Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Курсовик ГАЛИНЕ ДОШКОЛЬНОЕ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

14. Сюжетно-ролевая  игра «Морские путешествия» 

15. Заключительная  беседа с детьми старшего дошкольного  возраста на тему «Нравственное воспитание». Сюжетно - ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга». 

Большое внимание уделяется формированию дружеских  и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь  зависит от чуткого педагога, который  должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать. 

Подводя итоги  описания своего опыта по развитию навыков общения у дошкольников, хочу подчеркнуть последовательный и коллективный характер этой работы, проводимой совместно с музыкальным руководителем детского сада и воспитателями групп. 

Итак, с целью  обеспечения индивидуализации и  дифференциации способностей ребёнка  мною проводилась диагностика исходных уровней развития коммуникативной сферы детей. Используемые методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. Мною был применен метод наблюдения. 

Субъективные  методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Мною на первом этапе исследования было использовано несколько методов с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков. 

На формирующем  этапе исследования мне необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. 

В ходе формирующего эксперимента мне следует вовлекать  в игру малоактивных детей, которые  предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными  могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. 

В работе с этими  детьми выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку сделать своими руками поделки, например, кукольную мебель, телевизор, пианино и т.п., целью налаживания контактов с детьми менее активными в общении. 

Для развития диалога  ввести беседу с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым» 

Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного  возраста игру - придумывания. При этом поставим следующий вопрос: "Что  и как придумывать?" 

В совместной игре с детьми я буду постепенно переводить их ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. 

Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение  рассказа партнера. Предложить рассказать о себе «Как я живу дома». Рассказ  должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети затрудняются в изложении рассказа, то помочь им наводящими вопросами. 

Тем же детям  предложить новую игру. "Давайте  играть по-новому. Будем вместе придумывать  общую сказку «Бабушкина избушка». 

Игра - придумывания каждый раз должна занимать не более  десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает. 

По мере овладения  умениями совместно комбинировать  разнообразные события стимулировать  детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С  этой целью включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие  разным смысловым сферам - разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществить в форме "телефонных" разговоров персонажей. 

Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать: 1) метод мозгового штурма; 2) метод гирлянд. 

Перед началом  мозгового штурма поставить задачу - начинать высказывание идей с самых  молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним будет высказываться руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. 

Мозговой штурм  можно будет провести незапланировано  при решении какой-либо задачи (например, бытовой), во время игры занятие, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…). 

Гирлянды ассоциаций будут формироваться, в виде списка слов - это могут быть все части  речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства -горькая - лук - грядка - огород - дорога… 

Играть индивидуально  или с двумя - тремя детьми, так  как в большой группе дети склонны  подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций. 

На основе полученных детьми знаний, умений и навыков  в общении со сверстниками провести заключительную беседу «Нравственное  воспитание». 

Основные трудности  при проведении эксперимента были связаны  с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. По моим наблюдениям дети достаточно часто настороженно воспринимают входящего в группу взрослого. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем. 

Вхождение воспитателя  в детскую деятельность и развертывание  в ней партнерских отношений  постепенно меняло позицию детей. Я заметила, что дети стали часто обращаться ко мне, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда я поддерживала беседу детей о героях мультфильмов, находилась в курсе детских интересов, включалась в обсуждение детского замысла, считалась с мнением других детей, подчеркивала достоинства замысла ребенка. В ходе эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми. 

Больших усилий, например, потребовало налаживание  контакта с Хамматулиным Ильнуром, практически не принимавшим, по моим наблюдениям, участия в совместной с другими детьми деятельности. Стремясь расположить мальчика к себе, я предлагала ему смастерить кукольную мебель, сама ненавязчиво вступала в игру; рассматривала с Ильнуром иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагала обсуждать содержание иллюстраций; пыталась в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Ильнура в свои занятия, а почему, он «не знает». Я стала чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым я высказалась о достоинствах Ильнура, обращалась к нему при обсуждении замысла, демонстрировала его достижения. Через некоторое время я заметила, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал педагог. 

В эксперименте я специально демонстрировала свой эмоционально-положительный настрой  как в индивидуальном общении, так  и по отношению к различным  детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью). 

Для развития ролевого диалога проводилась беседа с  участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым». 

Цель: формировать  доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность  оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. 

Ход беседы: дети отвечают на вопросы Петрушки, строится ролевой диалог между участниками  беседы. 

Вывод: Видя, что  беседа угасает, я брала на себя роль доктора, бабушки и задавала вопросы  тому или иному ребенку. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью. 

Также с детьми был прочтен рассказ В.Осеевой  «Синие листья» и проведена последующая  беседа о характеристике героев, их поступках, о названии рассказа и т.п. 

Цель беседы: охарактеризовать поступки героев, дать им личностную характеристику, усвоить  нормы морали. 

Ход беседы: чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья», беседа. 

Вывод: Наиболее инициативные дети стремились высказать свое мнение, смотря на них в ролевой диалог вступали наименее активные дети, не испытывая страха и стеснения в общении. 

Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Я предлагала детям составить творческий рассказ о себе. Рассказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для меня было важным, чтобы ребенок передал общий смысл. 

Затем я предложила детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую «Бабушкина избушка». 

По мере овладения  умением совместно комбинировать  разнообразные события, стимулировала  детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, доктор звонит бабушке чтобы узнать, как ее самочувствие после недавнего заболевания). 

В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники  смогли реализовать свои коммуникативные  возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры. 

Мое эмоциональное  поведение, моя увлеченность, способность  к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества. 

В поведении  детей были замечены следующие изменения: появление доверия ко мне как  к взрослому, большая уверенность  в себе в процессе участия в  совместной деятельности. 

Мое проявление, выражающееся отсутствием жестких  оценок, резких обращений, желанием совместно  действовать позволили ребенку  увидеть взрослого как интересующего  субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д. 

С целью снятия эмоционального напряжения у старших  дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод  гирлянд. Мозговой штурм возникал незапланировано  при решении какой-либо задачи, при обсуждении нравственного поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового. 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста