Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:31, доклад
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, и незаменимым помощником здесь станет театр в детском саду, театральные игры.
Устное народное творчество в воспитании ребенка
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь
одной из важнейших вех
С приходом в детский сад
у детей начинается
Во время тяжелого
Таким образом потешка позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.
В группе можно создать
театральный уголок, где будут
храниться маски животных, людей,
сделанные руками воспитателей,
детей и родителей. Зритель
превращается в участника
Театр доставляет ребенку
много радости и удовольствия,
формирует интерес к малым
фольклорным формам. Положительные
эмоции стимулируют активное
внимание, пробуждают любовь к
родному языку. Кроме того, фольклор
включает в себя элементы
Большое внимание должно
уделяться русской народной
«Накину шаль на плечи, потихоньку постучусь в дверь, открываю и говорю детям «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать»».
Дети верят, что это бабушка,
слушают сказочный голос,
«Так они живут, пряники жуют, медом запивают, в гости поджидают».
Используя музыкальный
Инсценировки по стихам – интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Побуждаем детей отгадывать загадки:
«Идет мохнатый, бородатый, рогами помахивает, копытами постукивает».
Дети начинают думать, сопоставлять увиденное с услышанным.
Уучим с детьми заклички, песенки:
«Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи. Дадим тебе ложку, хлебай понемножку».
Очень здорово, если будут
использованы народные
Во время игр необходимо
стимулировать действенное
В период раннего детства
наибольшего эффекта достигает
индивидуальное общение с
Приобщение к народному
Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский .
В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова “Детские песни” – был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.
В современной науке о детском
фольклоре обозначились два проблемных
аспекта: фольклор и внутренний мир,
развивающийся личности ребенка; фольклор
как регулятор социального
Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.
Игра – элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения,
созданные взрослыми для игры
с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет).
Они побуждают ребенка к
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной – бодрый, веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота…
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Среди прибауток особое место занимают
небылицы – перевертыши, известные
также в развлекательном
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес… и т.д.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.
Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки применяются для
Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов.Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора. В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц:
Летела птица орел,
Села на престол…
Детей привлекает красочность образов,
юмор загадок. Отгадка без сомнения
вызовет радостные эмоции детей.
В отличие от “взрослой” загадки,
которой посвящены десятки
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.
Информация о работе Устное народное творчество в воспитании ребенка