Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо постепенно
формировать у детей умения сотрудничества
сначала в небольшой группе (2-3
ребенка), а затем в группе с
большим количеством
Впервые в старшем
дошкольном возрасте в совместном образе
жизни создаются условия для
формирования элементов «деловых» отношений,
ответственной зависимости, которые А.
С. Макаренко относил к числу важнейших
для становления и функционирования коллектива.
Участие в общей работе, дежурствах, выполнение
отдельных поручений развивают у дошкольников
элементы соподчинения, взаимного контроля,
чувство ответственности за результаты
порученного дела перед взрослыми и товарищами
по группе. Эта общественно полезная направленность
трудовой деятельности является новым,
значимым элементом коллективного образа
жизни детей старшего дошкольного возраста.
Участие в общественно
полезной деятельности (вместе со школьниками
дети расчищают участок от снега,
лепят снежные фигуры на участке
к празднику «Русской зимы» и
т. п.) обогащает опыт коллективного
сотрудничества старших дошкольников.
Самостоятельная деятельность воспитанников
старших групп также может иметь общественно
полезную направленность: дети делают
закладки для книг в подарок школьникам,
выращивают для них цветы и пр. При организации
общественно полезной деятельности детей
необходимо соблюдать следующие условия:
а) эмоционально
объяснить цель предстоящей деятельности,
ее необходимость; вызвать у дошкольников
желание в ней участвовать;
б) обеспечить активность
каждого участника в процессе
деятельности; привлечь детей к планированию
ее, распределению работы, точно определить
обязанности;
в) четко выделить
этапы работы и дать возможность
детям пережить чувство удовлетворения
полученными промежуточными результатами
и достигнутым общим успехом.
Систематическое
участие в деятельности, направленной
на заботу об окружающих, способствует
развитию у детей элементов общественной
направленности.
Отличительной
чертой совместного образа жизни
старших дошкольников является неуклонное
повышение требований к организованности
и самостоятельности поведения и деятельности.
Организованность старших дошкольников
проявляется в знании правил, в умении
их выполнять и подчиняться общим требованиям,
установленным в группе, в готовности
совместными усилиями достигать общей
цели, согласовывая действия и распределяя
обязанности на основе взаимной договоренности.
Организованность поведения помогает
старшему дошкольнику найти свое место
и определить свою роль в коллективе, она
сообщает поведению детей целеустремленность.(14,стр.90-
Обязательные условия
воспитания организованности -- четкий
режим, продуманная организация детской
деятельности и взаимоотношений, наличие
конкретных требований и правил поведения
детей в быту, на занятиях, в труде, в играх,
контроль за их постоянным выполнением.
Для развития организованности у детей
старшего дошкольного возраста перед
ними ставятся задачи: выполнить работу
к установленному сроку, действовать согласованно,
в едином темпе. Организованность поведения
сплачивает коллектив, обеспечивает достижение
более высоких результатов.
Самостоятельность
формируется как нравственно-
Задача воспитателя
-- придать поведению дошкольников нравственный
характер и направленность.
Воспитание самостоятельности
тесно связано с формированием
умений в различных видах
Следует развивать
стремление детей к дружной
3.2 Воспитание культуры
поведения и положительных взаимоотношений
у детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе
у детей продолжают формировать
навыки культуры поведения. Правильная
организация быта в детском саду,
доверительная и дружелюбная
атмосфера, окружающая детей, внешняя
и внутренняя культура педагога -- необходимые
условия для воспитания культуры поведения.
Дети должны
понимать, что от поведения каждого
из них зависит многое: кто-то не
убрал игрушки вовремя -- занятие
началось позже, насорил во время еды
-- дал дополнительную работу няне и дежурным.
Соответствующая оценка таких поступков
и реакция на них педагога имеют большое
воспитательное воздействие. Обеспечивая
усвоение детьми правил поведения, воспитатель
заботится о том, чтобы дети при этом усваивали
и нравственные нормы: умение уступить,
вовремя помочь товарищу и пр.
Дети эмоциональны,
поэтому приемы воспитания должны быть
не только понятны, но и интересны
им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно
использовать картинки и художественные
произведения. Ознакомление детей с юмористическими
произведениями соответствующего содержания
создает определенный эмоциональный настрой
в группе, воспитывает у детей желание
усвоить нужные правила поведения и выполнять
их.
В каждом конкретном
случае воспитатель ищет причину неправильного
поведения ребенка, использует индивидуальные
меры воздействия: напоминание, замечание,
объяснение. В любом случае нужно помнить
о легкой ранимости ребенка, об уважении
к его личности. Даже если ребенок в чем-то
провинился, не следует делать замечаний,
обижающих его.
В воспитании культуры
поведения старших дошкольников
не должно быть излишних словесных
назиданий, упреков, замечаний. Действенность
воспитания обеспечивается созданием
специальных ситуаций, побуждающих
детей поступать правильно.
Воспитание правильных
взаимоотношений между детьми, основанных
на принципах гуманизма,-- особая задача
педагога в работе с данной возрастной
группой. Формирование отношений между
детьми строится на основе взаимных симпатий
детей, их привязанности к детскому саду,
умения оценивать поведение сверстников
и свое.
Чтобы правильно
судить о характере взаимоотношений,
складывающихся между детьми в группе
детского сада, воспитателю следует
постоянно наблюдать за общением
детей в игре и других видах совместной
деятельности. Наблюдения позволяют ему
судить об авторитетности того или иного
ребенка, выделить организаторов и малоактивных
детей, понять, на какой основе образуются
детские объединения, что побуждает детей
быть их участниками. Необходимо поощрять
развитие объединений с гуманным и равноправным
характером отношений между детьми и,
наоборот, показывать непривлекательность
неравноправных отношений.
