Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………
Оглавление
Введение……………………..……………………………… Глава
1. Формирование
основ гражданственности
у детей дошкольного
возраста как психолого-педагогическая
проблема..…………………………………………………… 1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике…. 1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..………………… 1.3. Использование
духовно-нравственного Глава
2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию
основ гражданственности
у детей старшего
дошкольного возраста
в процессе ознакомления
с устным народным
творчеством….................. 2.1. Диагностика
исходного уровня 2.2. Формирование
основ гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста посредством устного
народного творчества…………………………………………………… 2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..……………….. Заключение…………………………………………………… Библиографический список…………………………………………… Приложение…………………………………………………… |
4 8 8 16 27 40 40 49 56 63 65 70 |
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы педагогов с подрастающим поколением становится воспитание основ гражданственности.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, патриотического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [32, c. 124].
Реализация
такой системы образования
Культура народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности. Являясь фундаментальным пластом национальной культуры, народное искусство, рассматривается в трудах многих авторов (Аникин В.П., Выготский Л.С., Кравцов Н.И. и др.) как действенный фактор социализации и развития личности.
В процессе развития, личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости к различным нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является детство, особенно, старший дошкольный возраст. Этот этап является наиболее важным для формирования основ гражданственности [9, с. 193].
Все это напрямую связано с приобщением детей к народной культуре и искусству, которое представляет собой одно из основных направлений дошкольного образования. В дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом. Об этом говорили многие педагоги (Ушинский К.Д., Водовозова Е.Н., Усова А.П., Казаева Е.А., Козлова С.И., Нечаева В.Г.и др.).
Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость народа, его духовную силу, красоту родного языка [47].
В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; даёт верные ориентиры основ гражданственности, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Грибовская А.А., Жуковская Р.И., Курочкина Н.А. и др.). Вместе с тем, при формировании основ гражданственности не в полной мере используется потенциал устного народного творчества, тогда как именно оно доступно пониманию детям дошкольного возраста [15].
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования основ гражданственности средствами устного народного творчества детей обусловили выбор темы настоящего исследования.
Тема исследования: «Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством будет наиболее эффективно, если:
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения исследований Е.А. Казаевой, С.А. Козловой по проблеме воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста; научные идеи А.А. Грибовской, Р.И. Жуковской, В.Г Нечаевой об использовании произведений устного народного творчества в воспитании дошкольников; исследования Н.Ф. Виноградовой, по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе постижения русской народной культуры.
Методы исследования:
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о возможностях повышения эффективности работы по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования устного народного творчества.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования дошкольными учреждениями разработанной системы воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества, разработке конспектов комплексных занятий, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МДОУ Ойский детский сад «Журавлёнок» п. Ойский, Ермаковский район.
Структура
работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложения.
Глава 1. Формирование
основ гражданственности
у детей дошкольного
возраста как психолого-педагогическая
проблема
1.1.
Исследование проблемы
формирования основ
гражданственности
детей дошкольного возраста
в педагогике
Обычно акцент в разговоре о гражданском воспитании ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством. Но, в значительной степени сущность понятия «гражданственность» сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества. Присвоение родной культуры – важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического и гражданского воспитания. Другая их составляющая – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Так, по мнению Д.С. Яковлевой гражданственность выступает как интегральное качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина, формирующееся и выражающееся в таких проявлениях, как высоконравственный гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей, готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы [50].
Существенное значение для научного осмысления теоретических основ воспитания гражданственности у дошкольников имеют исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, З.И. Васильевой, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина, И.Ф. Харламова и других.
Гражданственность как интегративное качество личности, по мнению Ю.К. Бабанского, позволяет человеку ощущать себя социально и нравственно дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях [2].
Одним из аспектов нравственности и исполнения обязанностей перед своими близкими и далекими согражданами и является гражданственность, которая формируется в процессе воспитания. По мнению А.Ф. Никитина стержнем гражданственности как более сложного образования является сочетание нравственной культуры с культурой правовой, находящее выражение в субъективно-личностной форме [33].
Гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания [24].
Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию. Подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную, трудовую деятельность на основе необходимых для этого знаний, стимулирующих подрастающее поколение к социальной активности. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности ребенка. Оно характеризуется общечеловеческими аспектами: понимание единства и взаимозависимости мира; проблем экологии; защиты и сохранения мировой и художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Опираясь на данные философских и психолого-педагогических исследований, мы, вслед за Казаевой Е.А., будем рассматривать гражданственность как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание, включающее нравственную и правовую культуру, патриотизм и межнациональную толерантность [17].