Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
К роли дети относятся
избирательно: они принимают на себя
роли тех взрослых или детей (старших,
а иногда и сверстников), действия
и поступки которых произвели
на них наибольшее эмоциональное
впечатление, вызвали наибольший интерес.
Чаще всего это мама, воспитатель,
учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т.
д. Интерес ребенка к той или иной роли
связан и с тем местом, которое занимает
данная роль в развертываемом сюжете игры,
в какие взаимоотношения -- равноправия,
подчинения или управления -- вступает
с другими играющий, принявший на себя
ту или иную роль.
В сюжете дети используют
два вида действий: оперативные и
изобразительные -- «как будто».
Наряду с игрушками
в игру включаются разнообразные
вещи, при этом им придается воображаемое,
игровое значение.
Как товарищи по
игре дети вступают в реальные организационные
отношения (договариваются о сюжете
игры, распределяют роли и т. п.). Но между
ними одновременно устанавливаются
сложные ролевые отношения (например,
мамы и дочки, капитана и матроса,
врача и пациента и т. д.).
Отличительной
особенностью игровой воображаемой
ситуации является то, что ребенок
начинает действовать в мысленной,
а не видимой ситуации: действие
определяется мыслью, а не вещью. Однако
мысль в игре еще нуждается
в опоре, поэтому часто одна вещь
заменяется другой (палочка заменяет лошадь),
которая позволяет осуществить требуемое
по смыслу действие.
Творческой сюжетно-ролевой
игре присущи специфические мотивы.
Наиболее общий мотив -- стремление
ребенка к совместной социальной
жизни со взрослыми. Это стремление
сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью
ребенка к его осуществлению, с другой
-- с растущей самостоятельностью детей.
Возникающее противоречие разрешается
в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок,
принимая на себя роль взрослого, воспроизводит
его жизнь, деятельность и отношения.
Непосредственные
мотивы игры с возрастом детей
изменяются, определяя содержание игр.
Если у младшего дошкольника основная
побудительная причина игры -- действие
с привлекательными для него предметами,
то для ребенка старшего дошкольного возраста
основной мотив -- воспроизведение отношений,
в которые вступают -друг с другом изображаемые
в игре взрослые. Для школьника основное
в сюжетно-ролевой игре -- проявление высоких
моральных качеств, которыми отличается
тот или иной чело» век (храбрость, честность
и др.)(10,стр.234)
2.2 Этапы развития
сюжетно-ролевой игры
Первый этап.
Основным содержанием игры являются
действия с предметами. Они осуществляются
в определенной последовательности,
хотя эта последовательность часто
нарушается. Цепочка действий носит сюжетный
характер. Основные сюжеты бытовые. Действия
однообразны и часто повторяются. Роли
не обозначены. По форме это игра рядом
или 'одиночная игра. Дети охотно играют
со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна.
Как правило, стимулом возникновения Меры
является игрушка или предмет-заместитель,
ранее использованный в игре.
Второй этап.
Как и на первом уровне, основное
содержание игры -- действия с предметом.
Эти действия развертываются более
полно и последовательно в соответствии
с ролью, которая уже обозначается словом.
Последовательность действий становится
правилом. Возникает первое взаимодействие
между участниками на основе использования
общей игрушки (или направленности действия).
Объединения кратковременны. Основные
сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно
повторяется. Игрушки заранее не подбираются,
но дети чаще используют одни и те же --
любимые. В игре объединяются 2--3 человека.
Третий этап.
Основное содержание игры -- по-прежнему
действия с предметами. Однако они дополняются
действиями, направленными на установление
разнообразных контактов с партнерами
по игре. Роли четко обозначены и распределены
до начала игры. Игрушки и предметы подбираются
(чаще всего по ходу игры) в соответствии
с ролью. Логика, характер действий и их
направленность определяются ролью. Это
становится основным правилом. Игра чаще
протекает как совместная, хотя взаимодействие
перемежается с параллельными действиями
партнеров, не связанных друг с другом,
несоотнесенных с ролью. Продолжительность
игры увеличивается. Сюжеты становятся
более разнообразными: дети отражают быт,
труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап.
