Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовик ГАЛИНЕ ДОШКОЛЬНОЕ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

- провести сравнительный  анализ результатов исследования  с подтверждением выбранных эффективных  методов. 

Программа проведения экспериментальной части нашей  работы предусматривает три главных  этапа: 

1) констатирующий; 

2) формирующий; 

3) контрольный. 

В начале констатирующего  эксперимента в группе с детьми была проведена диагностика взаимоотношений  детей «Кто в каком домике живет», в которой были задействованы 20 оппонентов (см. Приложение 1). 

Цель: выявление  реальных взаимоотношений детей  данной группы через игру. 

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 

Узнать - 

1. Кого из  детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий; 

2. Как относятся  все остальные дети группы  к данному ребенку. Есть ли  дети, которые относятся к этому  ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети; 

3. Насколько  совпадает собственный выбор  ребенка с его предположениями  о том, кто выберет его; 

4. Совпадение  всех трех параметров: кого ребенок  выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению. 

Каждый ребенок  в индивидуальной беседе с воспитателем распределяет по двум домам всех детей  своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге. После проведения обследования в протоколе фиксируется: 

1. Кого из  детей группы данный ребенок  больше всех любит, кого больше  всего не любит. К кому из  детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий; 

2. Как относятся  все остальные дети группы  к данному ребенку. Есть ли  дети, которые относятся к этому  ребенку особенно хорошо или  особенно плохо, кто эти дети; 

3. Насколько  совпадает собственный выбор  ребенка с его предположениями о том, кто выберет его; 

4. Совпадение  всех трех параметров: кого ребенок  выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать  по его собственному предположению. 

Результаты проведения данной диагностики представлены в  таблице №1: 

Группы 

Лидеры 

(наиболее благополучные  в общении дети) 

Дети, 

менее выбираемые в общении 

Отверженный ребенок  

Ф.И.О. 

 

Андреева Екатерина 

Кузнецова Лолита 

Хамматулин И.  

Глухова Елена 

Ляпунов Денис   

Колесников Олег 

Мосунов Михаил   

Мальцева Надежда 

Нечаев Никита   

Пивоварова Диана 

Печерских Елена   

Хабибов Семен 

Пищиков Данил   

Скопина Альбина 

Полутин Данил   

Угринова Кристина 

Портнова Анастасия   

Шапошникова Яна 

Сапаров Максим   

Тепляков Илья   
 

Итого: 

45% 

50% 

5%  
 
 

Лидеры (наиболее благополучные в общении дети) обычно оказываются дети, которые  преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими  детьми, как правило, веселые и  приветливые. Другие дети подчеркивают их красоту, опрятность, послушание. С помощью этих детей необходимо пытаться поднимать статус детей неблагополучных путем поручения им совместных дел, организации общих занятий. Можно поставить рядом их кроватки, разместить рядом их шкафчики для одежды, посадить рядом за обеденный стол и т.п. 

Дети, менее выбираемые в общении -- это обычно те дети, которые  не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне неуверенны в  себе. Используя результаты обследования, можно определить, почему другие дети не любят данного ребенка, почему он сам не любит других, и выяснить, прав ли он, предполагая, что к нему плохо относятся, адекватна ли его самооценка. 

Отверженный ребенок - это тот ребенок, с которым  дети меньше всего предпочитают общаться. 

Дальнейшим этапом моего исследования стала индивидуальная беседа на выявление определенных качеств личности ребенка. 

Вывод: Таким  образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» в группе составляет 45%, «дети, наименее выбираемые в общение» - 55%. Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «Отверженный» ребенок составил 5%. Это можно объяснить тем, что ребенок не инициативный, при разговоре со взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднением. Следует сказать, что семья данного оппонента неблагополучная, что и сказывается на его социальной адаптации и общении не только со сверстниками, но и с окружающими людьми. 

Методика 1. Беседа «Я и мои друзья…» 

Цель: выявить  определенные качества личности ребенка, его интересы и наклонности непосредственно в сюжетно-ролевой игре. 

Вопросы: 

1. В какие  игры ты любишь играть? 

2. Кем бы ты  хотел быть в игре? 

3. Почему нравиться  эта роль? 

4. Кого бы  ты выбрал старшего в этой  игре? 

5. Почему ты  выбрал именно этого(у) мальчика (девочку)? 

6. Что тебе нравится в этой(м) девочке/мальчике? 

7. Какие его  поступки ты одобряешь? 

8. А какие  ты считаешь плохими? 

Вывод: Проводя  данное исследование, выяснилось, что  большинство из группы оппонентов предпочитают совместные игры (дочки-матери, магазинчики, больничка, конструирование и. т.п.) 45% выбирают для себя роль ведущего, 55% второстепенную роль, 5% в качестве наблюдателя за игрой. Старшими в игре были выбраны следующие дети - Андреева Екатерина, Глухова Елена, Колесников Олег, Мальцева Надежда. Эти дети являются выявленными лидерами. Они активны в игре, умеют охотно вовлекать других в игру, не испытывают затруднений в общении, пробуждают интерес, обладают хорошим воображением. Большинство опрошенных выделили такие качества человека, как общительность, активность, доброжелательность заинтересованность, с которым они желают играть. Меньшинство - сочувствие, отзывчивость и т.п. Такие поступки, как уважать родителей, помогать им, слушаться их, воспитателя, не обижать животных, заботиться о бабушке с дедушкой и т.п. 100% опрошенных одобрили, и ими были названы плохие поступки, такие как рвать цветочки в саду, обижать сестру или брата, обзываться, бросаться камнями, драться и т.п. 

Таким образом, анализируя полученные данные можно  сказать, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений детей. Проблема взаимоотношений детей в группе детского сада очень сложна и крайне актуальна, но на сегодняшний день разработана еще слабо. По данным многих психологов в детских садах в каждой из обследованных групп 5--6-леток благополучными являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений со сверстниками. 

Первый этап диагностики позволил мне выделить в старшей группе проблемных детей, нуждающихся в психологической  коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей. 

Методика 3. В  исследовании приняло участие 20 детей  в возрасте 5-6 лет группы старшей  группы (см. приложение 1). Для определения  способности вступать в контакт, смело взаимодействовать со взрослыми (социальной смелости) я использовала следующий вид диагностики. 

Для этой цели подготавливается следующий материал: по два листа  бумаги для протоколов на каждого  ребенка, где записывается его имя, фамилия, дата. Один протокол получает тот взрослый, к кому будет обращаться ребенок, другой остается у воспитателя, куда он заносит все действия ребенка, начиная с принятия им задания и заканчивая содержанием второго протокола. На индивидуальное обследование детей отводится на два-три дня. Педагог заранее предупреждает коллег, согласившихся принять участие в эксперименте: следует не только выслушать ребенка, но и задавать встречные вопросы, отвечать на поставленные. 

Ход исследования. Воспитатель собирает всю группу и спрашивает, к примеру, кто пойдет к медицинской сестре и спросит её от имени воспитателя, можно ли сегодня, в эту непогоду пойти на прогулку. (В протоколе фиксируются фамилии всех, кто изъявил желание). Аналогичное задание, но, разумеется, другого содержания и обращенное к другому сотруднику получают остальные участники. 

Что заносится  в протокол. 1. Вызвался ли выполнить  поручение сам ребенок или  его попросили; как он отреагировал на просьбу. Важно учитывать следующее: а) ребенок должен знать, куда и к  кому он идет; б) тот, к кому его направляют, в этот момент должен находится на своем рабочем месте. 2. Как ведет себя второй экспериментатор? Поздоровавшись с ребенком, выслушав его, спросив как зовут, из какой он группы, как зовут его воспитателя, отвечает на поставленные вопрос. По уходе дословно записывает ход встречи. По возвращении ребенка в группу воспитатель спрашивает, как прошла встреча. 

Обработка данных. Высокий уровень: сам вызвался выполнить  поручение, передал информацию и  ответил конкретно на все вопросы  взрослых; выполнил задание, но по поручению педагога. Средний уровень: сам вызвался выполнить поручение, но информацию передал не совсем точно. Низкий уровень: не изъявил желания, информацию передал неточно; отказался выполнить поручение. 

Результаты методики №3 представлены в таблице №2: 

Количество 

испытуемых (20) 

Высокий уровень 

Средний уровень 

Низкий уровень  

Ф.И.О. 

 

Андреева Екатерина 

Кузнецова Лолита 

Хамматулин И.  

Глухова Елена 

Ляпунов Денис 

Нечаев Никита  

Колесников Олег 

Мосунов Михаил 

Печерских Елена  

Мальцева Надежда 

Хабибов Семен   

Пивоварова Диана 

Скопина Альбина   

Угринова Кристина   

Шапошникова Яна   

Тепляков Илья   

Пищиков Данил   

Полутин Данил   

Портнова Анастасия   

Сапаров Максим   

Итого: 

25% 

60% 

15%  
 
 

Вывод: Таким  образом, анализируя полученные данные стоит отметить, что социальную смелость (способность вступать легко в контакт со взрослым) проявили всего лишь 25% из всех опрошенных, 60% отличились своей активностью при общении со взрослым, но информацию передали не совсем точно, и 15% оставшихся оппонентов не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Главная задача воспитателя - помочь им перебороть страх, стеснение, малоактвность. 

Методика 4. Для  выявления в общении эмоциональной  окрашенности, экспрессивности, динамичности возможен следующий метод диагностики. Обследование проводится в группе с  оппонентами и требует подготовки. Речь идет об инсценировке - «силами» кукол - рассказа В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста