Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
Работа проводилась на базе МДОУ Ойский детский сад «Журавлёнок» п. Ойский, Ермаковский район, Красноярский край в период с сентября 2010 г. по март 2011 г.
Экспериментальная выборка составила 28 детей шестого года жизни, из которых 14 детей, посещающих группу «Капелька» вошли в экспериментальную группу, а 14 детей, посещающих группу «Кувшинка» - составили контрольную группу выборки; 4 педагога, работающие с обследуемыми детьми, 28 родителей. Описание экспериментальной выборки представлено в приложении А.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:
Для
выявления уровня сформированности
основ гражданственности у
Описание
диагностические методик
Анализ педагогической документации показал, что познавательные занятия по исследуемой нами проблематике проводятся эпизодически не чаще одного раза в месяц. При этом, педагоги обеих групп отмечают в качестве ведущих методов работы с детьми на таких занятиях рассматривание картин, чтение и рассказывание сказок, что не обеспечивает накопление опыта нравственного поведения старшего дошкольника.
Анкетирование родителей
Анализ анкет родителей детей обследуемой выборки показал, что задача формирования у дошкольников основ гражданственности не является приоритетной. Так, 42,8% родителей экспериментальной группы и 35,7% родителей контрольной группы ответили, что гражданственность включает в себя все четыре пункта («Патриотизм», «Права и обязанности», «Нравственность», «Интернационализм»), 21,4% родителей экспериментальной группы и 28,5% родителей контрольной группы не отметили «Нравственность», двое «Интернационализм»; 14,2% родителей экспериментальной группы и 7,1% родителей контрольной группы отметили только «Патриотизм» и «Интернационализм»; 7,1% родителей экспериментальной группы и 14,2% родителей контрольной группы отметили «Патриотизм» и «Права и обязанности»; и, что характерно все родители в обеих группах отметили «Патриотизм».
На вопрос «Знакомите ли Вы своего ребенка с правами и обязанностями?» 50% родителей экспериментальной группы и 57,1% родителей контрольной группы ответили «Безусловно», 50% родителей экспериментальной группы и 42,8% родителей контрольной группы ответили «Частично».
На седьмой вопрос 85,7% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы ответили «Определенно, да»; 14,2% родителей экспериментальной группы и 21,4% родителей контрольной группы ответили «Скорее да, чем нет».
И на восьмой вопрос (знает ли Ваш ребенок людей разных национальностей?) 21,4% родителей экспериментальной группы и 28,5% родителей контрольной группы ответили «Не знаю», остальные «Да».
По критерию значимости гражданственности в развитии личности ребенка (1, 2 вопросы), 42,8% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы ответили «Да» на вопрос (изучаете ли Вы вопросы гражданского воспитания?), остальные ответили «Иногда». А на вопрос (нужно ли воспитывать гражданственность?) 64,2% родителей экспериментальной группы и 57,1% родителей контрольной группы ответили «Да».
Анализируя педагогические условия, направленные на формирование гражданственности (4, 5 вопросы) 64,2% родителей экспериментальной группы и 78,5% родителей контрольной группы ответили, что воспитание гражданственности должно проходить «В детском саду», 35,7% родителей экспериментальной и 21,4% родителей контрольной группы ответили «В семье и в детском саду». На вопрос «Воспитываете ли Вы своего ребенка как патриота своей страны?» 57,1% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы ответили «Конечно», остальные родители «Частично» (Приложение Е, таблица Е.2 и таблица Е.3).
Таким образом, мы видим, что не все родители проблему гражданственности считают значимой, большую роль по её воспитанию отводят детскому саду, также не все отмечают необходимость конструктивного и межнационального взаимодействия с педагогами и окружающим социумом.
Анкетирование педагогов
Ответы анкеты показали, что значительных различий в представлениях педагогов о сущности гражданственности в старшем дошкольном возрасте и способах ее формирования у воспитанников старшей группы нет.
Анализ анкетирования свидетельствовал о понимании педагогами педагогов актуальности воспитания основ гражданственности в дошкольном возрасте. По мнению педагогов, гражданственность включает в себя «Патриотизм», «Права и обязанности», «Нравственность», «Интернационализм». Вопросы гражданского воспитания изучаются с детьми только в рамках образовательной программы. Внимание по воспитанию гражданственности у детей должно уделяться как в детском саду, так и в семье. Детей знакомят с их правами и обязанностями и воспитывают у них такие качества как: уважение, взаимопомощь, доброжелательность, чувство собственного достоинства. А также знакомят с культурой других национальностей (Приложение Ж, таблица Ж.4).
Таким образом, полученные результаты показали, что все педагоги считают нужным знакомить детей старшего дошкольного возраста с основами гражданственности, это предусмотрено образовательной программой, по которой они занимаются с детьми. Вместе с тем, занятия проводятся редко (раз в месяц), при этом за рамки программного содержания педагоги не выходят, и не акцентируют внимания на данной проблематике ни в совместной с детьми деятельности, ни в работе с родителями.
Проблемные ситуации
Анализ полученных результатов показал, что на первые три вопроса дети отвечали охотно, без особых затруднений над четвертым вопросом «Как бы вы поступили в такой ситуации» о мальчике Ренате из Якутии, многие дети раздумывали, он вызвал у них сложность.
