Развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Это в общем правильное поведение должно быть, однако, дополнено некоторыми данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, без которого не может существовать и целесообразно действовать ни одно живое существо. Даже у младенца, когда он испытывает голод (физический или сенсорный), все его другие потребности подчиняются этому доминирующему мотиву, и он начинает действовать в строго определенном направлении. У детей же дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение.

Содержание

Введение……………………………………………………….................3

1. Психологические условия формирования личности дошкольников……………………………………………………………..4

2. Предпосылки формирования личности дошкольников……………5

2.1. Имя и его значение………………………………………………………5

2.2. Внешний образ…………………………………………………..……….5

2.3. Притязание на притязание со стороны взрослого………………….7

2.4. Притязание на притязание среди сверстников……………………..8

2.5. Детская ложь……………………………………………………………...8

2.6. Детская зависть…………………………………………………………..9

2.7. Половая идентификация………………………………………………10

2.8. Социальное пространство…………………………………………….11

2.9. Роль этических эталонов……………………………………………...12

2.10. Развитие самосознания и самооценки……………………………...14

2.11. Развитие воли…………………..……………………………………….26

3. Активность и направленность дошкольников……………………...18

3.1. Познавательная активность…………………………………………..18

3.2. Активность общения……………………………………………………19

3.3. Мотивы поведения……………………………………………………...20

3.4. Формирование самостоятельности………………………………….21

Заключение………………………………………………………………25

Литература……………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

вз. псх..doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Московский  Психолого-Социальный Институт 
 
 
 
 
 

Реферат

По  предмету: Психология развития и возрастная психология

На  тему: «Развитие личности дошкольника» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009 год

Содержание 

     Введение……………………………………………………….................3

    1. Психологические условия формирования личности дошкольников……………………………………………………………..4

2. Предпосылки формирования личности дошкольников……………5

2.1. Имя и его значение………………………………………………………5

2.2. Внешний образ…………………………………………………..……….5

2.3. Притязание на притязание со стороны взрослого………………….7

2.4. Притязание на притязание среди сверстников……………………..8

2.5. Детская ложь……………………………………………………………...8

2.6. Детская зависть…………………………………………………………..9

2.7. Половая идентификация………………………………………………10

2.8. Социальное пространство…………………………………………….11

2.9. Роль этических эталонов……………………………………………...12

2.10. Развитие самосознания и самооценки……………………………...14

2.11. Развитие воли…………………..……………………………………….26

3. Активность и направленность дошкольников……………………...18

3.1. Познавательная активность…………………………………………..18

3.2. Активность общения……………………………………………………19

3.3. Мотивы поведения……………………………………………………...20

3.4. Формирование самостоятельности………………………………….21

     Заключение………………………………………………………………25

     Литература……………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 

Введение 

     Этой проблемой занимались многие выдающиеся детские психологи – Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. [2] А. Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается, периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов, согласно его мнению, начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. [1]

     Это в общем правильное поведение  должно быть, однако, дополнено некоторыми данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, без которого не может существовать и целесообразно действовать ни одно живое существо. Даже у младенца, когда он испытывает голод (физический или сенсорный), все его другие потребности подчиняются этому доминирующему мотиву, и он начинает действовать в строго определенном направлении. У детей же дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются прежде всего образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. [1] 

1. Психологические условия формирования личности дошкольников. 

     В силу большой аффективной притягательности образцов и усвоенных с их помощью социальных норм последние начинают выступать в качестве сильных мотивов, направляющих поведение и деятельность ребенка. Поэтому дошкольники в ряде случаев уже могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.  [1]

     Итак, возникновение у ребенка к  концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждением, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка, ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности». [1] 

2. Предпосылки формирования личности. 

2.1. Имя и его значение. 

