Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Педагогу важно
знать, насколько каждый ребенок
группы умеет управлять своим
поведением. Одним из способов формирования
управляемого поведения, развития самоконтроля
у несдержанных детей может стать организуемая
педагогом длительная коллективная (с
интересным, развернутым сюжетом) ролевая
игра, где такому ребенку поручается роль
ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми
способностями и готовы выполнять любую
роль, однако неумение сдерживать себя
обычно препятствует этому. Роль ведущего
только в том случае может выступить в
качестве силы, сдерживающей и организующей
поведение ребенка, если педагог подробно
объяснит ему содержание игры, познакомит
его с главной и промежуточными целями
ее. Знание их ограничивает излишнюю активность
ребенка, помогает понять, что порученная
роль является необходимым условием осуществления
совместной деятельности: не выполнить
ее (при коллективном характере игры),
не согласовать свои действия с действиями
партнеров -- значит помешать всем детям
группы довести игру до конца.
В тех случаях,
когда педагог сталкивается со стремлением
ребенка к игре в одиночку (что
свидетельствует о недостаточно развитой
потребности в общении), не следует стремиться
к налаживанию его контактов со многими
сверстниками: шумные игры быстро утомляют
таких детей. Имеет смысл вначале подобрать
для такого ребенка лишь одного партнера,
к которому бы он отнесся с симпатией,
и только впоследствии осторожно расширять
круг его общения.
При преобладании
у ребенка потребности в
3.3 Влияние сюжетно-ролевой
игры на формирование положительных взаимоотношений
детей
Сюжетно-ролевая
игра играет ведущую роль в формировании
положительных взаимоотношений
детей и формировании положительных
морально-нравственных качеств личности
старшего дошкольного возраста. В
процессе сюжетно-ролевых игр создаются
условия для дальнейшего упрочнения нравственных
представлений, чувств, качеств детей,
которые формировались в быту. Совместная
игровая деятельность стимулирует развитие
организованности и ответственности каждого
ребенка: нужно выбрать место для игры,
сделать атрибуты, правильно распределить
роли. В игре закрепляется умение вести
себя так, как это принято: подать стул
вошедшему, поблагодарить за услугу и
т.д.
Уже трех-, четырехлетние
дети начинают понимать и усваивать
такие правила: не бросать игрушки,
класть их на место, не выхватывать игрушку
у товарища, а попросить. В старшей группе
при систематической работе с детьми эти
навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте
дети способны контролировать свои действия,
повышая тем самым требования к самому
себе. С этой целью полезно проводить кратковременные
коллективные беседы с детьми: «Все ли
в нашем игровом уголке в порядке»; «Как
мы играем».
В игре проявляются
такие волевые качества, как ответственность,
целеустремленность, настойчивость и
упорство в преодолении трудностей. Ребенок
шести лет умеет поставить перед собой
цель - самостоятельно подобрать материал,
терпеливо довести начатое дело до конца.
Игра хороша тогда, когда дети сами ее
организуют, умеют руководить, подчиняться,
оказывать помощь. По-прежнему любимыми
остаются у детей старшей группы игры
в семью, в детский сад, в больницу. В них
ребята отражают различные отношения,
характеризующиеся любовью, гуманизмом,
здесь формируются такие качества, как
доброта, заботливость.
В играх с
куклами типа «День рождения куклы»,
«Приход гостей» эффективно воспитание
гостеприимства, чуткости, доброжелательности.
Педагог, включаясь в игру, показывает
пример приветливой встречи гостей,
умения их угостить. Полезно в игру
включать куклу-младенца, сопровождая
его появление беседой о том, как за ним
ухаживать. Это способствует воспитанию
нежности, заботливого отношения к маленьким
и слабым.
В сюжетно-ролевых
играх возможно сближение больших
групп детей, что создает условия
для развития коллективных взаимоотношений.
Руководя сюжетно-ролевой игрой детей
старшей группы, педагог решает следующие
задачи:
- воспитание
желания и умения совместно
играть;
-воспитание
навыков коллективной игры (умение
договариваться, распределять роли
и игрушки, радоваться успехам товарища);
- воспитание
доброжелательного отношения к
людям, желания и готовности
сделать им полезное и
Дети имеют
обобщенные и дифференцированные представления
только в том случае, если они
прежде осмыслят конкретные поступки.
Поэтому педагог должен привлекать
ребенка к самостоятельному анализу
отношений со сверстниками, различных
конфликтных ситуаций, которые возникают
в жизни самих детей.
Беседы воспитателя
с детьми, в которых используются
создавшиеся в игре ситуации, формируют
у детей представления о
Формирование
правильных взаимоотношений включает
развитие организаторских умений детей,
инициативы, элементарного умения руководить
и подчиняться.
Дети старшей
группы имеют очень смутное
В процессе развития
организаторских умений дети проявляют
себя по-разному: одни не уверенны в
себе, предпочитают индивидуальные игры,
малоактивны; другие активные, увлекающиеся,
довольно ответственные, но не умеют и
не любят подчиняться, с трудом уступают
главные роли в игре; третьи - признанные
организаторы, вожаки, играют интересно;
они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы,
чаще других вступают в конфликты.
Эти особенности
требуют индивидуальных приемов воспитания,
чтобы все дети могли организовать игру,
были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми,
уважающими чужую инициативу.
В сюжетно-ролевой
игре ярче видны реальные взаимоотношения
детей, поэтому здесь формирование
организаторских умений наиболее эффективно,
кроме того, создаются возможности для
постепенного их усложнения. Прежде всего,
в умении создавать условия для игры (место,
материал), распределять роли, подчиняться
тому, кто выполняет главную роль, принимать
желающих, считаться с возможностями детей,
в умении строить и вести игру. Но следует
помнить, что старшие дошкольники еще
не всегда сами могут придумать сюжет
игры, длительное время развивать его.
Поэтому воспитатель помогает разнообразить
игру, включать в нее новые сюжетные линии
и новых действующих лиц. Таким образом,
создается большой коллектив, объединяющий
ребят, занятых разными делами. И в каждой
группе детей свой организатор.
Чем сложнее
игра, тем сложнее в ней складываются
взаимоотношения детей и ярче
выступают умения договариваться, самостоятельно
и справедливо разрешать конфликты, быть
целеустремленными и дружными, т.е. те
качества, без которых невозможно развитие
организаторских способностей.
Успех воспитания
различных нравственных качеств - в
систематичности, возможном использовании
любой педагогической ситуации.
Однако следует
постоянно иметь в виду, что
руководство ролевыми играми детей
не должно превращаться в «натаскивание»,
когда воспитатель не только навязывает
тему, сюжет игры, но и дает готовые
рецепты поведения. Руководя игрой, нужно
решать и развивающие, и воспитывающие
задачи.(8,стр.7-56)
3.4 Методы и
приемы руководства сюжетно-
1. Методы и
приемы, способствующие обогащению
содержания игры:
Исполнение воспитателем
главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная
игра воспитателя с ребенком, при
этом воспитатель исполняет главную
роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных
игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной
игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры
с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее
общение взрослого с детьми в
процессе их игры, направленное на пробуждение
и самостоятельное применение детьми
новых способов решения игровой
задачи, на отражение в игре новых
сторон жизни (Новоселова С.);
Игра в телефон
(Н. Палагина);
Обыгрывание с
помощью кукол сюжетов жизни
в детском саду;
разыгрывание
с детьми воображаемых ситуаций.
2. Методы и
приемы, способствующие регулированию
игровых взаимоотношений:
Игры, облегчающие
адаптацию («приходите ко мне в гости»)
Участие воспитателя
в игре (главная роль);
Использование
многоперсонажного сюжета (2 врача,
2 шофера);
Внесение кукольного
персонажа, постановка правил поведения
от его лица;
Создание разновозрастных
игровых триад.
3.Косвенные приемы
руководства:
Обновление игровых
уголков (внесение предметов-заместителей,
съемных панелей);
Изменение игровой
среды;
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой
ситуации: объяснение по воображаемому
радио или телевизору об открытии
новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103)
4. Опытно-экспериментальная
работа по исследованию
4.1 Констатирующий
этап исследовательской работы
Опытная-экспериментальная
работа проводилась в старшей группе дошкольного
возраста Арзамасцевского ДОУ.
Гипотеза: Анализ
психолого-педагогической литературы
позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая
игра способствует формированию положительных
взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками
при системном и косвенном взаимодействии
педагога.
Для подтверждения
гипотезы необходимо решить следующие
задачи опытно-экспериментальной
- провести диагностику
взаимоотношений детей до
- выявить особенности
проявления коммуникативных
- выяснить условия,
используемые педагогом в
- провести системную
работу по формированию