Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
- Ребята, сегодня
у нас в группе открыта
По ходу воспитатель
спрашивает о членах семьи, как кого
зовут, где фотографировалась семья.
- С кем ты
живёшь?
- Кто самый
старший в вашей семье?
- Кто самый
младший?
- Кто кому
мама?
- Кто кому
сын (дочка)?
- Для мамы
ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата,
сестры?
- Ты любишь
своих близких? Почему? (потому
что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто чем занимается
в семье?
- Кто о тебе
заботится?
- Как ты заботишься
о других?
Игры на сюжетосложение
- Ребятки, а
вы много знаете сказок. Помните
сказку про Серого Волка?
- А вы пробовали
сами сочинять различные
Мозговой штурм
- Ребятки, наша
сказка получилась с
- Сказку мы
придумали. Теперь помогите решить мне
следующую задачу. Бабушка купила много
кукол своим внучкам. Мебель для кукол
есть, но очень большая, места для нее нет.
Необходима мебель небольшого размера,
но тогда не поместятся все куклы. Противоречие:
мебель для кукол должна быть большой,
чтобы куклы в ней помещались, и мебель
должна быть маленькая, чтобы она помещалась
в игровом уголке.
- Молодцы!!! Справились
с трудной задачей.
- Сейчас хочу
вам предложить следующую игру,
которая называется «Гирлянды
ассоциаций». Я вам говорю слово,
а вы придумывайте к нему ассоциативное.
Это могут быть все части речи, а также
сочетания слов. Отталкиваясь от исходного
слова, необходимо составить цепочку Например:
мама - любимая - красивая - добрая - бабушка
- пирожки - сладкие - конфеты - и т.п.
Развитие связной
речи.
Послушайте стихотворение
и отгадайте, про кого это…
“Сыро, хмуро
за окном, дождик моросит.
Низко небо серое
над крышами висит.
А в доме чистота,
уют.
У нас своя погода
тут.
Улыбнётся …
ясно и тепло.
Вот уже и
солнышко в комнате взошло.”
- Про кого
это, вы, конечно же догадались,
это - мама.
- Скажите самые
хорошие слова про маму, какая
она (заботливая, трудолюбивая, нежная,
ласковая…)?
Этюд «Ласковый
ребёнок» - дети дарят свою любовь маме.
- А как ты
обычно называешь свою маму (мамочка,
мамуля)?
- А как ты
называешь своего папу (папочка,
папуля)?
- Как называют
твою маму, бабушка с дедушкой
(Леночка, доченька)?
- Как зовут
твоих бабушку и дедушку?
- Как называют
их твои родители (мама, папа)?
- А если твои
близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Пальчиковая игра
«Дружная семья»
Этот пальчик
- дедушка,
Этот пальчик
- бабушка,
Этот пальчик
- папочка,
Этот пальчик
- мамочка,
А вот этот пальчик
- я,
Вместе - дружная
семья!
Как хорошо, что
у вас у всех есть семья! Вы - самые
счастливые дети на свете, потому что в
ваших семьях любят друг друга, весело
и дружно живут все вместе. Семьи бывают
большие и маленькие. Главное, чтобы в
семье всегда были мир, дружба, уважение,
любовь друг к другу.
Семью почитали
ещё с древних времён, народ сложил много
пословиц.
“При солнышке
тепло, при матери - добро.”
“Нет милее
дружка, чем родная матушка.”
“Золото и серебро
не стареют, отец и мать, цены не имеют.”
А какие вы знаете
пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы
хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей
своей семье)
- Ребятки, дорожите
своей семьей, любите маму и
папу, дедушку и бабушку, брата
и сестренку. Они самые
Фрагмент занятия
№4 с сюжетно-ролевой игрой в
старшей группе дошкольников "Семья"
Заключительная
беседа с детьми старшего дошкольного
возраста по теме: «Нравственное воспитание»
Цель: обогатить
лексику, учить детей связывать
значение о дружбе с конкретной жизненной
ситуацией; активизировать мыслительную
и речедвигательную деятельность детей;
формировать социально- коммуникативные
(сотрудничество, гибкость, терпимость);
закладывать нравственные основы личности
в процессе формирования представлений
о дружбе.
Ход беседы
Педагог показывает
бандероль, которую принес в детский
сад почтальон. Дети распечатывают
ее, достают кассету и смотрят
сюжет, в котором старуха Шапокляк просит
рассказать, что такое дружба и как найти
друзей.
Воспитатель: Давайте
расскажем Шапокляк про дружбу все,
что знаем. Надеюсь, вы понимаете, что
работа эта не такая простая: нам
предстоит пройти длинный путь и
выполнить не одно задание, чтобы показать
Шапокляк, как мы строим Дом Дружбы. Есть
еще одна проблема: как же она увидит все,
что мы ей будем показывать и рассказывать?