50% детей экспериментальной группы не проявили бы к этому мальчику доверия и дружелюбия. В контрольной группе это мы наблюдали у 57,1% детей.
На вопрос «Как бы ты поступил, если бы увидел, что в вашем дворе кто-то разбросал бумагу, сломал деревце» только 28,5% детей экспериментальной группы и 35,7% детей контрольной группы ответили, что приняли бы личное участие «собрали бумагу» Андрей Б., Карина Ю., «полили бы деревце» Витя К., 21,4% детей экспериментальной группы Борис Н., Галя Л., Люба Ч. и 28,5% детей контрольной группы ответили «Что это делает дворник или взрослые».
На вопрос «Что бы ты сделал, если бы придя, домой из детского сада, увидел, что мама устала и отдыхает» в экспериментальной группе: 14,2% детей Алина Н. и Галя Л. ответили, что предложили бы помощь маме, а в контрольной 21,4%. 14,2 % детей экспериментальной группы Карина Ю. и Люба Ч. требовали бы к себе внимания, а контрольной группы 35,7% детей. 57,1% ребят экспериментальной группы и 42,8% ребят контрольной группы - не беспокоили бы маму. На вопрос «Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то рисует на стене в подъезде, на стене дома» 28,5% детей экспериментальной группы Алина Н., Витя К., Илья Д., Люба Ч., и 21,4% детей контрольной группы ответили, что они бы приняли непосредственное участие в воспитании хулигана и объяснили бы ему что это делать не хорошо.
Обобщая полученные данные, мы выдели три уровня сформированности основ гражданственности у старших дошкольников. При этом, значительных различий у детей контрольной и экспериментальной группы мы не наблюдали. В контрольной группе мы выявили 14,3% детей с высоким уровнем, 57,1% со средним и 28,6% с низким; в экспериментальной группе 21,4% детей с высоким уровнем, 50% со средним и 28,6% с низким. Полученные результаты наглядно отражены в приложении И, таблица И.5 и таблица И.6 и рисунке 3.
Рисунок 3. Исходный уровень проявления гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в решении проблемных ситуаций на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Таким образом, полученные результаты свидетельствовали о том, что в обследуемой выборке детей шестого года жизни преобладает средний уровень сформированности основ гражданственности. Значительных различий между показателями контрольной и экспериментальной группами мы не выявили. В целом, для детей характерно наличие представлений о правилах поведения, взаимодействия (когнитивный компонент), но при этом активного личностного участия в преобразовании конфликтных ситуаций конструктивным путем, проявления соучастия не были ярко представлены.
Беседа с детьми
Результаты беседы свидетельствовали о том, что в обеих группах детей доминировали показатели среднего уровня сформированности основ гражданственности, что отражено в приложении К, таблица К.7 и таблица К.8 и на рисунке 4.
Рисунок 4. Исходный уровень сформированности компонентов гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по результатам беседы
Рисунок
5. Исходный уровень сформированности
основ гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем
этапе опытно-экспериментальной работы
по результатам беседы
Анализ полученных результатов показал, что в обследуемой выборке детей практически не выражен высокий уровень сформированности основ гражданственности. Для детей в большей степени характерно проявление положительного эмоционального отношения к людям своей и других национальностей, наличие знаний о Малой Родине и Большой Родине, но при этом не ярко выраженная идентификация и толерантное отношение к людям разных национальностей при конфликтном взаимодействии. При этом, значительных различий в показателях уровня сформированности основ гражданственности в контрольной и экспериментальной группе мы не выявили.
Таким образом, в обследуемых группах детей преобладают показатели среднего уровня сформированности основ гражданственности, при этом уровень сформированности представлений и эмоционального отношения к своей Родине и себе как ее представителю преобладает над поведенческими показателями.
Сопоставление
результатов эмпирической части
исследования мы оформили в виде рисунка
6, отражающего средние показатели
уровня сформированности компонентов
основ гражданственности у
Рисунок 6. Средние показатели уровня сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Таким образом, результаты констатирующего этапа показали, что для детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание полноты представлений о Родине, ее составляющих и себе как ее компонента над активностью в решении проблемных ситуаций, причем как реальном, так и на вербальном уровне. В обследуемой выборке детей доминировали показатели среднего уровня сформированности основ гражданственности.
Учитывая,
что личность формируется в результате
интеграции таких нравственных качеств,
как патриотизм, правовая культура, национальная
толерантность и другие. На наш взгляд,
целью гражданского воспитания старших
дошкольников следует рассматривать установление
и поддержание связи между формирующейся
личностью и ее родиной, являющейся совокупностью
географических, исторических, этнических,
культурных (в том числе религиозных) и
т.п. представлений, скрепленных эмоционально
и являющихся ценностной основой ее (личности)
гражданского поведения педагогическими
средствами вызывающими яркое эмоциональное
восприятие и желание апробировать усвоенное
на практике.
2.2.
Формирование основ
гражданственности
у детей старшего дошкольного
возраста посредством
устного народного творчества
Опираясь на технологию, разработанную Е.А. Казаевой воспитание основ гражданственности у старших дошкольников представляет собой ряд последовательных этапов:
1 этап – подготовительный. Его цель в формировании у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей (ноябрь).
Цель
2 этапа – репродуктивно-
3
этап – репродуктивно-