Развитие
взаимодействие и общение
дошкольников со сверстниками
Проблема
развития общения сверстников в
дошкольном возрасте относительно молодая,
но интенсивно развивающаяся область
возрастной психологии. Ее родоначальником,
как и многих других проблем генетической
психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще
в 30-х г.г. привлек внимание детских психологов
к сверстнику, как к важному фактору и
необходимому условно-социального и психологического
развития ребенка, способствующему разрушению
эгоцентризма. однако в те годы это положение
Ж. Пиаже не имею особого резонанса в психологической
литературе и осталось на уровне общего
предложения.
В
настоящее время важность сверстника
в психическом развитии ребенка
признается большинством психологов.
Значение сверстника в жизни ребенка
вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма
и распространилось на самые разные области
его развития. Особенно велико значение
сверстника в становлении основ личности
ребенка и в его коммуникативном развитии.
Многие ученые, развивая мысль Ж. Пиаже,
указывают на то, что неотъемлемой частью
отношений ребенка и взрослого является
авторитарный характер воздействий взрослого,
ограничивающий свободу личности; соответственно
значительно более продуктивным в плане
формирования личности является общение
со сверстником.
В
дошкольном возрасте мир ребенка
уже не ограничивается семьей. Значимые
для него люди теперь - это не только
мама, папа или бабушка, но и другие
дети, сверстники. И по мере взросления
малыша все важнее для него будут
контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой группе детского
сада разворачивается сложный и порой
драматичный сценарий межличностных отношений
детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся,
общаются, ревнуют, помогают друг другу,
и иногда делают мелкие пакости. Все эти
отношения остро переживаются ребенком
и окрашены массой разнообразных эмоций.
Родители и воспитатели иногда не подозревают
о той богатейшей гамме чувств и отношений,
которую переживают их дети и, естественно,
не придают особого значения детским дружбам,
ссорам, обидам. Между тем опыт первых
отношений со сверстниками и является
тем фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет
отношение человека к себе, к другим, к
миру в целом, и далеко не всегда он положительный.
У многих детей уже в дошкольном возрасте
формируется и закрепляется негативное
отношение к окружающим, которое может
иметь весьма печальные отдаленные последствия.
Вовремя определить проблемы в общении
и помочь ребенку преодолеть их важнейшая
задача педагогов, психологов, родителей.
Со
сверстниками ребенок общается совершенно
по-другому, нежели со взрослым.
Первое
- яркая характеристика общения сверстников
заключается в его чрезвычайной
эмоциональной насыщенности. Контакты
дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью
и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии
малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок
обычно разговаривает относительно спокойно,
то для разговоров со сверстниками, как
правило, характерны резкие интонации,
крик, смех. В среднем в общении сверстников
наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих различные эмоциональные
состояния - от яростного негодования
до бурной радости, от нежности и сочувствия
- до драки. Со взрослым же ребенок, как
правило, старается вести себя ровно, без
крайнего выражения эмоций и чувств. Столь
сильная эмоциональная насыщенность контактов
дошкольников связана с тем, что начиная
с четырехлетнего возраста для малыша
более привлекательным партнером становится
сверстник, а не взрослый. Дошкольники
уже сами отчетливо понимают, что им интересно
с такими же детьми, как они, а не только
с мамой и папой.
Вторая
важная черта контактов детей - их
нестандартность и нерегламентированность.
Если в общении со взрослым даже
самые маленькие дети придерживаются
определенных норм поведения, то при взаимодействии
со сверстниками дошкольники ведут себя
непринужденно. Их движениям свойственна
особая раскованность и естественность:
дети прыгают, принимают причудливые позы,
кривляются, визжат, бегают друг за другом,
передразнивают друг друга, изобретают
новые слова и придумывают небылицы и
т.п. Такое свободное поведение дошколят
обычно утомляет взрослых, и они стремятся
прекратить это "безобразие". Однако
для самих детей такая свобода очень важна.
Как ни странно, такое "кривляние"
имеет большое значение для развития ребенка.
Общество сверстников помогает ребенку
проявить свою оригинальность. Если взрослый
прививает ребенку нормы поведения, то
сверстник поощряет проявления индивидуальности.
Не случайно те занятия, которые требуют
проявления творческого начала - игра,
фантазирование, драматизация, - так популярны
именно среди сверстников. Естественно,
взрослея дети все более подчиняются общепринятым
правилам поведения. Однако, раскованность
общения, использование непредсказуемых
и нестандартных средств остается отличительной
чертой детского общения до конца дошкольного
возраста.
Третья
отличительная особенность общения
сверстников - преобладание инициативных
действий над ответными. Общение
предполагает взаимодействие с партнером,
внимание к нему, способность слышать
его и отвечать на его предложения.
У маленьких детей по отношению к сверстнику
такой способностей нет. Особенно ярко
это проявляется в неумении дошкольников
вести диалог, который распадается из-за
отсутствия ответной активности партнера.
Для ребенка значительно важнее его собственное
действие или высказывание, а инициатива
сверстника в большинстве случаев им не
поддерживается. В результате каждый говорит
о своем, а партнера никто не слышит. Такая
несогласованность коммуникативных действий
детей часто порождает конфликты, протесты,
обиды. Перечисленные особенности характерны
для детских контактов на протяжении всего
дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако
содержание общения детей не остаются
неизменными в течение всех четырех лет:
общение и отношения детей проходят сложный
путь развития, в котором можно выделить
три основных этапа:
- Младший дошкольный
возраст
- Средний дошкольный
возраст
- Старший дошкольный
возраст
В
младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку
необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям,
поддержал и усилил общее веселье. Дети
бегают друг за другом, прячутся и ищут
других, кричат, визжат, кривляются. Каждый
участник такого эмоционального общения
озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь
внимание к себе и получить эмоциональный
отклик партнера. В сверстнике ребенок
воспринимает лишь внимание к себе, а самого
ровесника (его действия, желания, настроения),
как правило, не замечают. Сверстник является
для него всего лишь зеркалом, в котором
он видит только себя.
Решительный
перелом в отношении к сверстникам
происходит у ребенка в середине дошкольного
возраста. На пятом году жизни (в особенности
у тех детей, которые посещают детский
сад) однолетки становятся более притягательными
для малыша и занимают все большее место
в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают
играть с другим ребенком, а не со взрослым
или в одиночку. Главным содержанием общения
детей в середине дошкольного возраста
становится общее дело - игра. Если младшие
дети играли рядом, но не вместе, если им
важно было внимание и соучастие сверстника,
то при деловом общении дошкольники учатся
согласовывать свои действия с поступками
партнера и достигать общего результата
К
6-7 годам у детей снова существенно
меняется отношение к одногодкам.
В это время ребенка способен
к внеситуативному общению, никак
не связанному с тем, что происходит здесь
и сейчас. Дети рассказывают друг другу
о том, где они были и что видели, делятся
своими планами или предпочтениями, дают
оценки качествам и поступкам других детей.
В этом возрасте между ними уже возможно
общение в привычном для нас понимании
этого слова, то есть не связанное с играми
и игрушками.
Такова
в общих чертах возрастная логика
развития общения и отношения
к сверстнику в дошкольном возрасте.
Однако она далеко не всегда реализуется
в развитии конкретных детей. Широко
известно, что существуют значительные
индивидуальные различия в отношении
ребенка к сверстникам, которые во многом
определяют его самочувствие, положение
среди других и в конечном счете особенности
становления личности.