Дети: Нам нужен
человек, который все будет снимать
на видеокамеру, а кассету мы вышлем
Шапокляк.
Воспитатель: Начинаем
по кирпичику строить Дом Дружбы. Дети
подходят к столу, на котором расположены
пиктограммы Воспитатель: Догадались,
о чем мы сейчас будем говорить?
Дети: О настроении.
Воспитатель: Какое
у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, веселое,
радостное
Воспитатель: Почему
вам весело и радостно?
Дети: Потому что
нам интересно в детском саду,
у нас много друзей.
Воспитатель: А
с кем можно дружить?
Дети: С ребятами,
воспитателями, родителями, бабушками,
сестрой...
Воспитатель: Как
вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: С доброго
взгляда, хорошего поступка, оказанной
помощи, улыбки.
Воспитатель. Посмотрите
внимательно на эти лица и найдите
одинокого
человека. Каким
должно быть выражение его лица?
Дети. Грустным,
мрачным, безрадостным, обиженным, печальным.
Воспитатель. С
чем можно сравнить его настроение?
Дети. С серой
тучей, пасмурным небом, дождем, тающей
сосулькой, увядшим цветком.
Воспитатель. А
теперь найдите человека, по выражению
лица которого можно предположить,
что у него много друзей.
Дети. Вот он!
У него лицо веселое, счастливое.
Воспитатель. С
чем можно сравнить его настроение?
Дети. С солнышком,
распустившимся цветком, пушистым облачком
в голубом небе, радугой, доброй птицей.
Воспитатель. Молодцы!
Мы прошли первый этап пути и можем заложить
первый кирпичик Дома дружбы.
Под музыку дети
подходят ко второму кирпичику, возле
которого нарисовано дерево, в его
корнях написано слово «дружба».
Воспитатель. У
слова «дружба» есть слова-родственники.
Давайте подумаем и назовем слова,
похожие на него.
Проводится игра
«Семья слов» (дружить, подружка, дружок,
дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский).
Воспитатель. Молодцы!
Справились и с этим заданием. Хочу
предложить вам еще одну игру, которая
называется «Мир без друга». Я буду
начинать предложение, а вы - заканчивать
его.
• Мир без
друга был бы неинтересным, потому
что...
• Мир без
друга был бы безрадостным, потому
что...
• Мир без
друга был бы скучным, потому что...
Второй кирпичик
в наш Дом дружбы можно заложить.
Идем дальше. Дети подходят к третьему
кирпичику и видят разноцветные карточки.
Организуется игра «Живая радуга» (дети
выбирают те цвета, которые им напоминают
дружбу).
Воспитатель. Третий
кирпичик заложен! Продолжаем путешествие,
идем по направлению к четвертому
кирпичику. Здесь мы поговорим о пословицах
и поговорках. О чем чаще всего они говорят?
Дети. О труде, книге, грамоте, хлебе, маме,
дружбе.
Воспитатель. Сейчас
мы попробуем вспомнить пословицы
и поговорки о дружбе.
• Там, где дружат,
живут не тужат.
• Дружба и братство
дороже всякого богатства. *Крепкую дружбу
и топором не разрубишь. *Нет друга - ищи,
а нашел - береги.
• Сам пропадай,
а товарища выручай. *Помогай другу
везде, не оставляй его в беде.
• Человек без
друзей как птица без крыльев.
• Не имей сто рублей,
а имей сто друзей. *Дружба как стекло:
разобьешь - не сложишь.
• Человек без
друга что дерево без корней. *Дружба
в делах помощница. Воспитатель.
Молодцы! Много знаете
пословиц и
поговорок о дружбе. Теперь выполним
еще одно задание: составим рассказ
или сказку, используя одну из пословиц.
Дети сочиняют, фантазируют, затем относят
четвертый кирпичик к дому, идут дальше.
Воспитатель предлагает игру «Выбери
себе в друзья сказочных героев». Дети
подходят к столу, на котором лежат картинки,
изображающие сказочных героев: Кота в
сапогах, Красную Шапочку, Незнайку, Буратино,
Карабаса-Барабаса, Шапокляк и др., выбирают
сказочных персонажей и объясняют свой
выбор.
4.3 Контрольный
этап исследовательской работы
Для того, чтобы
проверить эффективность
Цель исследования:
подтвердить эффективность
Задачи исследования:
1. Выявить реальные
взаимоотношения детей
2.Провести сравнительный
анализ результатов
Методика №6
«С кем бы я поехал в цирк»
Цель: выявление
реальных взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста после проведения
системной работы по налаживанию контактов
с детьми в группе, коррекции их взаимоотношения
со сверстниками посредством организации
и проведения сюжетно-ролевых игр.