Ваш взгляд, включает в себя гражданственность?
3. Изучаете ли
Вы с детьми вопросы
4. Предусмотрено
ли это образовательной
5. Кто
должен уделять внимание
6. Знакомите ли Вы детей с их правами и обязанностями?
7. Воспитываете
ли Вы у детей такие
8. Система патриотического воспитания, реализуемая Вами предполагает:
9. Знакомите ли Вы детей с культурой других национальностей?
Приложение Г
Проблемные ситуации
С целью определения особенностей проявления гражданственности у детей, можно предложить им решить проблемные ситуации.
Критерии
Вопросы к детям:
Приложение Д
Беседа с детьми
Цель: выяснение представлений старших дошкольников о гражданственности
Критерии
Вопросы детям:
Таблица
Д.1 - Критерии и уровни сформированности
у детей старшего дошкольного возраста
основ гражданственности
Критерии |
Элементы гражданственности | Уровни сформированности | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Полнота представлений | Патриотизм | Имеют полные представления о том, что такое Родина, гражданин. | Относительно полные представления о Родине. | Затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. |
Правовая культура | Знают что такое права и обязанности. | Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». | Не имеют представлений о правах и обязанностях. | |
Межнациональная толерантность | Имеют представления о людях других национальностей | Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. | Не знают, что есть люди других национальностей. | |
Сформированность эмоциональных проявлений | Патриотизм | Эмоционально рассказывают о своей Родине. | Недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. | Эмоциональная бедность рассказов о Родине. |
Правовая культура | С удовольствием выполняю свои обязанности, испытывают удовлетворение от проделанной работы. Эмоционально объясняют окружающим какие права имеют. | Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в семье и детском саду. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. | Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. | |
Межнациональная толерантность | Испытывают эмоционально положительные чувства к людям разных национальностей. | Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. | Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. |
Продолжение таблицы Д.1
Активность в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях | Патриотизм | Бережно относятся к природе, памятникам культуры, способны оценить действия и поступки других. | Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры. | Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей. |
Правовая культура | Соблюдают и выполняют свои права и обязанности, способны оценить действия и поступки других. | Относительное выполнение своих прав и обязанностей. | Не выполняют свои права и обязанности, не способны оценить поступки других людей. | |
Межнациональная толерантность | Дружат с детьми других национальностей. | Относятся положительно, но дружить не хотят. | Плохо относятся к людям других национальностей. |
Приложение Е
Код ребенка | Сформированность компонентов | Значимость гражданственности | Педагогические условия | |||||
3 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 4 | 5 | |
а,б,в,г | б | а | а | а | а | а | а | |
а,б,в,г | а | а | б | б | а | а | а | |
а,г | а | а | а | б | б | а | а | |
а,б,г | б | б | а | а | а | а | а | |
а,б,в | б | а | а | б | а | а | б | |
а,в | а | а | а | б | б | в | а | |
а,б,в | а | б | а | а | а | в | б | |
а,б,в,г | б | а | б | б | а | в | а | |
а,б | б | а | а | а | а | а | а | |
а,г | б | а | а | б | б | в | б | |
а,в | а | а | а | б | а | а | б | |
а,б,в,г | б | а | б | а | а | в | а | |
а,б,в,г | а | а | а | б | б | а | б | |
а,б,в,г | а | а | а | а | б | а | б |