Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
Таблица
Е.2 - Протокол анкетирования родителей,
детей экспериментальной группы «Капелька»
на констатирующем этапе опытно-экспериментальной
работы
Таблица Е.3 - Протокол анкетирования родителей детей контрольной группы «Кувшинка» на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Код ребенка | Сформированность компонентов | Значимость гражданственности | Педагогические условия | |||||
3 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 4 | 5 | |
а,б,в,г | б | а | а | а | а | а | а | |
а,б,в,г | а | б | б | б | а | а | а | |
а,б,г | а | а | а | б | б | а | б | |
а,г | б | б | а | а | б | а | а | |
а,б,в | б | а | б | б | а | а | б | |
а,в | а | б | а | б | б | в | б | |
а,г | а | б | а | а | а | а | б | |
а,б,в | б | а | б | б | а | в | а | |
а,б | б | а | а | а | а | а | а | |
а,б,г | б | б | а | а | б | а | б | |
а,б | а | а | а | б | а | а | б | |
а,б,в,г | а | б | б | а | а | в | а | |
а,б,в,г | а | а | а | б | б | а | б | |
а,б,в,г | а | б | а | а | б | а | а |
Приложение Ж
Таблица Ж.4 - Протокол анкетирования педагогов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
№
вопроса |
Критерии | Экспериментальная группа «Капелька» | Контрольная группа «Кувшинка» | ||
Педагог 1 | Педагог 2 | Педагог 1 | Педагог 2 | ||
1. | Значимость гражданственности | а | а | а | а |
2. | а,б,в,г, | а,б,в,г, | а,б,в,г, | а,б,в,г, | |
4. | Педагогические условия | а | а | а | а |
5. | в | в | в | в | |
3. | Сформированность компонентов | а | а | а | а |
6. | а | а | а | а | |
7. | а | а | а | а | |
8. | а,б,в | а,б,в | а,б,в | а,б,в | |
9. | б | б | б | б |
Приложение И
Таблица И.5 - Уровень проявления гражданственности по ответам детей экспериментальной группы на проблемные ситуации
Имя ребенка | № ситуации | Баллы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | Сумма баллов | Уровень | ||
Алина Н. | Рассказала бы маме | Помогла бы ей по дому | Я бы ему сказала, что это не хорошо делать | Я бы тоже, наверное, с ним играла | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | в | |
Андрей Б. | Я бы сам собрал бумагу | Я бы рисовал и показывал ей рисунки | Я бы рассказал папе, а он бы его наказал | Он не такой так мы, я бы не играл с ним | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | с | |
Борис Н. | У нас есть во дворе дворник | Я пойду гулять | Я бы никак не поступил | Я не стал бы играть с ним | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | н | |
Валя Щ. | Я тоже разбрасываю свои игрушки, а мама потом собирает | Мы бы посмотрели телевизор | Не знаю | Саша прав, я бы не играла с ним | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | н | |
Вася Б. | Деревья снова вырастают | Пусть мама отдыхает я с папой пойду в гараж | А у нас весь гараж разрисован и мы незнаем кто это сделал | Я бы познакомился и играл | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 | с | |
Витя К. | Я дерево полью, и оно снова вырастет | Я мультики тогда смотрю | Если бы я увидел такое, я бы им задал | Я не знаю | 2 | 1 | 2 | 0 | 5 | с | |
Галя Л. | У нас во дворе всегда дворник убирается | Мы с папой можем даже ужин приготовить | Я бы маме рассказала | Не знаю | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | с | |
Илья Д. | Деревце отрастет новое | Я потихонечку поиграю | Рисовать на асфальте можно, а на стене не хорошо | Саша не прав, может с ним интересно | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 | с | |
Ирина Ж. | Мне бы жалко было деревце | Когда мама отдыхает я ей песенки пою | Я бы сказала папе он сильный и его все боятся | Я бы играла | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | в |
Продолжение таблицы И.5
Карина Ю. | А мы с мамой уже собирали в песочнице всякий мусор | Мама мне бы книжку почитала | Мой старший брат его бы побил за это | Может он новые игры какие-нибудь знает и с ним интересно будет | 2 | 0 | 1 | 2 | 5 | с |
Катя Н. | Надо любить свой двор, мы же играем здесь | Мы с сестренкой играем и маму не тревожим | У нас никто не рисует в подъезде | Не люблю узкоглазых | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | с |
Коля З. | Я тоже бумагу разбрасывал и меня никто не ругал | Папа тогда сам все дома делает | Пусть рисуют, если хотят | Мой лучший друг Артур тоже не русский и нам весело | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | н |
Лиля Т. | Деревце полить надо | Рядом с мамой посижу | Я тоже рисовала на стене | Познакомиться обязательно нужно | 1 | 1 | 0 | 2 | 4 | с |
Люба Ч. | Во дворе убираются взрослые | Моя мама никогда не устает | Я бы сама их отругала | Саша прав не надо с таким дружить | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | н |
Итог: | В-2 ребенка
С-8 детей Н-4 ребенка | |||||||||
% | В-14,2%
С-57,1% Н-28,6% |
Таблица И.6 - Уровень проявления гражданственности по ответам детей контрольной группы на проблемные ситуации
Имя ребенка | № ситуации | Баллы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | Сумма баллов | Уровень | ||
Аня К. | Я собрала бы эту бумагу | Помогла бы ей по дому | Я бы ему сказала, что это не хорошо делать | Я бы тоже, наверное, с ним играла | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | в | |
Витя З. | Я бы сам собрал бумагу | Мы бы порисовали | Я бы рассказал папе, а он бы его наказал | Он не такой так мы, я бы не играл с ним | 2 | 0 | 1 | 0 | 3 | с | |
Виталий Г. | У нас есть во дворе дворник | Я пойду гулять или маме помогу | Я бы никак не поступил | Я не стал бы играть с ним | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | н | |
Даша И. | Я тоже разбрасываю свои игрушки, а мама потом собирает | Мы бы посмотрели телевизор | Не знаю | Саша прав, я бы не играла с ним | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | н | |
Ира В. | Деревья снова вырастают | Я с мама пойду в парк | А у нас весь гараж разрисован и мы незнаем кто это сделал | Я бы познакомилась и играла | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | с | |
Иван Ю. | Я дерево полью, и оно снова вырастет | Я мультики тогда смотрю | Если бы я увидел такое, я бы им задал | Я не знаю | 2 | 1 | 2 | 0 | 5 | с | |
Илья Ш. | У нас во дворе всегда дворник убирается | Мы с папой можем даже ужин приготовить | Я бы маме рассказал | Не знаю | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | с | |
Костя Г. | Я бумагу соберу | Я буду с мамой играть | Рисовать на асфальте можно, а на стене не хорошо | Саша не прав, может с ним интересно | 2 | 0 | 2 | 2 | 5 | в | |
Лена П. | Взрослые уберут | Когда мама отдыхает я ей песенки пою | Я бы сказала папе он сильный и его все боятся | Я бы играла | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | в |