Основное содержание игры -- отражение
отношений и взаимодействий взрослых
друг с другом. Тематика игр разнообразная;
она определяется не только непосредственным,
но и опосредованным опытом детей. Игры
носят совместный, коллективный характер.
Объединения устойчивы. Они строятся или
на интересе детей к одним и тем же играм,
или на основе личных симпатий и привязанностей.
Игры одного содержания не только длительно
повторяются, но и развиваются, обогащаются,
существуют продолжительное время.
В игре четко
выделяется подготовительный этап: распределение
ролей, отбор игрового материала, а
иногда и его изготовление (игрушек-самоделок).
Требование соответствия жизненной логике
распространяется не только на действия,
но и на все поступки и ролевое поведение
участников. Количество вовлеченных в
игру увеличивается до 5--6.
Эти уровни отражают
общее развитие сюжетно-ролевой игры,
однако в конкретной возрастной группе
смежные уровни сосуществуют.(12, стр. 56)
3. Сюжетно-ролевая
игра как фактор формирования
положительных взаимоотношений
детей старшего дошкольного
3.1 Нравственное
воспитание детей старшего дошкольного
возраста
В старшем дошкольном
возрасте расширяются возможности
нравственного воспитания. Это во
многом обусловлено как большими
изменениями, которые происходят в
умственном и эмоционально-волевом
развитии дошкольников, в мотивационной
сфере, в общении со взрослыми и сверстниками,
так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной
воспитанности. Старший дошкольный возраст
является наиболее ответственным этапом
в развитии механизмов поведения и деятельности,
в становлении личности дошкольника в
целом.
Новые черты
появляются у детей во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками. Дети
активно проявляют интерес к
содержательному общению со взрослыми.
Авторитет взрослого, его оценочное
суждение продолжают играть серьезную
роль в поведении. Растущая самостоятельность
и осознанность поведения приводят к развитию
способности руководствоваться в поступках
усвоенными нравственными нормами. Возникают
внутренние «этические инстанции», которые
начинают определять поступки старшего
дошкольника.
Дети проявляют
активное стремление к общению со
сверстниками в разных видах деятельности,
в результате которого формируется
«детское общество». Это создает
определенные предпосылки для воспитания
коллективных взаимоотношений. Содержательное
общение со сверстниками становится
важным фактором полноценного формирования
личности старшего дошкольника. В коллективной
деятельности (игре, труде, общении) дети
6-7 лет осваивают умения коллективного
планирования, учатся согласовывать свои
действия, справедливо разрешать споры,
добиваться общих результатов. Все это
способствует накоплению морального опыта.
Наряду с игровой и трудовой деятельностью
существенную роль в нравственном воспитании
детей 6-7 лет играет учебная деятельность.
На занятиях дошкольники осваивают правила
учебного поведения, у них формируются
целенаправленность, ответственность,
волевые качества. Однако и у детей старшего
дошкольного возраста наблюдается неустойчивость
поведения, отсутствие в ряде случаев
выдержки, неумение перенести известные
способы поведения в новые условия. Отмечаются
и большие индивидуальные различия в уровне
воспитанности детей. Планомерное нравственное
воспитание позволяет закрепить положительные
тенденции в развитии старшего дошкольника
и обеспечить необходимую нравственно-волевую
готовность к обучению в школе.
В процессе воспитания
у детей старшего дошкольного
возраста продолжают формировать моральные
чувства и нравственные представления.
Большое внимание
при этом уделяется развитию и
обогащению чувств детей, формированию
способности управлять ими. В этом возрасте
воспитываются нравственные чувства,
определяющие отношение детей к окружающим
людям (взрослым, сверстникам, малышам),
к труду, к природе, к важным общественным
событиям, к Родине.
Отношение к
взрослым выражается в формирующемся
чувстве уважения. Чувство уважения развивается
в предыдущих возрастных группах на эмоциональной
основе любви и привязанности детей к
взрослым. В старшем дошкольном возрасте
оно становится более осознанным и основывается
на понимании значимости социальной роли
трудовой деятельности взрослых, их высоких
нравственных качеств.
