Устное народное творчество в воспитании ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:31, доклад

Описание работы

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, и незаменимым помощником здесь станет театр в детском саду, театральные игры.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.71 Кб (Скачать)

Устное народное творчество в воспитании ребенка

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.

 Поэтический фольклор, являясь  одной из важнейших вех эстетического  воспитания ребенка, для самых  маленьких «расцвечивает» их  жизнь, эмоционально обогащает  ребенка, воспитывает чуткое восприятие  родного языка. С самого раннего  возраста дети должны слышать  произведения устного народного  творчества, и незаменимым помощником  здесь станет театр в детском  саду, театральные игры.

 С приходом в детский сад  у детей начинается адаптационный  период, представляющий значительные  трудности. При этом многие  дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми.

 Во время тяжелого расставания  с родителями особенно эффективно  использование воспитателем малых  фольклорных форм. Утром, во время  приема, встречаем детей с яркой  красочной игрушкой, чтобы переключить  внимание ребенка на нее и  сопровождаем ее движения чтением  потешек. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Дети всей группы учатся двигаться, говорить как лисичка, медведь, заяц, в зависимости от того, о ком потешка.

 Таким образом потешка позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.

 В группе можно создать  театральный уголок, где будут  храниться маски животных, людей,  сделанные руками воспитателей, детей и родителей. Зритель  превращается в участника представления  после появления нескольких персонажей.

 Театр доставляет ребенку  много радости и удовольствия, формирует интерес к малым  фольклорным формам. Положительные  эмоции стимулируют активное  внимание, пробуждают любовь к  родному языку. Кроме того, фольклор  включает в себя элементы театрального  искусства. 

 Большое внимание должно  уделяться русской народной сказке, которую лучше не читать, а  рассказывать глядя на детей.

 «Накину шаль на плечи,  потихоньку постучусь в дверь,  открываю и говорю детям «Я  бабушка-сказочница, пришла сказку  рассказать»».

 Дети верят, что это бабушка,  слушают сказочный голос, запоминают, а потом пересказывают манипулируя игрушками, имитируя интонацию воспитателя. В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с предметами: русская печь, ступа и др. сказочки завершаем концовкой:

 «Так они живут, пряники  жуют, медом запивают, в гости  поджидают».

 Используя музыкальный фольклор, побуждаем детей сочетать пение  с танцевальными движениями. Поем  колыбельные песенки, которые  успокаивают, настраивают на отдых  – ласковые, негромкие, нежные.

 Инсценировки по стихам –  интонация нежности и заботы  прекрасно отвечают цели: воспитанию  доброты, заботы и любви к  живому, даже если это пластмассовая  игрушка. 

 Побуждаем детей отгадывать  загадки: 

 «Идет мохнатый, бородатый, рогами помахивает, копытами постукивает».

 Дети начинают думать, сопоставлять  увиденное с услышанным.

 Уучим с детьми заклички, песенки:

 «Дождик, дождик пуще, дадим  тебе гущи. Дадим тебе ложку,  хлебай понемножку». 

 Очень здорово, если будут  использованы народные инструменты:  дудочка, балалайка, деревянные  ложки, а так же игрушки,  картинки, с помощью которых предоставляется  развернутая картина действий.

 Во время игр необходимо  стимулировать действенное участие  ребенка: позови петушка, погладь,  убаюкай. Эмоциональным изложение побуждаем к познавательной деятельности.

 В период раннего детства  наибольшего эффекта достигает  индивидуальное общение с ребенком, поэтому по возможности чаще  обращайтесь к каждому в отдельности. 

 Приобщение к народному творчеству  играет важное значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.

 

Ведущим компонентом  народной культуры является – фольклор.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи –  своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные  песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.

От поколения к поколению  переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные  эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что  хорошо, а что дурно, что красиво  и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область  народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский  фольклор обратил известный педагог  К. Д.Ушинский .

В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова “Детские песни” – был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.

В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку.

В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С. Виноградовым.

В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.

В современной науке о детском  фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения  ребенка в детском коллективе.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора  взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми  специально для детей и усвоенные  традицией.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических  особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

Детский фольклор сохранил следы мировоззрения  разных эпох и выразил тенденции  нашего времени.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к  ритмизированной речи и к игре.

Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

Произведения детского фольклора  исполняют взрослые для детей (материнский  фольклор) и сами дети (собственно детский  фольклор).

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию  и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому  способствовали спокойный, размеренный  ритм и монотонный напев. Корни колыбельных  песен уходят в древность.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной – бодрый, веселый.

Тра-та-та, тра-та-та

Вышла кошка за кота…

Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные  также в развлекательном фольклоре  взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес… и т.д.

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки – это песенки или  стишки, увлекающие ребенка своим  содержанием. Содержание прибауток  яркое и динимическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток  – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.

Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение  к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто  импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое  блюдечко?).

Считалки применяются для распределения  ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно  прикасаясь рукой каждому участнику  игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

Излюбленной словесной игрой детей  старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов.Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Загадки также принадлежат в  равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям  для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть  мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту  знакомых обыденных предметов и  явлений.

По определению Аристотеля, загадка  – хорошо сформулированная метафора. В русском фольклора самый  распространенный тип загадок –  метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет  загадывания бытовой, обыденный, загадка  поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц:

Летела птица орел,

Села на престол…

Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.

Детский репертуар загадок постоянно  обновляется, появляются новые загадки  о новых предметах быта, технике  и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых  идет речь.

Информация о работе Устное народное творчество в воспитании ребенка