Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     Работа проводилась на базе МДОУ Ойский детский сад «Журавлёнок» п. Ойский, Ермаковский район, Красноярский край в период с сентября 2010 г. по март 2011 г.

     Экспериментальная выборка составила 28 детей шестого года жизни, из которых 14 детей, посещающих группу «Капелька» вошли в экспериментальную группу, а 14 детей, посещающих группу «Кувшинка» - составили контрольную группу выборки; 4 педагога, работающие с обследуемыми детьми, 28 родителей. Описание экспериментальной выборки представлено в приложении А.

     Опытно-экспериментальная  работа включала в себя 3 этапа:

  1. Констатирующий этап (сентябрь-октябрь) - оценка исходного уровня сформированности основ гражданственности у детей шестого года жизни.
  2. Формирующий этап (ноябрь-февраль) - формирование основ гражданственности у детей шестого года жизни средствами устного народного творчества.
  3. Контрольный этап (март) - оценка эффективности использования устного народного творчества как средства формирования основ гражданственности у детей шестого года жизни.

     Для выявления уровня сформированности основ гражданственности у детей  старшего дошкольного возраста мы использовали следующие эмпирические методы:

    • анализ педагогической документации;
    • анкетирование педагогов и родителей (Е.А. Казаева);
    • проблемная ситуация (Е.А. Казаева);
    • беседа с детьми (Е.А. Казаева).

     Описание  диагностические методик представлено в приложениях Б, В, Г, Д.

     Анализ  педагогической документации показал, что познавательные занятия по исследуемой нами проблематике проводятся эпизодически не чаще одного раза в месяц. При этом, педагоги обеих групп отмечают в качестве ведущих методов работы с детьми на таких занятиях рассматривание картин, чтение и рассказывание сказок, что не обеспечивает накопление опыта нравственного поведения старшего дошкольника.

     Анкетирование родителей

     Анализ  анкет родителей детей обследуемой выборки показал, что задача формирования у дошкольников основ гражданственности не является приоритетной. Так, 42,8% родителей экспериментальной группы и 35,7% родителей контрольной группы ответили, что гражданственность включает в себя все четыре пункта («Патриотизм», «Права и обязанности», «Нравственность», «Интернационализм»), 21,4% родителей экспериментальной группы и 28,5% родителей контрольной группы не отметили «Нравственность», двое «Интернационализм»; 14,2% родителей экспериментальной группы и 7,1% родителей контрольной группы отметили только «Патриотизм» и «Интернационализм»; 7,1% родителей экспериментальной группы и 14,2% родителей контрольной группы отметили «Патриотизм» и «Права и обязанности»; и, что характерно все родители в обеих группах отметили «Патриотизм».

     На  вопрос «Знакомите ли Вы своего ребенка  с правами и обязанностями?»  50% родителей экспериментальной группы и 57,1% родителей контрольной группы ответили «Безусловно», 50% родителей экспериментальной группы и 42,8% родителей контрольной группы ответили «Частично».

     На  седьмой вопрос 85,7% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы ответили «Определенно, да»; 14,2% родителей экспериментальной группы и 21,4% родителей контрольной группы ответили «Скорее да, чем нет».

     И на восьмой вопрос (знает ли Ваш  ребенок людей разных национальностей?) 21,4% родителей экспериментальной группы и 28,5% родителей контрольной группы ответили «Не знаю», остальные «Да».

     По  критерию значимости гражданственности в развитии личности ребенка (1, 2 вопросы), 42,8% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы ответили «Да» на вопрос (изучаете ли Вы вопросы гражданского воспитания?), остальные ответили «Иногда». А на вопрос (нужно ли воспитывать гражданственность?) 64,2% родителей экспериментальной группы и 57,1% родителей контрольной группы ответили «Да».

      Анализируя  педагогические условия, направленные на формирование гражданственности (4, 5 вопросы) 64,2% родителей экспериментальной группы и 78,5% родителей контрольной группы ответили, что воспитание гражданственности должно проходить «В детском саду», 35,7% родителей экспериментальной и 21,4% родителей контрольной группы ответили «В семье и в детском саду». На вопрос «Воспитываете ли Вы своего ребенка как патриота своей страны?» 57,1% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы ответили «Конечно», остальные родители «Частично» (Приложение Е, таблица Е.2 и таблица Е.3).

     Таким образом, мы видим, что не все родители проблему гражданственности считают значимой, большую роль по её воспитанию отводят детскому саду, также не все отмечают необходимость конструктивного и межнационального взаимодействия с педагогами и окружающим социумом.

     Анкетирование педагогов

     Ответы  анкеты показали, что значительных различий в представлениях педагогов  о сущности гражданственности в  старшем дошкольном возрасте и способах ее формирования у воспитанников  старшей группы нет.

     Анализ  анкетирования свидетельствовал о понимании педагогами педагогов актуальности воспитания основ гражданственности в дошкольном возрасте. По мнению педагогов, гражданственность включает в себя «Патриотизм», «Права и обязанности», «Нравственность», «Интернационализм». Вопросы гражданского воспитания изучаются с детьми только в рамках образовательной программы. Внимание по воспитанию гражданственности у детей должно уделяться как в детском саду, так и в семье. Детей знакомят с их правами и обязанностями и воспитывают у них такие качества как: уважение, взаимопомощь, доброжелательность, чувство собственного достоинства. А также знакомят с культурой других национальностей (Приложение Ж, таблица Ж.4).

     Таким образом, полученные результаты показали, что все педагоги считают нужным знакомить детей старшего дошкольного возраста с основами гражданственности, это предусмотрено образовательной программой, по которой они занимаются с детьми. Вместе с тем, занятия проводятся редко (раз в месяц), при этом за рамки программного содержания педагоги не выходят, и не акцентируют внимания на данной проблематике ни в совместной с детьми деятельности, ни в работе с родителями.

     Проблемные ситуации

      Анализ  полученных результатов показал, что  на первые три вопроса дети отвечали охотно, без особых затруднений над четвертым вопросом «Как бы вы поступили в такой ситуации» о мальчике Ренате из Якутии, многие дети раздумывали, он вызвал у них сложность.

      50% детей экспериментальной группы не проявили бы к этому мальчику доверия и дружелюбия. В контрольной группе это мы наблюдали у 57,1% детей.

      На  вопрос «Как бы ты поступил, если бы увидел, что в вашем дворе кто-то разбросал  бумагу, сломал деревце» только 28,5% детей экспериментальной группы и 35,7% детей контрольной группы ответили, что приняли бы личное участие «собрали бумагу» Андрей Б., Карина Ю., «полили бы деревце» Витя К., 21,4% детей экспериментальной группы Борис Н., Галя Л., Люба Ч. и 28,5% детей контрольной группы ответили «Что это делает дворник или взрослые».

      На  вопрос «Что бы ты сделал, если бы придя, домой из детского сада, увидел, что мама устала и отдыхает» в экспериментальной группе: 14,2% детей Алина Н. и Галя Л. ответили, что предложили бы помощь маме, а в контрольной 21,4%. 14,2 % детей экспериментальной группы Карина Ю. и Люба Ч. требовали бы к себе внимания, а контрольной группы 35,7% детей. 57,1% ребят экспериментальной группы и 42,8% ребят контрольной группы - не беспокоили бы маму. На вопрос «Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то рисует на стене в подъезде, на стене дома» 28,5% детей экспериментальной группы Алина Н., Витя К., Илья Д., Люба Ч., и 21,4% детей контрольной группы ответили, что они бы приняли непосредственное участие в воспитании хулигана и объяснили бы ему что это делать не хорошо.