Происходит дальнейшее
развитие положительных чувств по отношению
к сверстникам. Ставится задача развития
основ чувства коллективизма, гуманности
во взаимодействиях детей: проявление
детьми дружеского расположения друг
к другу, отзывчивости, заботы, стремления
к сотрудничеству, достижению общих целей,
готовности прийти на помощь. В развитии
коллективизма большую роль играют начальные
формы чувства долга и ответственности,
формирующиеся в игре и труде детей. Основой
развития этих чувств являются яркие впечатления
о явлениях общественной жизни, эмоционально
насыщенные знания, которые получают дети
на занятиях, при ознакомлении с художественной
литературой, изобразительным искусством,
участвуя в практической деятельности.
Задача воспитания состоит в том, чтобы
сформировать действенность моральных
чувств, стремление к поступкам, в основе
которых лежат нравственно ценные побуждения.
Нравственные
чувства дошкольников формируются
в неразрывном единстве с нравственным
поведением.
Развитие чувства
уважения к старшим органически
связано с задачей воспитания
культуры поведения детей по отношению
к окружающим. Состав привычек культурного
поведения значительно
Воспитание культуры
общения включает дальнейшее освоение
детьми правил вежливости по отношению
к сверстникам и формирование культуры
совместной деятельности: игровой, трудовой,
учебной.
Воспитание организованного
поведения предполагает формирование
у дошкольников умений сознательно
выполнять правила поведения, подчиняться
общим требованиям, установленным в группе,
действовать согласованно, совместными
усилиями добиваться поставленной цели.
Одновременно
в старших группах продолжается
воспитание самостоятельности, которая
должна стать отличительной чертой поведения
ребенка 6-7 лет. Внимание педагога направляется
на развитие инициативы, самоорганизации
и самоконтроля, произвольного, волевого
поведения детей в разных видах деятельности.
Формирование
механизмов нравственного поведения
происходит при активном участии социальных
чувств и сознания. Большое значение в
нравственном воспитании старших дошкольников
придается формированию нравственных
представлений. Освоение нравственных
представлений помогает ребенку осмыслить
содержание поступков, понять целесообразность
и необходимость выполнения требований
и норм, формирует нравственные оценки
и мотивы поведения. В процессе обучения
и воспитания дети 6-7 лет осваивают достаточно
широкий круг нравственных представлений.
Он включает знание о нормах и правилах
поведения в обществе, о ценных моральных
качествах человека (честности, скромности,
смелости). Расширяются представления
о явлениях общественной жизни, о труде
людей.
Важным условием
решения задач нравственного
воспитания является совместный, коллективный
образ жизни детей.(19, 165)
В организации
совместного образа жизни старших
дошкольников происходит ряд изменений,
имеющих большое значение для
нравственного воспитания. Осознание
детьми своего положения (как самых
старших среди воспитанников детского
сада) сплачивает их, повышает уверенность
в своих возможностях, ответственность
за свои поступки. Воспитатель стремится
развить эти новые черты в самосознании
детей и на их основе обеспечить выполнение
старшими дошкольниками новых, более высоких
требований к поведению и деятельности,
развить чувство коллективизма, укрепить
дружеские взаимоотношения, воспитать
самостоятельность, организованность.
Особенностью
образа жизни старших дошкольников
является развивающийся коллективный
характер их деятельности. Черты коллективных
взаимоотношений детей проявляются в
их дружеском расположении друг к другу,
в умении сообща играть и трудиться, добиваться
общей цели, считаться с интересами товарищей,
помогать им, ответственно относиться
к своим обязанностям, заботиться об общем
деле и общих вещах. Усвоение правил поведения
в коллективе, участие в совместной деятельности
со сверстниками формирует взаимоотношения
детей. Выполнение правил поведения требует
от дошкольников умения понимать ситуацию
и настроение окружающих, сдерживать непосредственные
побуждения (проявить выдержку, терпение,
уступчивость). Этические беседы, обсуждение
поступков литературных героев и поведения
самих детей в группе помогает старшим
дошкольникам осознать гуманистический
смысл правил, необходимость доброго отношения
к людям. Практическое освоение правил
поведения происходит в разных видах совместной
деятельности детей. По сравнению со средней
группой содержание совместной деятельности
детей старшего возраста усложняется,
осваиваются новые способы сотрудничества:
коллективное планирование, распределение
обязанностей или ролей и т. д.