Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовик ГАЛИНЕ ДОШКОЛЬНОЕ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Педагогу важно  знать, насколько каждый ребенок  группы умеет управлять своим  поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Роль ведущего только в том случае может выступить в качестве силы, сдерживающей и организующей поведение ребенка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной и промежуточными целями ее. Знание их ограничивает излишнюю активность ребенка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнеров -- значит помешать всем детям группы довести игру до конца. 

В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением  ребенка к игре в одиночку (что  свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения. 

При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно  использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические  длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т. п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей.(17,стр.87-90) 

3.3 Влияние сюжетно-ролевой  игры на формирование положительных взаимоотношений детей 
 

Сюжетно-ролевая  игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений  детей и формировании положительных  морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В  процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. 

Уже трех-, четырехлетние  дети начинают понимать и усваивать  такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем». 

В игре проявляются  такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. 

В играх с  куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым. 

В сюжетно-ролевых  играх возможно сближение больших  групп детей, что создает условия  для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи: 

- воспитание  желания и умения совместно  играть; 

-воспитание  навыков коллективной игры (умение  договариваться, распределять роли  и игрушки, радоваться успехам товарища); 

- воспитание  доброжелательного отношения к  людям, желания и готовности  сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать  тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные  действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты. 

Дети имеют  обобщенные и дифференцированные представления  только в том случае, если они  прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей. 

Беседы воспитателя  с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют  у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. 

Формирование  правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться. 

Дети старшей  группы имеют очень смутное представление  о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям. 

В процессе развития организаторских умений дети проявляют  себя по-разному: одни не уверенны в  себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты. 

Эти особенности  требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу. 

В сюжетно-ролевой  игре ярче видны реальные взаимоотношения  детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор. 

Чем сложнее  игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей. 

Успех воспитания различных нравственных качеств - в  систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. 

Однако следует  постоянно иметь в виду, что  руководство ролевыми играми детей  не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые  рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.(8,стр.7-56) 

3.4 Методы и  приемы руководства сюжетно-ролевой  игры детей старшего дошкольного  возраста 
 

1. Методы и  приемы, способствующие обогащению  содержания игры: 

Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); 

Индивидуальная  игра воспитателя с ребенком, при  этом воспитатель исполняет главную  роль (Н.Я. Михайленко); 

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); 

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская); 

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина); 

Активизирующее  общение взрослого с детьми в  процессе их игры, направленное на пробуждение  и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой  задачи, на отражение в игре новых  сторон жизни (Новоселова С.); 

Игра в телефон (Н. Палагина); 

Обыгрывание с  помощью кукол сюжетов жизни  в детском саду; 

разыгрывание  с детьми воображаемых ситуаций. 

2. Методы и  приемы, способствующие регулированию  игровых взаимоотношений: 

Игры, облегчающие  адаптацию («приходите ко мне в гости») 

Участие воспитателя  в игре (главная роль); 

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); 

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения  от его лица; 

Создание разновозрастных  игровых триад. 

3.Косвенные приемы руководства: 

Обновление игровых  уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей); 

Изменение игровой  среды; 

Наблюдение, экскурсия; 

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому  радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103) 

4. Опытно-экспериментальная  работа по исследованию сюжетно-ролевой  игры как фактора развития  положительных взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста 
 

4.1 Констатирующий  этап исследовательской работы 
 

Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского ДОУ. 

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая  игра способствует формированию положительных  взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога. 

Для подтверждения  гипотезы необходимо решить следующие  задачи опытно-экспериментальной работы: 

- провести диагностику  взаимоотношений детей до проведения  работы, включающей сюжетно-ролевые игры; 

- выявить особенности  проявления коммуникативных способностей  у детей дошкольного возраста; 

- выяснить условия,  используемые педагогом в работе  по развитию коммуникативной  сферы; 

- провести системную  работу по формированию взаимоотношений  детей; 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста