Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовик ГАЛИНЕ ДОШКОЛЬНОЕ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

В данной исследовательской  работе сюжетно-ролевая игра послужила  главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 20 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Кузнецова Лолита была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Хамматулин Ильнур). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. 

Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что  сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма). 

Ребята стали  сплоченнее, более активными, менее  стеснительными, охотно вступали в  игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу. 

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога. 

Список используемой литературы 
 

1.Зворыгина Е.В.  «первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988 г. (стр.3) 

2.Смоленцева  А.А. «Сюжетно-дидактические игры  с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 1987. (стр.5-21) 

3.Кулагин С.Н.  «Возрастная психология», Москва, «Просвещение», 2000г. (стр.49 ) 

4.Петерина С.В.  «Воспитание культуры поведения  у детей дошкольного возраста»,  Москва, «Просвещение», 1986г. (стр. 8) 

5.Бойченко Н.А.  « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 1982г. Стр.18-26 

6.Швайко Г.С.  «Игры и игровых упражнения  для развития речи», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 3-8) 

7.Менджерицкая  Д.В. «Воспитателю о детской  игре», Москва, «Просвещение», 1982 г. (стр. 3-58) 

8.Коссаковская  Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 1980 г. (стр.12-14) 

Година Г.Н. «  Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 95 - 101) 

9.Салахетдинова  В.А.»Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Москва, «Просвещение», (стр. 3-25) 

10.Козлова А.В.  « Работа ДОУ с семьей», Москва  «творческий центр», 2005 г. (стр.61) 

11.Богуславская  З.М. «Развивающие игры для  детей младшего дошкольного возраста»,  Москва, «Просвещение»,1991 г. (стр.4-24) 

12.Ядэшко В.И.  «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1986 г. (стр. 294-335) 

13.Гербова В.В.  «Методические рекомендации к  «Программе воспитания и обучения  в детском саду», Москва «Мозайка-Синтез», 2005 г. (стр.251-267) 

14.Изгаршева  В.М. «Игрушки и пособия для  детского сада», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 54-70) 

15.Бондаренко  А.К. «Дидактические игры в  детском саду», Москва, «Просвещение», 1985 г. (стр. 3-16) 

16.Журнал «Дошкольное  воспитание», 4/2002, (стр.7-10) 

17.Нечаева В.Г.  «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 18-25) 

18.Лямина Г.М.  «Воспитание детей в старшей  группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984 г. (стр. 14 - 26) 

19.Логинова В.И.  Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1988 Г. (стр.92-136) 

20.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство  и отрочество», М.: Просвещение, 1988г. (стр. 63-68) 

21. Г.К. Селевко  «Современные образовательные технологии»,  М.: Народное образование, 1958г.( стр. 50-52) 

22.Журнал «Дошкольное  воспитание», 8/2008, (стр.17-22) 

23.Журнал «Дошкольное  воспитание», 1/2006, (стр.111-117) 

24.Журнал «Дошкольное  воспитание», 4/2008, (стр. 42-46) 

25.Велиева С.В.  Диагностика психических состояний  детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005 

26. Захарова Е.И.  Исследование особенностей эмоциональной  стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 1996, №6 

27.Баркан А.И.  Его Величество Ребенок какой  он есть. Тайны и загадки. - М., АО "Столетие", 1996. 

28.Нижегородцева  Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого - педагогическая  готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2001. 

29. Психология. Словарь  / Под общ. ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского. - М., Политиздат 

Приложение №1 
 

Список оппонентов, участвующих в опытно-экспериментальном  исследовании 

№ 

Ф.И. ребенка 

Дата рождения 

Полных лет  

1.  

Андреева Екатерина 

04.09.2003 

 

2.  

Глухова Елена 

03.10.2002 

 

3.  

Колесников Олег 

19.02.2003 

 

4.  

Кузнецова Лолита 

27.01.2002 

 

5.  

Ляпунов Денис 

21.05.2002 

 

6.  

Мальцева Надежда 

08.10.2003 

 

7.  

Мосунов Михаил 

20.05.2002 

 

8.  

Нечаев Никита 

22.06.2004 

 

9.  

Печерских Елена 

26.07.2003 

 

10.  

Пивоварова Диана 

18.12.2001 

 

11.  

Пищиков Данил 

02.07.2004 

 

12.  

Полутин Данил 

19.05.2004 

 

13.  

Портнова Анастасия 

04.06.2004 

 

14.  

Решетников Михаил 

17.01.2003 

 

15.  

Сапаров Максим 

29.10.2003 

 

16.  

Скопина Альбина 

05.01.2003 

 

17.  

Тепляков Илья 

27.07.2004 

 

18.  

Угринова Кристина 

04.12.2003 

 

19.  

Хабибов Семен 

10.12.2001 

 

20.  

Хамматулин Ильнур 

10.04.2003 

 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста