Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

К.р. Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях ИЗО.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Развитие у дошкольников умения работать с  цветом на занятиях изобразительной  деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития у  дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности

1.1. Психолого-физиологические  особенности восприятия и передачи  цвета ребенком

1.2. Работа  цветом как средство художественного  развития дошкольника

Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с  цветом

2.1. Условия  организации и проведения экспериментальной  работы

2.2. Приемы  и методы развития умений в  работе цветом на занятиях  изобразительной деятельности

Заключение

Список  использованных источников

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Одним из действенных средств эстетического развития ребенка является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает предметы и явления окружающей действительности, передает их свойства. Он действует как художник, используя разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет.

       Цвет  как свойство предметов и явлений  познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета  детьми изучали многие исследователи детского изобразительного творчества и психологи (А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, и др.).

       Так Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина, рассматривая вопросы сенсорного воспитания ребенка, выделяют задачи развития у детей цветового восприятия, которые включаются в занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры.

       В исследованиях Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюиной были разработаны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

       В 70-х годах Т. И. Лазарь, Л. В. Пантелеева изучали проблему развития у детей 5-7 лет чувства цвета как одно из наиболее ярких выразительных средств в рисовании и декоративно-прикладной деятельности.

       Большого  внимания заслуживают работы Е. Г. Приходько, посвященные изучению освоения и передачи цвета в изобразительной деятельности детей пятого года жизни.

       В трудах Т.С.Комаровой, В.С.Мухиной, Н. П. Сакулиной раскрыта эволюция цвета в детских рисунках, а также отмечается, что система воспитания, воздействующая на ребенка, во многом определяет то, как он использует цвет в своих рисунках,

       О способностях к применению цвета в качестве выразительного средства как компонента художественной одаренности было раскрыто в работе А. А. Мелик - Пашаева.

       Долго считалось, что восприятие цвета  человеком и развитие у него чувства  цвета не подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию.

       Однако  психологи и педагоги такие, как  Л. А. Венгер, Н. Д. Вет-лугина, Т. И. Доронова, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комарова, Э. И. Кубышкина, Г. П. Новикова, А. А. Мелик - Пашаев, Л. В. Пантелеева, Е. Г. Приходько, Н. П. Сакулина л другие придерживаются иной точки зрения, рассматривая чувство цвета как одно из проявлений художественной способности человека.

       Исследования  и наша работа показывают, что чувство  цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и  искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения.

       В психолого-педагогических исследованиях  установлено, что дети старшего дошкольного  возраста могут воспринимать, различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось равнее в методических пособиях (Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Э. Г. Пилюгина и др.).

       Искусствознание и художественная практика указывают на принципиальную возможность и необходимость постановки данной проблемы и ее решения, начиная с дошкольного возраста.

       Таким образом, проблема формирования чувства  цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях.

       До  настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета в процессе занятий по изобразительной деятельности, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей шестого года жизни с цветом, не раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений. Кроме того не используются большие возможности старших дошкольников, позволяющие формировать чувство цвета.

       Анализ  практической деятельности показывает, что одной из причин, затрудняющей развитие чувства цвета у детей, является слабая профессиональная подготовка и особенно методическая подготовка воспитателя и его знания и умения в данной области, что отрицательно сказывается на результатах цветового восприятия детей.

       Таким образом, возникает противоречие. Цветовая характеристика создаваемого образа является важным средством образной выразительности детского творчества. Вместе с тем существующая система работы с детьми не обеспечивает развития у детей чувства цвета, необходимого для создания выразительного образа. Существует противоречие между требованиями практики и теоретической неразработанностью данной проблемы. С учетом возникшего противоречия был сделан выбор темы исследования: «Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности».

       Объект  исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,

       В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

       Успешное  овладение умением работать цветом для детей дошкольного возраста станет возможным когда обеспечится выполнение следующих условий:

       - создание эмоциональной атмосферы  переживания цветового многообразия  окружающей действительности в  процессе восприятия;

       - включение в процесс художественного  развития комплекса творческих заданий по цвету ;

       - включение в занятия игровых элементов, имеющих яркую цветовую характеристику ;

       - доверительную диалогическую форму общения на занятиях и в свободной деятельности, нацеленную на развитие активности детского художественного восприятия;

       - учет индивидуальных, психолого-физиологических  особенностей развития старших дошкольников;

       - поддержку творческой инициативы  в процессе изобразительной деятельности, в особенности при решении  цветовых задач;

       - широкое использование произведений  детского творчества в жизни  и деятельности детей в дошкольном учреждении;

       - применение в работе с детьми  различных художественных материалов;

       - использование комплекса наглядных пособий по цвету;

       - подготовка воспитателей к работе с детьми по формированию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации.

       В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

       1) Раскрыть особенности восприятия  цвета детьми и передачи его  при создании изображений;

       2) Разработать и проверить в  процессе работы содержание, формы и методы занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста как средства образной выразительности;

       3) Определить роль педагога и пути повышения его квалификации с целью большей эффективности его деятельности по формированию чувства цвета у детей.

       Определение цели, задач, формулирование гипотезы обусловило выбор методов исследования:

       - теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, программы  воспитания и обучения в детском саду;

       - непосредственное и опосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении;

       - анкетирование, беседы с воспитателями и детьми,

       - педагогический эксперимент;

       - качественно-количественная обработка  полученных данных.

       Практическая  значимость исследования заключается в подборе и разработке серии заданий и упражнений, обеспечивающих развитие у детей дошкольного возраста умения работать цветом, а также разработкой и составлением планов-конспектов занятий по изобразительной деятельности для ?? группа детского сада.

       Опытно-экспериментальной  базой исследования явилась ?? группа ДОУ ?? г.Ачинска.

       Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основного текста, …. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ЦВЕТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

1.1. Психолого-физиологические  особенности восприятия  и передачи цвета  ребенком 
 

       Цвет  в творческом процессе художника  является одним из ведущих художественных выразительных средств. Вопрос о  красоте цвета и его сочетаний давно привлекал к себе ученых и художников. До сих пор, на протяжении ряда лет, одним из самых сложных и неразработанных вопросов художественного воспитания является вопрос: как отличить красивое от некрасивого? (Это относится, в частности, и к цвету). Какие цвета или цветовые сочетания следует считать красивыми, а какие некрасивыми, какие гармоничными и какие дисгармоничными.

       На  этот вопрос нельзя ответить одной  фразой, так как в каждом конкретном случае цвет является носителем определенного содержания.

       «Цветовая гармония» в произведениях искусства  понимается нами, как цветовой строй - колорит произведения, наиболее полно  выражающий его идею и содержание. Это, разумеется, и тонкое чувство  цвета, и культура художественного  восприятия действительности.

Информация о работе Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности