Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гирлянды ассоциаций
формировались в виде списка слов. Это
могли быть все части речи, а также сочетания
слов. Отталкиваясь от исходного слова,
дети составляли цепочку, которая могла
закончиться произвольно или тем словом,
от которого «тянули» гирлянду. Например:
дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкое
- горка - снег - пустыня - сахар - вкусно
- компот - фрукты - много - заболеешь - больница
- лекарство - горькое - лук - грядка- огород
- дорога.
Или: яблоко - сладкое
- мороженое - холодное - снег - мокрый -
дорога - длинная - сказка - Баба Яга - метла
- улица - весело - день рождения - праздник
- гости - вечер…
Метод гирлянд позволили дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на данном этапе, я установила, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.
В заключении с
детьми была проведена беседа «Нравственное
воспитание» на основе полученных знаний,
умений и навыков.
Цель: обогатить
лексику, учить детей связывать
значение о дружбе с конкретной жизненной
ситуацией; активизировать мыслительную
и речедвигательную деятельность детей;
формировать социально-коммуникативные
(сотрудничество, гибкость, терпимость);
закладывать нравственные основы личности
в процессе формирования представлений
о дружбе.
Ход беседы: рассказать
о дружбе Шапокляк, построить Дом Дружбы,
провести игру «Семья слов», игру «Мир
без друга», игра «Живая радуга», выучить
пословицы и поговорки о дружбе.
Вывод: Дети активно
вступали в беседу с воспитателем,
поддерживали ролевой диалог, дружно
принимали участие в играх.
Фрагмент занятия
№1 с сюжетно-ролевой игрой в
старшей группе дошкольников "Семья"
Беседа о труде
родителей с детьми старшего дошкольного
возраста с использованием иллюстраций,
фотографий
Цель: активизировать
словарь по теме; познакомить детей
с разными профессиями, научить детей
доброжелательному общению с людьми, поговорить
о профессии родителей, научить детей
уважать труд родителей, понимать их и
помогать им.
Ход беседы
Воспитатель: Сегодня
ребята мы поговорим о разных профессиях
людей и профессиях ваших родителей. Сначала
посмотрим на картинки. Кем работают изображенные
на них люди?
Дети (берут по
одной картинке, выставляют их на доску)
Воспитатель: на
первой картинке у нас изображен
продавец. Где работает продавец?
Дети: в магазине.
Воспитатель: А
что он там делает? Дети: Продает
товар
Воспитатель: Правильно.
Продавец работает в магазине и продает
товар. Обратите внимание на его одежду.
На голове имеется колпак, на груди
- фартук. Давайте посмотрим на следующие
картинки. Кто изображен на них?
Дети: Врач, шофер,
учитель, библиотекарь, парикмахер, повар,
плотник
Воспитатель: Да,
правильно. Где работает врач?
Дети: В больнице.
Воспитатель: Что
он делает?
Дети: Лечит людей.
Воспитатель: А
где работает шофер? Учитель? Библиотекарь?
А что они делают? Шофер - водит машину,
учитель - учит детей в школе, парикмахер
....
Воспитатель: Нам
в группу прислали посылку. Давайте
посмотрим, что в ней? В посылке
предметы одежды. Сегодня вы будете
работать. Для этого необходимо выбрать
то, что вам нужно для работы, назвать предмет,
сказать, кто вы по профессии.
Дети: Сегодня
я врач. Мне нужны халат и
укол.
Сегодня я парикмахер.
Мне нужны ножницы и расческа.
Сегодня я ....
Воспитатель: Ребята,
ваши родители, бабушки и дедушки
каждый день ходят в магазин, парикмахерскую,
больницу и т.д. Они общаются с продавцами,
врачами, парикмахерами и т.п. Давайте
и мы тоже поучимся правильно разговаривать
со взрослыми людьми. Вы все знаете, что
когда заходишь в магазин или в другое
заведение, нужно говорить: «Здравствуйте!».
Если хотите что-то попросить, то говорите:
«Дайте мне, пожалуйста, .... например, полкило
конфет.» или «Сделайте мне, пожалуйста,
стрижку». За оказанную вам услугу вы должны
непременно поблагодарить взрослого человека,
сказать: «Спасибо!» или «Большое вам спасибо».
Прощаясь, не забудьте сказать: «До свидания!»
Все запомнили?
Дети: Да!
Воспитатель: Надеюсь,
теперь вы будете культурными и
Дети: Мой папа
- милиционер. Он следит за порядком, наказывает
хулиганов.
Моя мама - продавец.
Она работает в магазине и продает
товар
Воспитатель: Молодцы
ребята! Давайте соберем ваши фотографии
и сделаем фотоальбом.
Воспитатель: Ребята,
ваши родители проводят весь день на работе.
Они очень сильно устают. Родителей
надо жалеть, помогать им в домашнем
хозяйстве, любить их и уважать. Когда
вы приходите домой, что вы делаете?
Дети: Смотрим
телевизор, играем в компьютер, читаем
книжки
Воспитатель: Это
не правильно. Где же забота о ваших
родителях? Любовь? Уважение? Прежде всего,
придя домой, вы должны помочь маме
на кухне: помыть посуду, подмести пол,
полить цветы, протереть пыль. Помогая
маме, не забудьте помочь и папе, о чем
он не попросит. Помните, родители это
ваша опора, как вы будете чаще заботиться
и беречь своих родителей, так они меньше
будут болеть. Любите и уважайте своих
родителей! Беседа подошла к концу, не
забудьте показать фотоальбом своим родителям.
Фрагмент занятия
№2 с сюжетно-ролевой игрой в
старшей группе дошкольников "Семья"
Беседа с детьми
старшего дошкольного возраста с
участием куклы Петрушки "Моя
помощь взрослым"
Цель:
- формировать
доброжелательность вежливость, уважение
к окружающим; S развивать способность
оценивать свое отношение к позитивным
и негативным поступкам.
Материал:
- кукла Петрушка
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята,
сегодня мы с вами побеседуем о
том, как вы любите и помогаете
своим родителям. Сегодня у нас
в гостях Петрушка. Давайте поздороваемся
с ним.
Дети: Здравствуй,
Петрушка!
Воспитатель: А
как вы еще умеете здороваться?
Дети: Доброе утро,
Петрушка!
Петрушка: Здравствуйте,
дети! Сейчас мы с вами немного пофантазируем.
Представьте себе, что Иванушка и
Елена Прекрасная поженились и у них
родились дети, мальчик и девочка. Однажды
сын спросил маму: «Кто в нашем доме главный?».
Что ему ответила Елена прекрасная? Дети:
(отвечают)
Петрушка: (выслушав
ответы детей, обобщает их) Главным, или
главой семьи является папа: он выполняет
самые тяжелые работы по дому, кормит семью,
заботится обо всех. Но главной является
и мама: она главная по хозяйству в семье
(убирает, кормит, жалеет), и дети тоже главные.
Воспитатель: А кто главный в вашей семье?
Дети: Папа.... Мама...
Воспитатель: Надо
ли слушаться родителей? Бабушек и дедушек?
Дети: Да!
Петрушка: Можно
ли спорить с ними? Дети: Нет!
Петрушка: А вы
помогаете дома своим родителям,
бабушкам и дедушкам? Дети: Да!
Воспитатель: А
что вы делаете? Дети: поливаем цветы,
кормим собачек...
Петрушка: Молодцы!
Родителям, бабушкам и дедушкам нужно
всегда помогать: мыть посуду, подметать
пол, протирать пыль, ходить в магазин
за покупками, особенно тогда, когда
они болеют.
Воспитатель: Бабушки
и дедушки больше всех нуждаются
в помощи. Почему? Дети: (отвечают)
Петрушка: Правильно,
потому что бабушки и дедушки
пожилые, старенькие, их нужно уважать.
