Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     Также на музыкальном занятии вели хоровод  «На горе-то калина». С целью закрепления основные движения русского хоровода, детей учили одновременно петь и выполнять движения.

     Также на репродуктивно-творческом этапе  мы активно использовали игровую, трудовую и творческую деятельность детей. Планы–конспекты этих проведенных мероприятий, предлагаются в приложении.

     Все эти занятия, игры, беседы, художественные чтения проводились с общей целью: воспитывать у детей гражданственность, любовь к родному краю и уважение истории своего народа. И это нам удалось, потому что мы смогли заинтересовать наших детей, и они много чего узнали об истории русского народа. 
 

     2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 

     Для подтверждения выдвинутой гипотезы и проверки эффективности формирующего этапа был проведен контрольный  этап, который осуществлялся в  марте месяце 2011 года и предполагал оценку уровня сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на конец опытно-экспериментальной работы и сравнение его с результатами констатирующего этапа.

     Для выявления уровня сформированности основ гражданственности у дошкольников мы использовали следующие методики констатирующего этапа: беседа с детьми и решение детьми проблемных ситуаций, разработанные Е.А. Казаевой.

     Проблемные ситуации

     Анализ  полученных результатов свидетельствовал о явных динамических изменениях показателей уровней сформированности основ гражданственности у детей экспериментальной группы (как в сравнении с данными констатирующего этапа, так и в сравнении с контрольной группой). Результаты наглядно представлены в приложении П, таблице П.7 и таблице П.8, и рисунке 5.

 

     Рисунок 5. Сравнительный уровень проявления гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в решении проблемных ситуаций на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

      На  контрольном этапе работы дети экспериментальной группы также охотно отвечали на вопросы, с четвертым вопросом о мальчике Ренате из Якутии справились гораздо быстрее и он не вызвал сложности при ответе, отношение детей к мальчику другой национальности изменилось, они отнеслись бы к нему с большим интересом. На вопрос «Как бы ты поступил, если бы увидел, что в вашем дворе кто-то разбросал бумагу, сломал деревце» 37,5% детей экспериментальной группы Андрей Б., Вася Б., Витя К., Карина Ю.,Катя Н., и 28,5% детей контрольной группы ответили, что приняли бы личное участие «собрали бумагу» или «полили деревце» Галя Л., ответила «Что это делает дворник», оставшиеся дети соберут мусор вместе с родителями. На вопрос «Что бы ты сделал, если бы придя, домой из детского сада, увидел, что мама устала и отдыхает», 42,8% детей экспериментально группы Алина Н., Борис Н., Валя Щ., Витя К., Галя Л., Люба Ч., и 28.8% детей контрольной группы ответили, что предложили бы помощь маме. Остальные ребята не беспокоили бы маму, а занимались бы своими делами. На вопрос «Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то рисует на стене в подъезде, на стене дома» 28,5% детей экспериментальной группы Алина Н., Витя К., Илья Д., Люба Ч., и 21,4% детей контрольной группы ответили, что они бы приняли непосредственное участие в воспитании хулигана и объяснили бы ему что это делать не хорошо остальные дети ответили, что и сами рисуют на стенах домов или не знают что делать.

      При этом, дети из контрольной группы значительных различий с данными на констатирующем этапе не проявили.

     Таким образом, мы выяснили, что высокий уровень проявления гражданственности детей контрольной группы «Капелька» по сравнению с констатирующим этапом повысился на 29% (4 ребенка), количество детей со средним уровнем снизилось на 14% (2 ребенка) и с низким уровнем также снизилось на 14% (2 ребенка).

     В целом, дети экспериментальной группы имеют более содержательные представления  о Родине и ее структурных элементах, воспринимают себя и других людей  как элементы Родины, ценят это, стараются проявлять конструктивное поведение при взаимодействии с природным, предметным и социальным миром. При этом, дети контрольной группы проявили преобладание полноты представлений о Родине, ее составляющих и себе как ее компонента над активностью в решении проблемных ситуаций, причем как реальном, так и на вербальном уровне.

     Беседа  с детьми

     В результате проведенной беседы на контрольном этапе нашего исследования выяснилось, что в экспериментальной группе показатели уровня сформированности основ гражданственности выше, чем у детей из контрольной группы. Несмотря на доминирование показателей среднего уровня сформированности основ гражданственности в обеих группах, динамика перехода с низкого на средний, и со среднего на высокий уровень ярче выражена в экспериментальной группе. Полученные результаты наглядно отражены в приложении Р, таблице Р.9 и таблице Р.10, и на рисунке 6.  

 

 

     Рисунок 6. Сравнительные результаты сформированности компонентов гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно-экспериментальной работы по итогам беседы 
 

 

 

     Рисунок 7. Сравнительные результаты сформированности уровней основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно-экспериментальной работы по итогам беседы

     Сравнительные результаты контрольного этапа беседы с детьми следующие: средний уровень доминирует, но процентные данные снизились во всех компонентах: когнитивный на 21%, эмоциональный на 15%, деятельностный на 14%. Высокий уровень когнитивного компонента гражданственности повысился на 36%, эмоционального на 22%, деятельностного на 28%. Низкий уровень снизился в когнитивном компоненте на 15%, в эмоциональном на 7%, в деятельностном на 15%.

     Таким образом, показатели экспериментальной  группы свидетельствуют о значительной эффективности использования устного народного творчества как средства формирования основ гражданственности у старших дошкольников. При этом, проведенная работа позволила не только расширить представления детей о Родине, но сформировать эмоционально-ценностное отношение к ней и к другим людям, а также самому себе как ее члену. Тогда как в контрольной группы, мы наблюдали изменения только в когнитивном компоненте основ гражданственности.

     Сопоставление результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы мы представили в рисунке 8.

     Рисунок 8. Средние показатели сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-экспериментальной работы

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством будет наиболее эффективно, если: будут использоваться разные жанры устного народного творчества с учетом возможностей детей (пословицы, поговорки, сказки, былины); применяемые методы и средства работы будут способствовать формированию когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданственности как качества личности ребенка; работа будет осуществляться как на занятиях, так и вне занятий (в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей).

     Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

 

      Заключение  

     Так как, личность формируется в результате интеграции таких нравственных качеств, как патриотизм, правовая культура, национальная толерантность и другие. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию.

     Реализация  этой цели возможна посредством установления и поддержания связи между формирующейся личностью и ее родиной, являющейся совокупностью географических, исторических, этнических, культурных (в том числе религиозных) и т.п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения.

     Формирование основ гражданственности как интегрального качества личности старшего дошкольника требует от педагога осознанного выбора комплекса методов и средств, обеспечивающих становление всех структурных компонентов этого качества с учетом возрастных возможностей детей.

     Изучив художественную и методическую литературу, посвященную вопросу использования устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у дошкольников старшего возраста, мы делаем вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности, основ гражданственности, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается устное народное творчество.

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством будет наиболее эффективно, если: будут использоваться разные жанры устного народного творчества с учетом возможностей детей  (пословицы, поговорки, сказки, былины); применяемые методы и средства работы будут способствовать формированию когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданственности как качества личности ребенка; работа будет осуществляться как на занятиях, так и вне занятий (в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей).

     Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла  свое подтверждение. 
 
 

 