     В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя, так как постоянно слышит нежное к себе обращение. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. [4]

     Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок  научается выделять себя как персону. Имя приобретает особый личностный смысл. Оно позволяет ребенку представить себя обособленным от других, исключительным человеком. [4]

     В дошкольном возрасте ребенок постигает  ценность имени через утверждение  своего достоинства. Имя и достоинство начинают соединяться в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны - через реальные отношения с другими. Происходит целостное включение в самосознание ребенка имени и духовной индивидуальности. [4]

     Тонкая идентификация с ребенком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность поддерживать ребенка в его притязаниях на желаемое отношение к себе. [4]

     Ребенок органично, начиная с раннего  возраста, идентифицирует свое имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом отношении. [4] 

2.2. Внешний образ. 

     Общение с родителями, с другими взрослыми  и со сверстниками учит ребенка усвоению мимики через его идентификацию  с эмоциями тех, с кем он общается. [4]

     Однако  в целом мимические реакции ребенка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга. [4]

     В нормальных условиях благодаря соучастию взрослого ребенок постоянно упражняется в разнообразных движениях и действиях. Многочисленные действия, которые он совершает вместе со взрослым, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют сложные интегративные связи между мускульной работой, зрением, осязанием, телесным чувством равновесия и координированности в пространстве, а также общим результатом всех усилий и переживаний. При этом каждый момент действия должен быть четко сбалансирован не только на уровне пальцев, кисти, всей руки, всего тела, но и на уровне результатов произведенного действия. [4]

     Специально  следует обратиться к дифференциации действий. В дошкольном возрасте происходит прогрессивное усиление одностороннего доминирования телесных функций. [4]

     Одностороннее доминирование способствует выработке координации между двумя руками - доминирующей и поддерживающей. Доминирующая рука развивается в направлении освоения ведущих действий в разных видах деятельности. Автоматизация этих действий определяет успех деятельности при содружественных, поддерживающих действиях недоминирующей руки. Дифференцированное разделение функций ручных исполнительских действий приводит к гармонизации всей пластики ребенка независимо от того, левша он или правша. [4]

     Одностороннее доминирование содействует развитию жестикуляции и выразительных движений. Одностороннее доминирование телесных функций осознается ребенком как особенность его тела и участвует в формировании образа тела. [4]

     Отношение к наготе человеческого тела - проблема нравственного воспитания ребенка в широком смысле этого слова. В подавляющем большинстве дошкольники довольно рано усваивают характерные приметы тела мальчика и девочки. При этом дети ориентируются на отношение взрослых к обнаженному телу. [4] 

2.3. Притязание на признание со стороны взрослого. 

     Притязание  на признание проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое внимание он оказывает ему, а какое - его сверстнику или братишке. [4]

     Ребенок дошкольного возраста стремится  к тому, чтобы взрослые им оставались довольны, а если он заслужил порицание, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослым. [4]

     Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка  утвердиться в своих моральных  качествах. Ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. [4]

     Потребность в реализации притязания на признание  проявляется и в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей  деятельности и личных достижений. В этом случае чрезвычайно важно поддержать ребенка. Нельзя говорить ребенку: «Ты не сможешь этого сделать»; «Ты не знаешь этого»; «У тебя не получится»; «Не мешай мне пустыми вопросами» и т.п. У него может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности, затрудняющее общение с другими людьми и создающее тяжелое внутреннее состояние. [4]

2.4. Притязание на признание среди сверстников. 

     Возникнув в процессе общения со взрослым, потребность в признании в  дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. В этом случае потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. [4]

     В игре потребность в признании  проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это стремление в ситуациях выбора линии поведения может привести к конформизму как личностной характеристики. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты. [4] 

2.5. Детская ложь. 

     В дошкольном возрасте самоутверждение  ребенка все чаще реализует себя в форме лжи. [4]

     Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду. [4]

     В неоднозначных ситуациях (ситуациях двойной мотивации) происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, и тогда ребенок нарушает правила, начинает изобретать способы нарочитого искажения истины. [4]

     Ложь  как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признанным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. [4]

Информация о работе Развитие личности дошкольника