Воспитатель: Если
дети слушаются родителей, помогают
им, за свои плохие поступки просят прощения,
то в такой семье царят мир
и согласие. Такую семью можно назвать
счастливой.
Петрушка: Ребята,
давайте поиграем! Я буду называть
разные поступки, а вы оценивать, какие
из них хорошие, а какие плохие.
Один хлопок - хорошо; два хлопка - плохо.
Начинаем? Дети: Да!
Петрушка: Мальчик
подмел пол. Дети: (хлопают)
Петрушка: Мальчик
не вымыл руки перед едой. Помог
сестренке одеться. Девочка с
мамой мыла посуду.
Мальчик не слушался
маму и долго не ложился спать.
Девочка кричала на маму. Не слушалась
бабушку и кричала. Мальчик сломал
машину и порвал рубашку. Девочка подарила
маме цветы. Мальчик помог маме полить
цветы. Девочка читала дедушке книгу. Мальчик
разговаривал с бабушкой ласково. Девочка
для бабушки приготовила чай. Мальчик
помог маме накрыть на стол. Девочка уступила
место в автобусе. Воспитатель: Молодцы,
ребята, справились! Давайте подведем
итог. Как нужно помогать родителям? Что
нужно делать? Сейчас все встают по очереди
и называют по одному доброму делу. Дети:
Накрывать на стол...
Мыть посуду...
и т.д. Воспитатель: Надеюсь, ребята,
вы усвоили сегодня, что взрослым нужна
ваша помощь и поддержка. Берегите ваших
самых родных и близких. На этом мы завершим
с вами нашу беседу. Давайте попрощаемся
с Петрушкой! Дети: До свидания, Петрушка!
Петрушка: До скорой встречи, ребята!
Фрагмент занятия
№3 с сюжетно-ролевой игрой в старшей
группе дошкольников "Семья"
Цель:
- формировать
представление о семье, как
о людях, которые живут вместе;
- воспитывать
желание заботиться о близких,
развивать чувство гордости за
свою семью, активизировать
Оргмомент
“Собрались
все дети в круг.
Я - твой друг и
ты - мой друг.
Крепко за руки
возьмёмся
И друг другу
улыбнёмся.”
Посмотрю на
ваши лица, с кем бы мне здесь
подружиться? Я - Галина Александровна,
а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково
зовут (Дашенька, Мишенька...).
- Здравствуйте,
милые дети, вы всех прекрасней
на свете. Вот таких хороших
пригожих, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика
- Покажите, какое
бывает выражение лица у папы
и мамы, когда они радуются, когда
у них хорошее настроение.
- А если они
сердятся, вас ругают, хмурятся?
- ……
Сообщение темы
занятия
- Ребятки, тема
нашего занятия «Семья». Мы
с вами будем сегодня говорить
о маме, папе, бабушке и дедушке,
о своих сестрах и братьях.
Но для начала давайте поиграем.
Этюд «Изобразить
походку младенца, взрослого и
пожилого человека»
Игра «Собери
цепочку»
Разложить фотографии
согласно возрасту и полу:
- младенец - девочка
- дошкольница - школьница - студентка
- мама - бабушка;
- младенец - мальчик
- дошкольник - школьник - студент - папа
- дедушка.
Развитие диалога
«Телефонные разговоры»
- Сейчас ребятки
мы представим себя взрослыми,
большими дядями и тетями. Я
буду задавать вопрос каждому
из вас, а ваша задача - придумать
оригинальный ответ.
Ситуация №1.
"Здравствуйте, вам звонит доктор.
(А у нас ни кто не болен). Я
знаю, но вашей дочери пора сделать
прививку. (А когда мы к вам
должны придти?) Завтра утром…"
Ситуация №2.
"Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка.
Как у вас дела? (хорошо). Может
быть, вы приедете ко мне в гости в деревню?
Там отдохнете на природе, попьете парного
молока….
Рассказ «Моя семья»