     Обобщая полученные данные, мы выдели три уровня сформированности основ гражданственности у старших дошкольников. При этом, значительных различий у детей контрольной и экспериментальной группы мы не наблюдали. В контрольной группе мы выявили 14,3% детей с высоким уровнем, 57,1% со средним и 28,6% с низким; в экспериментальной группе 21,4% детей с высоким уровнем, 50% со средним и 28,6% с низким. Полученные результаты наглядно отражены в приложении И, таблица И.5 и таблица И.6 и рисунке 3.

      

     Рисунок 3. Исходный уровень проявления гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в решении проблемных ситуаций на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

     Таким образом, полученные результаты свидетельствовали  о том, что в обследуемой выборке  детей шестого года жизни преобладает средний уровень сформированности основ гражданственности. Значительных различий между показателями контрольной и экспериментальной группами мы не выявили. В целом, для детей характерно наличие представлений о правилах поведения, взаимодействия (когнитивный компонент), но при этом активного личностного участия в преобразовании конфликтных ситуаций конструктивным путем, проявления соучастия не были ярко представлены. 

     Беседа  с детьми

    Результаты  беседы свидетельствовали о том, что в обеих группах детей доминировали показатели среднего уровня сформированности основ гражданственности, что отражено в приложении К, таблица К.7 и таблица К.8 и на рисунке 4.

      Рисунок 4. Исходный уровень сформированности компонентов гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по результатам беседы

      Рисунок 5. Исходный уровень сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по результатам беседы  

      Анализ  полученных результатов показал, что  в обследуемой выборке детей практически не выражен высокий уровень сформированности основ гражданственности. Для детей в большей степени характерно проявление положительного эмоционального отношения к людям своей и других национальностей, наличие знаний о Малой Родине и Большой Родине, но при этом не ярко выраженная идентификация и толерантное отношение к людям разных национальностей при конфликтном взаимодействии. При этом, значительных различий в показателях уровня сформированности основ гражданственности в контрольной и экспериментальной группе мы не выявили.

      Таким образом, в обследуемых группах  детей преобладают показатели среднего уровня сформированности основ гражданственности, при этом уровень сформированности представлений и эмоционального отношения к своей Родине и  себе как ее представителю преобладает над поведенческими показателями. 

      Сопоставление результатов эмпирической части  исследования мы оформили в виде рисунка 6, отражающего средние показатели уровня сформированности компонентов  основ гражданственности у детей  старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

 

      Рисунок 6. Средние показатели уровня сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

     Таким образом, результаты констатирующего этапа показали, что для детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание полноты представлений о Родине, ее составляющих и себе как ее компонента над активностью в решении проблемных ситуаций, причем как реальном, так и на вербальном уровне. В обследуемой выборке детей доминировали показатели среднего уровня сформированности основ гражданственности.

     Учитывая, что личность формируется в результате интеграции таких нравственных качеств, как патриотизм, правовая культура, национальная толерантность и другие. На наш взгляд, целью гражданского воспитания старших дошкольников следует рассматривать установление и поддержание связи между формирующейся личностью и ее родиной, являющейся совокупностью географических, исторических, этнических, культурных (в том числе религиозных) и т.п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения педагогическими средствами вызывающими яркое эмоциональное восприятие и желание апробировать усвоенное на практике. 
 

     2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества  

     Опираясь  на технологию, разработанную Е.А. Казаевой воспитание основ гражданственности у старших дошкольников представляет собой ряд последовательных этапов:

     1 этап – подготовительный. Его  цель в формировании у детей  интереса к родному краю, гражданским  правам, обязанностям, людям разных  национальностей (ноябрь).

     Цель 2 этапа – репродуктивно-поискового – заключалась в уточнении, систематизации, обобщении и углублении представлений детей, полученных на первом этапе (декабрь-январь).

     3 этап – репродуктивно-творческий. Его цель заключается в закреплении полученных представлений в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении оценить поступки и действия других людей (февраль).

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста