Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовик ГАЛИНЕ ДОШКОЛЬНОЕ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Гирлянды ассоциаций формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкое - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарство - горькое - лук - грядка- огород - дорога. 

Или: яблоко - сладкое - мороженое - холодное - снег - мокрый - дорога - длинная - сказка - Баба Яга - метла - улица - весело - день рождения - праздник - гости - вечер… 

Метод гирлянд  позволили дошкольникам творчески  мыслить, проводить параллели между  предметами, не отвлекаться от своих  ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на данном этапе, я установила, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.

В заключении с  детьми была проведена беседа «Нравственное  воспитание» на основе полученных знаний, умений и навыков. 

Цель: обогатить  лексику, учить детей связывать  значение о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать мыслительную и речедвигательную деятельность детей; формировать социально-коммуникативные (сотрудничество, гибкость, терпимость); закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. 

Ход беседы: рассказать о дружбе Шапокляк, построить Дом Дружбы, провести игру «Семья слов», игру «Мир без друга», игра «Живая радуга», выучить пословицы и поговорки о дружбе. 

Вывод: Дети активно  вступали в беседу с воспитателем, поддерживали ролевой диалог, дружно принимали участие в играх. 

Фрагмент занятия  №1 с сюжетно-ролевой игрой в  старшей группе дошкольников "Семья" 

Беседа о труде  родителей с детьми старшего дошкольного  возраста с использованием иллюстраций, фотографий 

Цель: активизировать словарь по теме; познакомить детей с разными профессиями, научить детей доброжелательному общению с людьми, поговорить о профессии родителей, научить детей уважать труд родителей, понимать их и помогать им. 

Ход беседы 

Воспитатель: Сегодня  ребята мы поговорим о разных профессиях людей и профессиях ваших родителей. Сначала посмотрим на картинки. Кем работают изображенные на них люди? 

Дети (берут по одной картинке, выставляют их на доску) 

Воспитатель: на первой картинке у нас изображен  продавец. Где работает продавец? 

Дети: в магазине. 

Воспитатель: А  что он там делает? Дети: Продает  товар 

Воспитатель: Правильно. Продавец работает в магазине и продает  товар. Обратите внимание на его одежду. На голове имеется колпак, на груди - фартук. Давайте посмотрим на следующие  картинки. Кто изображен на них? 

Дети: Врач, шофер, учитель, библиотекарь, парикмахер, повар, плотник 

Воспитатель: Да, правильно. Где работает врач? 

Дети: В больнице. 

Воспитатель: Что  он делает? 

Дети: Лечит людей. 

Воспитатель: А  где работает шофер? Учитель? Библиотекарь? А что они делают? Шофер - водит машину, учитель - учит детей в школе, парикмахер .... 

Воспитатель: Нам  в группу прислали посылку. Давайте  посмотрим, что в ней? В посылке  предметы одежды. Сегодня вы будете работать. Для этого необходимо выбрать то, что вам нужно для работы, назвать предмет, сказать, кто вы по профессии. 

Дети: Сегодня  я врач. Мне нужны халат и  укол. 

Сегодня я парикмахер. Мне нужны ножницы и расческа. Сегодня я .... 

Воспитатель: Ребята, ваши родители, бабушки и дедушки  каждый день ходят в магазин, парикмахерскую, больницу и т.д. Они общаются с продавцами, врачами, парикмахерами и т.п. Давайте и мы тоже поучимся правильно разговаривать со взрослыми людьми. Вы все знаете, что когда заходишь в магазин или в другое заведение, нужно говорить: «Здравствуйте!». Если хотите что-то попросить, то говорите: «Дайте мне, пожалуйста, .... например, полкило конфет.» или «Сделайте мне, пожалуйста, стрижку». За оказанную вам услугу вы должны непременно поблагодарить взрослого человека, сказать: «Спасибо!» или «Большое вам спасибо». Прощаясь, не забудьте сказать: «До свидания!» Все запомнили? 

Дети: Да! 

Воспитатель: Надеюсь, теперь вы будете культурными и доброжелательными  людьми. Дома, ребята, вы должны были узнать о профессии ваших родителей, принести фотографию и рассказать нам. 

Дети: Мой папа - милиционер. Он следит за порядком, наказывает хулиганов. 

Моя мама - продавец. Она работает в магазине и продает  товар 

Воспитатель: Молодцы  ребята! Давайте соберем ваши фотографии и сделаем фотоальбом. 

Воспитатель: Ребята, ваши родители проводят весь день на работе. Они очень сильно устают. Родителей  надо жалеть, помогать им в домашнем хозяйстве, любить их и уважать. Когда  вы приходите домой, что вы делаете? 

Дети: Смотрим  телевизор, играем в компьютер, читаем книжки 

Воспитатель: Это  не правильно. Где же забота о ваших  родителях? Любовь? Уважение? Прежде всего, придя домой, вы должны помочь маме на кухне: помыть посуду, подмести пол, полить цветы, протереть пыль. Помогая  маме, не забудьте помочь и папе, о чем он не попросит. Помните, родители это ваша опора, как вы будете чаще заботиться и беречь своих родителей, так они меньше будут болеть. Любите и уважайте своих родителей! Беседа подошла к концу, не забудьте показать фотоальбом своим родителям. 

Фрагмент занятия  №2 с сюжетно-ролевой игрой в  старшей группе дошкольников "Семья" 

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста с  участием куклы Петрушки "Моя  помощь взрослым" 

Цель: 

- формировать  доброжелательность вежливость, уважение  к окружающим; S развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. 

Материал: 

- кукла Петрушка 

Ход беседы: 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о  том, как вы любите и помогаете  своим родителям. Сегодня у нас  в гостях Петрушка. Давайте поздороваемся с ним. 

Дети: Здравствуй, Петрушка! 

Воспитатель: А  как вы еще умеете здороваться? 

Дети: Доброе утро, Петрушка! 

Петрушка: Здравствуйте, дети! Сейчас мы с вами немного пофантазируем. Представьте себе, что Иванушка и  Елена Прекрасная поженились и у них родились дети, мальчик и девочка. Однажды сын спросил маму: «Кто в нашем доме главный?». Что ему ответила Елена прекрасная? Дети: (отвечают) 

Петрушка: (выслушав ответы детей, обобщает их) Главным, или  главой семьи является папа: он выполняет самые тяжелые работы по дому, кормит семью, заботится обо всех. Но главной является и мама: она главная по хозяйству в семье (убирает, кормит, жалеет), и дети тоже главные. Воспитатель: А кто главный в вашей семье? Дети: Папа.... Мама... 

Воспитатель: Надо ли слушаться родителей? Бабушек и дедушек? Дети: Да! 

Петрушка: Можно  ли спорить с ними? Дети: Нет! 

Петрушка: А вы помогаете дома своим родителям, бабушкам и дедушкам? Дети: Да! 

Воспитатель: А  что вы делаете? Дети: поливаем цветы, кормим собачек... 

Петрушка: Молодцы! Родителям, бабушкам и дедушкам нужно  всегда помогать: мыть посуду, подметать  пол, протирать пыль, ходить в магазин  за покупками, особенно тогда, когда  они болеют. 

Воспитатель: Бабушки  и дедушки больше всех нуждаются  в помощи. Почему? Дети: (отвечают) 

Петрушка: Правильно, потому что бабушки и дедушки  пожилые, старенькие, их нужно уважать. 

Воспитатель: Если дети слушаются родителей, помогают им, за свои плохие поступки просят прощения, то в такой семье царят мир  и согласие. Такую семью можно назвать счастливой. 

Петрушка: Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные поступки, а вы оценивать, какие  из них хорошие, а какие плохие. Один хлопок - хорошо; два хлопка - плохо. Начинаем? Дети: Да! 

Петрушка: Мальчик  подмел пол. Дети: (хлопают) 

Петрушка: Мальчик  не вымыл руки перед едой. Помог  сестренке одеться. Девочка с  мамой мыла посуду. 

Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. Девочка кричала на маму. Не слушалась  бабушку и кричала. Мальчик сломал машину и порвал рубашку. Девочка подарила маме цветы. Мальчик помог маме полить цветы. Девочка читала дедушке книгу. Мальчик разговаривал с бабушкой ласково. Девочка для бабушки приготовила чай. Мальчик помог маме накрыть на стол. Девочка уступила место в автобусе. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Давайте подведем итог. Как нужно помогать родителям? Что нужно делать? Сейчас все встают по очереди и называют по одному доброму делу. Дети: Накрывать на стол... 

Мыть посуду... и т.д. Воспитатель: Надеюсь, ребята, вы усвоили сегодня, что взрослым нужна ваша помощь и поддержка. Берегите ваших самых родных и близких. На этом мы завершим с вами нашу беседу. Давайте попрощаемся с Петрушкой! Дети: До свидания, Петрушка! Петрушка: До скорой встречи, ребята! 

Фрагмент занятия  №3 с сюжетно-ролевой игрой в старшей группе дошкольников "Семья" 

Цель: 

- формировать  представление о семье, как  о людях, которые живут вместе; 

- воспитывать  желание заботиться о близких,  развивать чувство гордости за  свою семью, активизировать словарь  детей на основе углубления знаний о своей семье. 

Оргмомент 
 

“Собрались  все дети в круг. 

Я - твой друг и  ты - мой друг. 

Крепко за руки возьмёмся 

И друг другу  улыбнёмся.” 

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь  подружиться? Я - Галина Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...). 

- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней  на свете. Вот таких хороших  пригожих, я приглашаю поиграть. 

Психогимнастика 

- Покажите, какое  бывает выражение лица у папы  и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение. 

- А если они  сердятся, вас ругают, хмурятся? 

- …… 

Сообщение темы занятия 

- Ребятки, тема  нашего занятия «Семья». Мы  с вами будем сегодня говорить  о маме, папе, бабушке и дедушке,  о своих сестрах и братьях.  Но для начала давайте поиграем. 

Этюд «Изобразить  походку младенца, взрослого и  пожилого человека» 

Игра «Собери  цепочку» 

Разложить фотографии согласно возрасту и полу: 

- младенец - девочка  - дошкольница - школьница - студентка  - мама - бабушка; 

- младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка. 

Развитие диалога  «Телефонные разговоры» 

- Сейчас ребятки  мы представим себя взрослыми,  большими дядями и тетями. Я  буду задавать вопрос каждому  из вас, а ваша задача - придумать  оригинальный ответ. 

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я  знаю, но вашей дочери пора сделать  прививку. (А когда мы к вам  должны придти?) Завтра утром…" 

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока…. 

Рассказ «Моя семья» 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста