Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа
Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа на тему:
«Развитие
у дошкольников умения работать с
цветом на занятиях изобразительной
деятельности»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические
особенности восприятия и
1.2. Работа
цветом как средство
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия
организации и проведения
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Одним из действенных средств эстетического развития ребенка является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает предметы и явления окружающей действительности, передает их свойства. Он действует как художник, используя разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет.
Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие исследователи детского изобразительного творчества и психологи (А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, и др.).
Так Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина, рассматривая вопросы сенсорного воспитания ребенка, выделяют задачи развития у детей цветового восприятия, которые включаются в занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры.
В исследованиях Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюиной были разработаны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
В 70-х годах Т. И. Лазарь, Л. В. Пантелеева изучали проблему развития у детей 5-7 лет чувства цвета как одно из наиболее ярких выразительных средств в рисовании и декоративно-прикладной деятельности.
Большого внимания заслуживают работы Е. Г. Приходько, посвященные изучению освоения и передачи цвета в изобразительной деятельности детей пятого года жизни.
В трудах Т.С.Комаровой, В.С.Мухиной, Н. П. Сакулиной раскрыта эволюция цвета в детских рисунках, а также отмечается, что система воспитания, воздействующая на ребенка, во многом определяет то, как он использует цвет в своих рисунках,
О способностях к применению цвета в качестве выразительного средства как компонента художественной одаренности было раскрыто в работе А. А. Мелик - Пашаева.
Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета не подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию.
Однако психологи и педагоги такие, как Л. А. Венгер, Н. Д. Вет-лугина, Т. И. Доронова, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комарова, Э. И. Кубышкина, Г. П. Новикова, А. А. Мелик - Пашаев, Л. В. Пантелеева, Е. Г. Приходько, Н. П. Сакулина л другие придерживаются иной точки зрения, рассматривая чувство цвета как одно из проявлений художественной способности человека.
Исследования и наша работа показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения.
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось равнее в методических пособиях (Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Э. Г. Пилюгина и др.).
Искусствознание и художественная практика указывают на принципиальную возможность и необходимость постановки данной проблемы и ее решения, начиная с дошкольного возраста.
Таким образом, проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях.
До
настоящего времени отсутствует целостная
Анализ
практической деятельности показывает,
что одной из причин, затрудняющей
развитие чувства цвета у детей, является
слабая профессиональная подготовка и
особенно методическая
Таким
образом, возникает противоречие. Цветовая
характеристика создаваемого образа является
важным средством образной выразительности детского
Объект
исследования: изобразительное
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.
Успешное овладение умением работать цветом для детей дошкольного возраста станет возможным когда обеспечится выполнение следующих условий:
-
создание эмоциональной
-
включение в процесс
-
включение в занятия игровых
-
доверительную диалогическую
- учет индивидуальных, психолого-физиологических особенностей развития старших дошкольников;
-
поддержку творческой
-
широкое использование
-
применение в работе с детьми
различных художественных
-
использование комплекса
- подготовка воспитателей к работе с детьми по формированию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1)
Раскрыть особенности
2) Разработать и проверить в процессе работы содержание, формы и методы занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста как средства образной выразительности;
3) Определить роль педагога и пути повышения его квалификации с целью большей эффективности его деятельности по формированию чувства цвета у детей.
Определение цели, задач, формулирование гипотезы обусловило выбор методов исследования:
-
теоретический анализ
- непосредственное и опосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении;
- анкетирование, беседы с воспитателями и детьми,
- педагогический эксперимент;
-
качественно-количественная
Практическая значимость исследования заключается в подборе и разработке серии заданий и упражнений, обеспечивающих развитие у детей дошкольного возраста умения работать цветом, а также разработкой и составлением планов-конспектов занятий по изобразительной деятельности для ?? группа детского сада.
Опытно-
Структура
курсовой работы состоит из введения,
двух глав основного текста, ….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ЦВЕТОМ
НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.
Психолого-физиологические
особенности восприятия
и передачи цвета
ребенком
Цвет в творческом процессе художника является одним из ведущих художественных выразительных средств. Вопрос о красоте цвета и его сочетаний давно привлекал к себе ученых и художников. До сих пор, на протяжении ряда лет, одним из самых сложных и неразработанных вопросов художественного воспитания является вопрос: как отличить красивое от некрасивого? (Это относится, в частности, и к цвету). Какие цвета или цветовые сочетания следует считать красивыми, а какие некрасивыми, какие гармоничными и какие дисгармоничными.
На этот вопрос нельзя ответить одной фразой, так как в каждом конкретном случае цвет является носителем определенного содержания.
«Цветовая
гармония» в произведениях