Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа
Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Гуашевые краски придают рисункам особую весомость, большую насыщенность, декоративность по сравнению с акварельными. Цвет можно положить густо, широкими мазками большой кистью. Пейзажи, которые художник нарисовал гуашевыми красками, хорошо передают пасмурный день с нависшими тяжелыми тучами, плотность мокрой земли и массу деревьев.
Удивительно красочны и свежи рисунки, выполненные пастельными меловыми карандашиками, изготовленными путем добавления в краску мела, глины - каолина, гипса.
Пастель
— своеобразный (сухой) красочный материал,
дающий исключительно нежные и красивые
цвета, больше полутона. Гамма меловых
пастелей тонка. Легкие, едва уловимые
перламутровые оттенки цветов способны
передать лирическое настроение в пейзаже,
натюрморте, портрете. Детям очень нравятся
цветные карандашики—пастельки.
Наборы разноцветной пастели представлены
широкой гаммой и привлекают детей несложной
техникой рисунка. Если обычный карандаш
дает тонкую линию, то пастельный карандашик
легко и свободно ложится на бумагу любого
качества и фактуры, закрашивая довольно
большие плоскости изображений на листе
(при этом ребенок производит свободные
движения руки), дает линию любой ширины
и легко смешивается при наложении цвета
на цвет.
Воспитатель на специальных занятиях по развитию чувства цвета может предложить детям самостоятельно увидеть сходство и различие пастельных карандашей и обычных цветных, дав задание нарисовать цветную мозаику и определить, где больше необычных цветов и что еще можно ими нарисовать — какие темы рисунков. У пастельных карандашей есть некоторые особенности. Поскольку это мелок, он легко крошится и сыплется с рисунка, размазывается по руке и бумаге. Лучше рисовать им так, чтобы рука как можно меньше касалась листа бумаги. Для этого его укрепляют на мольберте. Чтобы сохранить детский рисунок, на него накладывают тонкий лист бумаги (лучше папиросной). Все рисунки убираются в папку. Среди художественных красок есть восковые пастельные мелки, которые не крошатся и имеют также интенсивную окраску. Восковые и пастельные мелки можно давать детям для самостоятельного пользования в свободное от занятий время.
Редко
кто не знает, что есть карандаши, которые
дают яркие химические цвета. Это фломастеры.
Фломастер не имеет твердого грифеля,
как обычный карандаш, его заменяет стержень
из фетра или нейлона, который дает и тонкую
и жирную декоративную линию. Фломастер
заправляется цветными чернилами «Радуга»
или специальными пастами и легко скользит
по бумаге. Получаются яркие, сочные линии.
Но уже нанесенные на бумагу линии, штрихи
исправить нельзя — они не стираются.
Преимущества фломастера перед обычными
карандашами в том, что грифель не ломается
при неосторожном нажиме или падении на
пол, при рисовании дает линию различной
ширины, если стержень фланелевый. Это
придает рисунку декоративность. Фломастером
с тонким нейлоновым стержнем лучше рисовать
на небольшом листе бумаги (1/2 альбомного
листа), выполняя мелкие детали
Для
выполнения графических рисунков можно
давать детям фломастеры с черной пастой.
Ребенок наносит четкий контур того, что
он изображает, видит его форму, композицию.
Этого не дает почувствовать в полной
мере графитный карандаш. Фломастером
в отличие от карандаша рисуют на любой
бумаге, картоне, тканях, полиэтилене и
других материалах. В развитии чувства
цвета фломастер — полезный материал:
он помогает видеть яркие, чистые цвета,
близкие к спектральным. В этом преимущество
фломастера по сравнению с другими художественными
материалами. Дети могут рисовать фломастером
в свободное от занятий время и дома.
Фломастеры с широкими стержнями хорошо
применять в декоративном оформлении
праздников, развлечений. Для этого используют
в рисовании большие по размеру листы
бумаги, различные по окраске.
Разнообразие оттенков одного цвета (тональные
связи, локальные цвета на предметах и
в явлениях окружающей среды). Эту задачу
следует решать в процессе бесед с детьми
о предметах, имеющих окраску одного какого-либо
цвета. При сравнении окраски этих предметов
можно легко заметить разницу оттенков
одного и того же цвета. Любой предмет,
находящийся в комнате, имеет свой цвет.
Детям предлагается из всего многообразия
предметов, находящихся в групповой комнате,
выбрать те, которые имеют одну и ту же
окраску, и сравнить их между собой, например
красный кубик с красным цветом чашки,
стоящей на обеденном столе, и обратить
внимание на общность и различие двух
красных цветов (кубик ярко-красный, чашка
— темно-красного цвета, чуть коричневатая).
Методом наглядного сравнения можно показать
детям разнообразие цвета и его оттенков.
Спектральная гамма цветов и их свойства.
Гамма спектральных цветов имеет строго
определенный порядок, при котором положение
одного цвета определяет место рядом лежащего.
Семь спектральных цветов являются основными
по отношению ко всему многообразию цвета
окружающей нас действительности. Дети
5—7 лет хорошо знают основные цвета (красный,
желтый, зеленый, синий), иногда пропускают
цвета промежуточные (оранжевый, голубой,
фиолетовый), не всегда в них правильно
ориентируясь. Поэтому необходимо познакомить
их с системой спектральных цветов.
Воспитатель проводит с детьми беседу
о цветах радуги (цвета спектра), рисует
на мольберте радугу и называет цвета,
объясняя, что каждый цвет постепенно
переходит через полутона в другой, например
красный в оранжевый, оранжевый в желтый
и т. д. Для этого между сочными цветными
дугами воспитатель проводит влажной
кистью, происходит смешение цвета с рядом лежащим.
Затем воспитатель рассказывает, что художник, рисуя красками, пользуется палитрой. Она прямоугольной или округлой формы с отверстием в правом углу для большого пальца левой руки. Так удобно держать ее, а правой рукой с помощью кисточки смешивать краски, отыскивая нужный цвет. На палитре художник раскладывает краски, учитывая их спектральное расположение.
После
этой беседы на занятиях рисованием можно
давать детям палитры. Но необходимо помнить,
что работать с гуашевыми и акварельными
красками удобней на белой пластмассовой
палитре. Белый фон палитры позволяет
хорошо видеть цвет краски, яркость или
нежность ее оттенка. Но прежде чем дать
детям палитры для рисования, хорошо провести
игру, в которой побеждает тот, кто быстрее
разложит на палитре краски в соответствии
с цветом радуги. Дети могут сами приготовить
атрибуты для игры: вырезать из картона
цветные краски в форме маленьких кружков,
прямоугольников и раскрасить их. Получается
небольшой игровой, набор — палитра и
красивые яркие краски. Для усложнения
игры можно увеличить количество красок,
включить оттенки каждого из семи цветов
или в целях ознакомления детей с красочным
разнообразием цветового тона вырезать
палитру для одного цвета и его оттенков.
После игры можно на занятии предложить
детям нарисовать радугу, предварительно
разведя на палитре соответствующий набор
красок.
Разработанная наукой (цветоведение) система
спектральных цветов определяет большое
количество оттенков каждого цвета спектра,
идущего от основного, например красного,
цвета по шкале в сторону белого и в сторону
черного тонов. Таким образом, каждый цвет
спектрального круга может иметь бесконечное
многообразие своих оттенков.
Для ознакомления детей с оттенками цветов
спектральной гаммы хорошо подготовить
цветную мозаику, в которую можно внести
большое количество оттенков каждого
цвета спектра. Рассматривая эту мозаику,
ребенок видит происхождение оттенка,
прослеживает его тоновые связи с основным
цветом. После этого можно предложить
детям выложить из цветных квадратиков,
кружочков какой-либо предмет,
Полезными
в упражнении глаза и руки ребенка являются
альбомы для раскрашивания. Однако, прежде
чем дать ребенку альбом, надо четко выделить
цель этой работы. Например, дети должны
усвоить не только соподчинение цветов
в радуге, но и уметь четко и безошибочно
отличать близкие по тону цвета: красный
от оранжевого (который иногда называют
светло-красным), не путать оранжевый и
желтый, знать и то, что есть голубой цвет
и есть синий, синий не путать с фиолетовым
и наоборот.
В работе по развитию чувства цвета следует
использовать и книжные иллюстрации, например,
прочитать детям сказку «Цветик-семицветик»
В. Катаева и показать иллюстрации к ней,
выполненные художником Ю. Селиверстовым.
Каждая страница этой книжки решена интересно,
образно, живописно. Художнику удалось
показать не просто цвет, а создать впечатление
красного цвета, голубого и других благодаря
живописности палитры оттенков цвета.
Цветные страницы переносят ребенка в
страну красок.
Такие занятия и беседы расширяют представления детей о цветах, дают необходимые знания и постепенно развивают у детей эстетическое отношение к цветам и их оттенкам. В занятиях по изобразительной деятельности, в художественном конструировании у детей будет более осознанно проявляться отношение к цвету, цветовым градациям, гамме в целом.
Раскрытие
динамики усложнения способов смешения
красок позволяет детям практически познакомиться
с тонкостью и своеобразием красочной
палитры цветовых сочетаний. Художественная
педагогика всегда придает большое значение
ознакомлению со способами смешения красок.
Иногда можно проводить занятия по изобразительной
деятельности в виде уроков живописи:
использовать соответствующее оборудование
(один, два мольберта с бумагой, красками,
кистями, палитрами для красок, фартуки
и пр.). Дети работают как в маленькой художественной
мастерской. Такая творческая атмосфера
положительно влияет на развитие колористических
способностей детей, а сами занятия всегда
желанны, интересны и увлекательны не
только для детей, но и для педагогов.
В связи с более высокими требованиями
воспитательных задач сегодняшнего дня
и более высокими творческими возможностями
дошкольников необходимо пересмотреть
вопрос о подготовке красок к занятию.
Как правило, воспитатель сам подготавливает
краски и раздает их детям.
Уже в младшем возрасте следует обратить
внимание не только на способы изображения,
но и на выразительность цветового тона,
цветового пятна. Это подтверждается в
работе Т. Г. Казаковой. В книге «Рисуют
младшие дошкольники» автор раскрывает
методику развития образных представлений
в рисовании детей 2—4 лет.
Развитию чувства цвета, тональных отношений в работе с красками уделяли в свое время большое внимание такие замечательные русские педагоги и художники, как П. Н. Чистяков, Н. Н. Куинджи, И. И. Левитан. В живописной мастерской Московского училища ваяния и зодчества И. И. Левитан организовывал уголки живой природы (натурные композиции из берез, пней, мхов и пр.).
Студенты
на уроках живописи внимательно изучали,
копировали цвета (краски) коры березы,
оттенки трав, мхов, учились соотносить
цвета между собой по тону, тренировались
в получении красивых смесей, изучали
систему смешения красок и т. д. Академик
живописи Б. Иогансон вспоминал, что одним
из побудителей его любви к цвету, к краскам
были яркие впечатления детства, когда
он, попав в мастерскую художника, увидел
в белых фарфоровых чашечках яркие переливающиеся
живые краски, подготовленные к работе,—
киноварь, ультрамарин, кадмий желтый.
Это впечатление вылилось в неодолимое
стремление работать с красками, а затем
перешло в потребность серьезно заниматься
живописью.
Работая с детьми в своей студии, наблюдая
за их развитием, художник Е. Чарушин отмечает
необыкновенную увлеченность детей, возникающую
при самостоятельном поиске нужного цвета
в смешении красок. При этом он считает
краски «побудителем к созданию образа».
Процесс смешения красок Е. Чарушин называет
увлекательнейшим, настоящим творческим
процессом.
При ознакомлении детей с процессом получения
нового цвета при смешении красок в процессе
занятия ставится задача — обратить внимание
детей на красоту цвета. Ребенок не должен
быть равнодушным к цвету, ему необходимо
понять, что он сам может изменить его,
сделать лучше, красивее. Так, чтобы зеленый
цвет стал ярче, можно добавить немного
желтой краски, получится цвет молодой
весенней зелени. Подобные эксперименты
помогают детям понять, что важен не сам
процесс смешения, а результат этого процесса — получение нового
Способ смешения красок рекомендуется как метод творческого овладения многообразием цветовой палитры, в которой заложено начало художественного, эстетического отношения к цветам, гармонии их сочетаний.
Смешение
хроматического цвета с ахроматическим
(локального с белилами) дает возможность
получить любые оттенки цвета, начиная
с темного и заканчивая самым
Работа
художника предполагает не только смешение
яркого цвета с другим ярким цветом. На
его палитре рядом с яркими красками всегда
лежат черная и белила. Благодаря белой
краске цвет сильно изменяется, приобретает
мягкий оттенок (в художественной практике
такой цвет называют пастельным). Все это
многообразие вариантов смешения красок
может проделать ребенок на
Ребятам,
несомненно, интересен процесс преобразования
красок, производимый ими. Каждое занятие
по смешиванию красок необходимо заканчивать
каким-либо конкретным заданием, например,
раскрасить таблички, на которых даны
контурные изображения цветов, содержащие
в своей окраске пастельные тона. Это могут
быть подснежники, анютины глазки, ноготки,
душистый горошек и т. д. Задания на смешение
красок проводятся на занятиях рисованием,
в свободное от занятий время.
Работа детей с красками является одним
из наиболее сильных и результативных
приемов в развитии чувства цвета как
художественной способности.
В качестве усложнения заданий на развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста можно ввести метод контурного рисунка, когда раскрашивается готовый графический рисунок. Дети не отвлекаются на передачу замысла композиции рисунка, а больше проявляют умения в овладении многообразием цвета.
Сначала
детям показывают живые букеты цветов,
обращается внимание на красоту каждого
цветка и его различие по оттенкам и сочетаниям красок с другими
Воспитатель
подбирает три типа букетов, разных по
цветовой гамме. Один из букетов составляется
из трех цветков (ярко-красной гвоздики,
светло-розового, чуть оранжеватого тюльпана
и желтого тюльпана, т. е. букет подбирается
так, чтобы ребенок видел разницу двух
оттенков красных и желто-оранжевых цветов
и определил холодный и теплый тона зеленых
листьев. Другой букет составляется из
ландышей и незабудок (голубовато-зеленоватый
колорит). Третий букет составляется из
контрастных сочетаний анютиных глазок
(яркие желтые, фиолетовые, синие с голубым).
Дети рассматривают букеты. Воспитатель
помогает правильно определить оттенки,
увидеть насыщенность цвета одних или
мягкость других.
Затем детям предлагается раскрасить
контурное изображение букетов (каждому
дается графический рисунок). Перед детьми
ставится задача правильно подготовить
краску из всего набора.
На столах расставляются розетки с краской
основных цветов (красная, синяя, желтая,
зеленая, белая, черная). Путем смешивания
дети должны составить нужный тон.