Установлению
доброжелательных отношений способствует
умение детей общаться, приветливо
разговаривать друг с другом. Определяющее
влияние на детей оказывает пример общения
взрослых. Необходимо использовать естественно
возникающие ситуации, связанные с приходом
в группу заведующей, медсестры и их общением
с воспитателем, няней. Полезно обратить
внимание детей на то, как приветливо,
по-доброму разговаривают взрослые друг
с другом, побуждать их так же общаться
между собой.
Воспитывая у
детей отношения
Важно обсуждать
с детьми те или иные факты и
случаи, имеющие место в их общении
со сверстниками в совместной деятельности,
побуждая выражать свое отношение к поступкам
того или иного ребенка, сравнивать свои
поступки и поступки сверстников. Полезно
поговорить о том, как поступать по отношению
друг к другу и как разговаривать между
собой, когда организуется какая-либо
совместная деятельность, например, игра.
Необходимо, чтобы дети учитывали право
каждого ребенка на участие в совместной
игре, умели в приветливой и доброжелательной
форме обратиться к сверстникам с просьбой
поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста»,
«Можно с вами поиграть?»), приветливо
ответить на просьбу товарища принять
его в игру. Необходимо учить детей быть
внимательным к предложениям другого
ребенка при выполнении совместной деятельности,
уметь согласиться с замыслом, предложенным
сверстником.
Если дети не
умеют по-доброму, вежливо отказаться
от участия в общей деятельности
или отклонить предложения
Полезно обсуждать
с детьми, справедливо ли они распределили
предметы и материалы для совместной
деятельности, похвалить тех, которые
учитывали при этом интересы и желания
других детей. Учить детей умению выяснить,
доволен ли другой полученными материалами
и игрушками, используя при этом такие
выражения: «Ты согласен?», «Доволен?»,
«Договорились?». Побуждать детей при
обращении к сверстнику с подобными вопросами
посмотреть на него, назвать по имени,
внимательно выслушать ответ. Важно показать,
как неприглядно выглядит ребенок, который
обижает другого, берет себе все лучшее.
Воспитатель обращает
внимание детей на недопустимость грубых,
резких обращений и ответов, в которых
выражается пренебрежительное отношение
к интересам и желаниям сверстника.
Кроме разговоров
с детьми, нужно обязательно показать
им конкретные ситуации, замеченные воспитателем
в их общении друг с другом, например,
во время дежурства, одевания на прогулку,
в играх, чтобы дать детям возможность
увидеть себя со стороны и усвоить образцы
доброжелательного общения.
Воспитатель может
использовать для этого кукольный,
теневой театр и театр игрушек.
Персонажи спектаклей помогают детям
усвоить необходимые при общении правила
вежливости.
Отношения старших
дошкольников в игре сложны, избирательны
и не всегда благоприятны для ребенка.
Осложненные отношения со сверстниками
отрицательно сказываются на эмоциональном
самочувствии ребенка в группе, на формировании
его личностных качеств. Лишенный положительных
контактов с детьми, ребенок испытывает
острые переживания, которые способствуют
появлению у него повышенной обидчивости,
упрямства, озлобленности, иногда агрессивности
по отношению к сверстникам. С другой стороны,
они могут приводить к появлению неуверенности
в себе, в своих возможностях.
Воспитатель должен
заботиться не только об усвоении ребенком
норм поведения в коллективе, но
и о благополучии его отношений
со сверстниками. Для этого необходимо
знать возможные причины осложнений. Ими
могут стать: недостаточная развитость
игровых знаний и умений, в результате
которой ребенок не привлекает сверстников
в качестве партнеров по игре; неумение
сдерживать себя, управлять своим поведением
-- ребенок разрушает детские игры; излишняя
замедленность действий -- он отстает в
своих действиях от сверстников; недостаточная
сформированность потребности в игровом
общении -- игру в одиночестве ребенок
предпочитает совместным играм с детьми;
нарушение норм игрового общения, преобладание
эгоистических стремлений в поведении
-- он не считается с мнением сверстников,
навязывает им свои требования; преобладание
у него интересов, не связанных с игрой
(стремление конструировать, лепить, рисовать
и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных
детей группы.
Воспитателю необходимо
знать: владеет ли тот или иной
дошкольник необходимыми игровыми навыками
и умениями, знает ли сюжеты игр
и может ли их творчески реализовать,
понять замысел другого. В зависимости
от характера нарушений игровой деятельности
необходимо путем систематических совместных
игр-занятий с ребенком расширять его
знания о содержании игровых действий,
их последовательности, обогащать его
игровые замыслы, формировать умение последовательно
и до конца воплощать задуманное, умение
понимать замысел товарища.
Однако совершенствование
лишь предметно-содержательной стороны
игровой деятельности оказывается
недостаточным. Необходимо формировать
положительные взаимоотношения
между детьми группы. Прежде всего нужно
изменить негативное или равнодушное
отношение сверстников к детям, испытывающим
трудности в налаживании отношений со
сверстниками, содействовать возникновению
положительного отношения к ним. Воспитатель
должен поддерживать таких детей в различной
деятельности. На первых порах их целесообразно
объединять с наиболее доброжелательными
детьми группы, обладающими ярко выраженными
положительными качествами.