Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:59, реферат
Здоровье — это состояние полного социального, биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Формирование здоровья
глухих детей
Введение
Здоровье — это
состояние полного социального,
биологического и психологического
благополучия, когда функции всех
органов и систем органов уравновешены
с природой и окружающей средой,
отсутствуют какие-либо болезненные
состояния и физические дефекты.
Различают здоровье
индивидуальное и общественное. Общественное
здоровье включает: заболеваемость, инвалидность,
физическое развитие, средняя продолжительность
жизни.
Здоровье населения
зависит от факторов: здоровый образ
жизни — 50%, влияние окружающей среды
— 18%, работа — 14 – 18%.
Физическое воспитание
ребенка с недостатками слуха
также, как и слышащих, является составной
частью воспитания. Физическое воспитание
служит задачей всестороннего развития
детей. Человек должен быть развит не
только в умственном, но и в физическом
отношении. Чем более гармонично
будет развиваться человек, тем
с большим успехом он будет
решать стоящие перед ним задачи.
Огромную роль в укреплении здоровья
детей играет физическое воспитание.
Под физическим воспитанием
подразумевается система
Очень важно знать,
когда ребенок оглох: до появления
у него речи или после того как
овладел ею. Надо учитывать и степень
глухоты, то есть абсолютно ли глухой
ребенок или имеет те или иные
остатки слуха, которые могут
быть использованы в процессе обучения
и воспитания.
Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет. Формирование здоровья глухих детей в режиме дня школы
Особенности физического
и функционального развития глухих
детей
У учащихся в процессе
учебных занятий активно
В процессе учебных
занятий у школьников происходит
снижение работоспособности: ухудшаются
внимание и память, удлиняется латентный
период двигательной реакции. В результате
длительного поддержания
С целью предупреждения
снижения работоспособности
Чередование учебных
занятий и активного отдыха, включающего
физические упражнения в разных формах,
способствует снятию утомления, вызванного
учебной деятельностью, и повышению
работоспособности учащихся.
В первой половине учебного
дня работоспособность
Исследования показывают,
что проведение физических упражнений
и подвижных игр во время перемен
способствует повышению умственной
работоспособности на следующих
уроках.
Применение кратковременного
отдыха в форме физкультурных
минут на уроках и физических упражнений
на переменах оказывает
Установлено, что
с началом систематического обучения
детей в школе их суточная двигательная
активность снижается на 50%, но потребность
в движениях еще
Уроки физической культуры
лишь частично пополняют недостаток
движений — около 40% суточной потребности
или 11% недельной. И если школьник дополнительно
не будет заниматься физическими
упражнениями и спортом, это может
повлечь за собой задержу в
развитии моторики.
Большое значение имеет
организация двигательной активности
в режиме дня. В исследованиях
Н.Т. Лебедевой показано, что у
школьников, особенно у младших, наблюдается
практически ежечасная
Из рисунка 1 видно,
что виды физкультурно-оздоровительной
работы — гимнастика до учебных
занятий, физкультурные минутки
на общеобразовательных уроках, физические
упражнения и игры на переменах, спортивный
час — равномерно распределяются
в течение учебной недели и
вместе с уроками физической культуры
составляют ежедневный стабильный двигательный
режим, обязательный для всех школьников.
При проведении занятий
физическими упражнениями в режиме
учебного дня можно выделить два
направления: оздоровительная
Исследования, проведенные
НИИ физиологии детей и подростков,
показали, что комплексное применение
всех видов физкультурно-
Глухие дети младшего
школьного возраста имеют свои отличительные
особенности физического, функционального
и психического развития. Эти особенности
обуславливают специфику их физического
развития. Среди глухих детей встречаются
чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость,
плоская грудная клетка, крыловидные
лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте
показатели физического развития глухих
детей (рост, вес тела, окружность грудной
клетки, жизненная емкость легких,
сила мышц спины, живота и клетки) также
имеют отличия от показателей
слышащих детей.
Наиболее заметны
у глухих детей нарушения моторики.
В технике выполнения циклических
движений имеются отклонения: при
ходьбе наблюдается шаркающая походка,
а бег на полусогнутых ногах при
очень малой амплитуде движений
рук и незначительном наклоне
туловища. Движения сами по себе лишены
пластичности, действия не точные.
Развитие такого
жизненно важного качества, как скорость
движения у глухих детей, также отстает
от результатов слышащих, такого же
возраста, особенно скорость двигательной
реакции и одиночного движения.
Также имеется ярко
выраженное отставание развития двигательной
памяти и уменьшение сохранить равновесие
как статически, так и динамически.
Недостатки в равновесии
и деятельности вестибулярного анализатора
приводят к приспособительным реакциям
в статике и моторике. Имеются
в виду дефекты: широкая постановка
ног при ходьбе и беге, усиление
плоскостопия, увеличение изогнутости
позвоночника. Степень сохранности
вестибулярного аппарата у школьников
не всегда сопровождается устойчивостью
равновесия. Однако ведущим и решающим
фактором в регуляции чувства
равновесия является лефуинциональное
состояние вестибулярного аппарата
или степень сохранности слуха,
а мышечно-суставное чувство и
деятельность двигательного аппарата.
В дыхательной системе
у глухих проявляются следующие
отклонения: диспропорция в объеме
и экскурсии грудной клетки, недостаточность
жизненной емкости легких, неумение
координировать дыхание с ритмом
устной речи.
В процессе физического
воспитания в школах для глухих детей
необходимо использовать устную речь.
Включение речевого материала в
содержании уроков физической культуры
положительно влияет на накопление и
осмысление словарного запаса, связанного
с формированием и
За физическим воспитанием
в школе-интернате №11 отвечают в
первую очередь директор, школьный
врач и учитель физической культуры.
В штат школы входят врач-терапевт,
врач-отоларинголог, медсестра. Они
следят за тем, чтобы не только лечить
заболевшего ребенка, но и предостерегать
других от заражения.
Так, в школе имеется
оборудованный кабинет врача
и комната-изолятор, где проводят
лечение и массаж детей. Когда
поступает ребенок в школу, на
него заводят личное дело, в котором
описывается анализ, собранный врачом.
Здесь регистрируются сведения о
развитии ребенка, о причинах глухоты,
о заболеваниях, которые он перенес
в различные периоды жизни. Затем
производят антропометрию и исследуют
состояние внутренних органов.
Особенно уделяют
большое внимание слуховому анализатору.
Это обследование и лечение детей
проводит врач-отоларинголог.
Также ведут контроль
по охране зрения детей. Врач-окулист
через определенный промежуток времени
производит осмотр глаз.
После того, как школьники
возвращаются с каникул в школу,
врачи совместно с учителем физкультуры
проводят медицинский осмотр. После
чего дети допускаются к занятиям
физической культуры и спортом.
В школе-интернате
№11 всегда присутствует чистота, порядок
и уют, что благоприятно действует
на психику детей. Кроме того, каждый
месяц здесь проводится санитарный
день, в котором принимают участие
сами ученики этой школы.
Для укрепления здоровья
и предупреждения заболеваний необходимо
составить организационный