      Библиографический список 

     
  1. Айвазян А.А. Гражданственность и гражданское участие (теоретико-методологический анализ) [Текст]: автореф. дис. канд. полит. наук / А.А. Айвазян. – Екатеринбург, 2008. - 20 с.
  2. Бабанский Ю.К. Индивидуально-личностный подход в образовании [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М. 2007. – 64с.
  3. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / А.В. Беляев. - Ставрополь, 2007. - 315 с.
  4. Береговая Л., Колобаева А., Кузнецова А. Воспитываем патриотов [Текст] / Береговая Л., Колобаева А., Кузнецова А.//Дошкольное воспитание. – 2009. - № 2. – с.46-50
  5. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст] / М.И. Богомолова – М.: Просвещение, 2009. – 110 с.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2006. - с. 230.
  7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] /Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
  8. Воспитание у детей этики межнационального общения [Текст]: спец. курс / Суслова Э.К. – М.: А.П.О.,2003 – 8 с.
  9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956. - 379 с.
  10. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 59-64.
  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 годы». - М.: Росвоенцентр, 2001. - 56с.
  12. Гражданственность и патриотизм в XXI веке: теория и практика [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 259с.
  13. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией Логиновой В.И., Саморуковой П.Г.. – М.: Просвещение, 2006. – 255с.
  14. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Жариков А.Д.  - М.: Просвещение, 2004 – 192с.
  15. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Р., Козлова С.А. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 94с.
  16. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: уч.метод.пособие для студ. Оч.и заоч. Отделений факультета дошк.и соц. Пед.и психол. – Шадринск, 2001. – 93с.
  17. Казаева Е.А. Гражданственность как интегративное качество личности: старший дошкольный возраст [Текст] / Е. Казаева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 85-89.
  18. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И. Казакова // Обруч. - 2003. - № 6. - С. 8-9.
  19. Кирилина, М. Патриотическое воспитание [Текст] / М. Кирилина, Л. Мельчина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 11-15.
  20. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание [Текст] / Кирилина М., Мельчина Л. .//Дошкольное воспитание. – 2005. № 5
  21. Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство- Пресс, 2004.-304с.
  22. Козлова С.А., Виноградова Н.Ф. Наша Родина [Текст]. – М., 1984
  23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов дошкольного отделения и факультетов средних педагогических учебных заведений /Козлова С.А., Куликова Т.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 416 с.
  24. Козлова С.А., Ледовских Н.К., Калишенко В.Д. [Текст] / Под редакцией Козловой, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М.: «Академия», 2002 – 192 с.
  25. Козлова С.Л. Теория и методика ознакомления дошкольников  с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений  [Текст]  – М.: «Академия», 2008.
  26. Комарова Т., Пантелеева М. Искусство как фактор [Текст] / Комарова Т., Пантелеева М. .// Дошкольное воспитание. – 2006. № 2
  27. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина [Текст] / Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. .// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. № 1
  28. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей [Текст] / Лебедева, О.В.// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. № 1.
  29. Макаренко А.С. [Текст] / Макаренко, А.С.: собрание сочинений. – М.,1951 – 344 с.
  30. Мальчевская М.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом [Текст]: автореф.дис. канд. пед. наук: - Абакан, 2006.- 234с.
  31. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Маханева, М.Д. - М.: «Аркти», 2005.
  32. Национальная доктрина образования в РФ – М., 2000.
  33. Никитин А.Ф., Соколов, Я.В. Изменение подхода к гражданскому воспитанию [Текст] /А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов / Под ред. А.Ф. Филонова. – М.: Педагогика, 1990. – С. 17-20.
  34. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 27 с.
  35. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т.С. – М., 2009.
  36. Румянцев Н. Социально–гражданское воспитание с психологической точки зрения [Текст] // Вестн. воспитания. – 1916. – №8.– С. 12.
  37. Русские былины в обр. И. Чудовской [Текст]. – М.: 2004.- 113с.
  38. Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России [Текст] // все для Детского сада. @ Сайт Иванищина Алексея ivalex@vistcom.ru.
  39. Растим юного гражданина. Программа становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Сост. И.И.Гончарова, А.В.Крайсветняя, О.Н.Шадрина. –Абакан, 2007 -24с.
  40. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / Рыбалова, И.// Дошкольное воспитание. – 2003. № 6
  41. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.
  42. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учеб.пособие для студ.высш.и сред.пед. учебных заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2000. – 344с.
  43. Суслова Э.К. Растим гражданина [Текст] / Суслова Э.К.// Дошкольное воспитание. – 1999. - № 1
  44. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.
  45. Сухомлинский В.А. Родина в сердце [Текст] / Сухомлинский В.А. – М., 1976
  46. Ушинский К.Д. Собр. Соч. т. 2. [Текст] - М.-Л., 1948. - стр. 160.
  47. Ушинский К.Д. Избранные произведения [Текст] / Ушинский К.Д. – М., 1946 – 250 с.
  48. Харламов И. Ф. Педагогика [Текст]: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2000. – 353с.
  49. Чтение книги в детском саду [Текст] /Жуковская Р.И, - М., - 2008 – 101 с.
  50. Яковлева Д.С. Воспитание гражданской сознательности у старшеклассников средней школы [Текст]: автореф.дис.канд.пед.наук / Яковлева Д.С. – М., 1969. – 351с.
 
 
 
 

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложения

 

Приложение  А

Список и код обследуемых детей старшей группы

    Экспериментальная группа

    «Капелька

  1. Алина Н.
  2. Андрей Б.
  3. Борис Н.
  4. Валя Щ.
  5. Вася Б.
  6. Витя К.
  7. Галя Л.
  8. Илья Д.
  9. Ирина Ж.
  10. Карина Ю.
  11. Катя Н.
  12. Коля З.
  13. Лиля Т.
  14. Люба Ч.
Контрольная группа

«Кувшинка»

    1. Аня К.

    2. Витя З.

    3. Виталий Г.

    4. Даша И.

    5. Ира В.

    6. Иван Ю.

    7. Илья Ш.

    8. Костя Г.

    9. Лена П.

    10. Лера Д.

    11. Люда М.

    12. Оля С.

    13. Олег И.

    14. Фёдор А.

  
 

 

      Приложение Б

     Анкетирование родителей

     Цель: изучить представление родителей  о сформированности у ребенка  гражданственности.

     Критерии

  • сформированность компонентов (3, 6, 7, 8 вопросы);
  • значимость гражданственности в развитии личности (1, 2 вопросы);
  • педагогические условия, направленные на формирование гражданственности (4, 5 вопросы).

     Вопросы для родителей

     1. Изучаете ли Вы вопросы гражданского воспитания?

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста