Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:07, курс лекций
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
1. Влияние взрослых на развитие личности дошкольника
2. Притязание на признание
3. Потребность в общении со сверстниками
4. Взаимные оценки
5. Мальчики и девочки
6. Половая принадлежность и выбор половой роли
7. Половая принадлежность и выбор игрушки
8. Формирование образа тела
9. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания
10. Условия нравственного развития личности ребенка
11. Притязание на признание со стороны взрослого
12. Происхождение негативных личностных образований
13. Притязание на признание среди сверстников
14. Конформность
15. Роль этических эталонов в формировании личности
16. Развитие стремления к нравственному поступку
17. Условие развития навыка вежливости
18. В плену эмоций
19. Сочувствие
20. Страх
21. Развитие чувств
22. Прекрасное
23. Проявление чувств
Развитие
личности дошкольника
Влияние
взрослых на развитие
личности дошкольника
Развиваясь,
ребенок усваивает новые
Притязание
на признание
После
возникновения эмоционально го отношения
к самому себе как хорошему и первичной
идентификации со своим полом
у ребенка возникает новое
социально необходимое
Мальчики
и девочки
Решающее
значение для развития самосознания
ребенка имеет его
Половая
принадлежность и
выбор половой
роли
В дошкольном
возрасте зарождаются и развиваются
различия в направленности общения
у мальчиков и девочек, обнаруживается
так называемая доброжелательность к
детям своего пола: мальчик чаще выбирает
мальчиков, а девочка — девочек. Развивается
самосознание и как важная его составная
часть осознание себя как мальчика, мужчины
или как девочки, женщины. Психологами
было выявлено, что дети группируются
в игры по признаку пола. Не только коллективные,
но и одиночные игры детей часто определяются
полом ребенка. Играя в «семью», дети также
предпочитают роли в соответствии со своим
полом. В игре проявляется эмоциональность
ребенка и отрабатываются возможные для
мужской и женской роли формы соответствующего
поведения. Девочки лучше приспосабливаются
к создавшейся ситуации, спокойнее, быстрее
и легче входят в новые условия. Мальчики
взрывнее, создают больше шума. В ролевой
игре мальчик, подражая взрослым, берет
на себя роль шофера, космонавта, солдата;
девочка — роль матери, врача, воспитателя.
Выбранные игровые роли отражают социальные
стремления детей разного пола. Интересы
мальчиков сосредоточены на технике, па
соревновательных играх, в которых можно
реализовать свои притязания на победу,
на лидерство. Игры мальчиков дальше отстоят
от сферы семьи, чем игры девочек.
Половая
принадлежность и
выбор игрушки
Игрушки
выступают как опорный материал
игры, помогающий развитию ее сюжета, и
на их выборе также сказывается половая
принадлежность детей. В специальном эксперименте
детям предлагалась ситуация свободного
выбора двух наборов игрушек из четырех.
Были предложены четыре подноса со следующими
предметами: машина, посуда, кубики, кукла.
Ребенка просили назвать все игрушки,
взять два подноса с наиболее понравившимися
игрушками и поиграть с ними. Все действия
ребенка фиксировались. В результате выяснилось,
что на четвертом году жизни у мальчиков
и девочек происходит дифференциация
в предпочтении игрушек. Как оказалось,
машина, кубики выбирались для игры преимущественно
мальчиками, а кукла и посуда — девочками.
Выбор игрушек отражает действенное проникновение
детей в специфику «мужской» и «женской»
деятельности. Мальчики больше знают и
умеют в сфере техники, а девочки — в сфере
домашнего быта. Детская влюбленность.
К концу дошкольного возраста ребенок
осознает необратимость половой принадлежности
и начинает соответственно строить свое
поведение. В это время у детей возникают
своеобразные отношения к некоторым детям
другого пола. Эти отношения с самого начала
индивидуализированы. Так, мальчик может
испытывать живую и трепетную радость
при виде ровесницы или более взрослой
девочки, его могут волновать мечты об
этой девочке. Взрослые должны уважительно
относиться к трепетным чувствам ребенка.
Здесь взрослый не должен позволять себе
иронии или снисходительного высокомерия.
При этом не следует и подогревать детскую
влюбленность, а, наоборот, нужно стараться
переключить ребенка на что-либо другое,
что может захватить его чувства и воображение
с новой силой. От детской влюбленности
надо отличать детские разговоры о любви,
женитьбе и деторождении. В суждениях
детей на эту тему отражается их познавательный
интерес к обыденной жизни людей и
межличностным отношениям мужчин
и женщин.
Формирование
образа тела
Образ
тела возникает у ребенка в
связи с его общими познавательными
интересами, когда он вдруг начинает
интересоваться изучением телесной
организации людей и своей
собственной. Осознание своей половой
принадлежности включается в структуру
образа своего «я». Ребенок, слыша от взрослых:
«Ты — мальчик», или «Ты — девочка», переосмысливает
эти наименования и в связи со своими половыми
особенностями. Ребенок непосредствен
в любопытстве к своему телу и половым
органам. По мере взросления дошкольники
начинают испытывать неловкость при обнажении
перед другими людьми. Чувство неловкости,
стыдливости —результат воспитательного
воздействия взрослых. Отношение к наготе
человеческого тела — проблема нравственного
воспитания ребенка в широком смысле этого
слова. В подавляющем большинстве случаев
современные дети довольно рано усваивают
характерные признаки тела мальчика- и
девочки. При этом дети усваивают и отношение
взрослых к обнаженному телу. Многие взрослые
накладывают своеобразное табу на восприятие
обнаженного тела и осуждение телесных
отправлений. Отношение родителей к своему
телу во многом определяет нюансы их поведения,
которые влияют на характер идентификации
ребенка со взрослыми. Если родители испытывают
смущение при попытке переодеться, то
их чувство неловкости передается ребенку.
Если родители ведут себя естественно,
то ребенка, как правило, не смущает обнаженное
тело. Однако здесь должен быть обдуманный
индивидуальный подход. На некоторых детей
вид обнаженных родителей действует возбуждающе.
У ребенка появляется направленный интерес
к обнаженному телу взрослых и к гениталиям.
Отдельно надо указать на рисование детьми
половых органов. Дети иногда рисуют гениталии
у животных и человека. Свобода изображения
ребенком гениталий зависит от отношения
к этому взрослых. Гениталии животных
легко (без торможения) рисуются сельскими
детьми и детьми художников, работающих
с обнажен ной натурой. Мальчики рисуют
гениталии у животных-самцов и мужчин
чаще, чем девочки. Этот факт можно объяснить
тем, что мальчики идентифицируются с
физическим образом своего поли. Многие
дети дошкольного возраста не только не
подозревают о различиях в физическом
облике людей, но и не видят этих различий,
когда смотрят на обнаженную натуру. Некоторые
дети настолько «защищены» семейным бесполые
воспитанием, что не воспринимают различий
пола у обнаженной, натуры даже тогда,
когда им предлагается специально внимательно
рассмотреть ее для того, чтобы правильно
изобразить. Дети начинают хихикать, отворачиваться,
закрывать глаза руками. Как правило, такие
дети ни за что не хотят рисовать предъявляемую
им натуру. Подобные реакции есть результат
неверного полового воспитания. Воспитатель
должен обратить па это внимание. Сексуальное
воспитание в дошкольном детстве. Отношение
к обнаженному человеческому телу — результат
влияния тех стереотипов поведения, которые
существуют в семье ребенка и ближайшем
его окружении. При грамотном нравственном
и умном руководстве со стороны взрослых
у ребенка будет формироваться здоровое
отношение к половым различиям и отношениям
полов.
Развитие
мотивов поведения
и формирования самосознания
Общая
характеристика мотивов поведения
ребенка. Мотивы поведения ребенка
существенно изменяются па протяжении
дошкольного детства. Младший дошкольник
большей частью действует, как и ребенок
в раннем детстве, под влиянием возникших
в данный момент ситуативных чувств и
желаний, вызываемых самыми различными
причинами, и при этом не отдает себе ясною
отчета в том, что заставляет его совершать
тот пли иной поступок. Поступки старшего
дошкольника становятся гораздо более
осознанными. Во многих случаях он может
вполне разумно объяснить, почему поступил
в данном случае так, а не иначе. Один и
тот же поступок, совершенный детьми разного
возраста, часто имеет совершенно разные
побудительные причины. Трехлетний малыш
бросает курам крошки, чтобы посмотреть,
как они сбегаются и клюют, а шестилетний
мальчик — чтобы помочь матери по хозяйству.
Вместе с тем можно выделить некоторые
виды мотивов, типичных для дошкольного
возраста в целом, оказывающих наибольшее
влияние на поведение детей. Это прежде
всего мотивы, связанные с интересом детей
к миру взрослых, с их стремлением действовать
как взрослые. Желание быть похожим на
взрослого руководит ребенком в ролевой
игре. Нередко подобное желание может
быть использовано и как средство, позволяющее
добиться от ребенка выполнения того пли
иного требования в повседневном поведении.
«Ты ведь большой, а большие одеваются
сами»,—говорят ребенку, побуждая его
к самостоятельности. «Большие не плачут»—сильный
аргумент, заставляющий ребенка сдерживать
слезы. Другая важная группа мотивов, постоянно
проявляющихся в поведении детей,— мотивы
игровые, связанные с интересом к самому
процессу игры. Эти мотивы появляются
в ходе овладения игровой деятельностью
и переплетаются в ней со стремлением
действовать как взрослый. Выходя за пределы
игровой деятельности, они окрашивают
все поведение ребенка и создают неповторимую
специфику дошкольного детства. Любое
дело ребенок может превратить в игру.
Очень часто в то время, когда взрослым
кажется, что ребенок занят серьезным
трудом или прилежно чему-либо учится,
он в действительности играет, создавая
для себя воображаемую ситуацию. Так, например,
в одном психологическом исследовании
детям предлагали из изображений четырех
предметов — человека, льва, лошади и повозки
— отобрать лишний. Дети в этих условиях
считали лишним льва и так объясняли свой
выбор: «Дядя запряжет лошадь в повозку
и поедет, а зачем ему лев. Лев может съесть
и его, и лошадь, его нужно отправить в
зоосад».Большое значение в поведении
ребенка-дошкольника имеют мотивы установления
и сохранения положительных взаимоотношении
со взрослыми и другими детьми. Хорошее
отношение со стороны окружающих необходимо
ребенку. Желание заслужить ласку одобрение,
похвалу взрослых является одним из основных
рычагов его поведения. Многие действия
детей объясняются именно этим желанием.
Стремление к положительным взаимоотношениям
со взрослыми заставляет ребенка считаться
с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые
ими правила поведения.