Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

К.р. Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях ИЗО.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

       Во время занятия воспитатель помогает каждому ребенку правильно найти соответствующее сочетание красок, подсказывает, какие краски взять, чтобы получился необходимый оттенок. На отдельном листке бумаги воспитатель показывает ребенку, как смешать краски, и предлагает ему повторить это действие. В данном случае это не просто копирование образца. Ребенок учится процессу превращения красок, созданию нового цвета. 
В практике эстетического воспитания дошкольников метод копирования образца применялся Е. А. Флериной. Она предлагала копирование с образца (орнамента) способным, но небрежно выполняющим свою работу детям с целью «научиться четкости и стройности рисунка». 
Здесь также происходит процесс обучения распознаванию холодных и теплых оттенков. Конечно, копирование не слишком вдохновляет ребят, но этот прием организовывает их внимание на конкретном цвете, на цветах, рядом с ним расположенных. Ребенок наблюдает сочетание этих цветов, переносит их в цветовую гамму на свою работу, замечая и вовремя поправляя ошибки. Он учится соотносить цвета между собой, развивается чуткость глаза к цвету. 
 
 
 
 
 
 

 

2. ВЛИЯНИЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ 

2.1. Условия организации  и проведения опытно-экспериментальной работы 

В этом параграфе и  нужно проверить умение детей на начальной стадии эксперимента использовать основные свойства цвета при работе, выявить недостатки и устранить их во втором параграфе этой главы 
 
 
 

2.2. Приемы и методы  развития умений  в работе цветом  на занятиях изобразительной деятельности 

         Успех воспитания и обучения  во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей  определенное  содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а  также  развить  способности  в той или иной области деятельности.

         Под методами обучения изобразительной  деятельности  и  конструированию  понимают   систему   действий   педагога,   организующего   практическую   и познавательную  деятельность   детей,   которая   направлена   на   усвоение  содержания,  определенного  «Программой  воспитания  и  обучения  в  детском саду».

       Приемами  обучения называют отдельные детали, составные части метода.

       Традиционно методы обучения классифицируются  по  тому  источнику,  из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с  помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети  дошкольного возраста  приобретают  знания  в   процессе   непосредственного   восприятия предметов и явлений окружающей  действительности  и  из  сообщений  педагога (объяснения,   рассказа),   а   также   в   непосредственной    практической деятельности  (конструирование,  лепка,  рисование и т.п.),  то   выделяют методы:

                   . наглядные;

                   . словесные;

                   . практические.

       Это традиционная классификация.

       В последнее время разработана  новая  классификация  методов.  Авторами новой  классификации  являются:  Лернер  И.Я.,  Скаткин  М.Н.  она  включает следующие методы обучения:

                   . информативно - рецептивный;

                   . репродуктивный;

                   . исследовательский;

                   . эвристический;

                   . метод проблемного изложения  материала.

       В информационно – рецептивный  метод включаются следующие приемы:

                   > рассматривание;

                   > наблюдение;

                   > экскурсия;

                   > образец воспитателя;

                   > показ воспитателя.

       Словесный метод включает в себя:

                   > беседу;

                   > рассказ, искусствоведческий  рассказ;

                   > использование образцов педагога;

                   > художественное слово.

       Репродуктивный  метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков  детей. Это метод упражнений, доводящих  навыки  до  автоматизма.  Он включает в себя:

                   > прием повтора;

                   > работа на черновиках;

                   > выполнение формообразующих движений рукой.

       Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности  в  каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку  выполнить часть работы самостоятельно.

       Исследовательский метод  направлен на  развитие  у детей не  только

       самостоятельности,  но  и  фантазии   и   творчества.   Педагог   предлагает

       самостоятельно  выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

       Метод  проблемного  изложения,  по  мнению  дидактов  не  может   быть

       использован в  обучении  дошкольников  и  младших  школьников:  он  применим только лишь для старших школьников.

       В своей деятельности воспитатель  использует различные методы и  приемы в рисовании, лепке, аппликации и  конструировании.

       Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ,  как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее  эффективный  прием  – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с  помощью.

       Эффективны  игровые   изобразительные   движения   однородного,   ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда»,  «сверху  -  вниз»  и  т.д. Такой прием  дает  возможность  связать  образ  предмета  с  изобразительным движением.

         Чтение стихов, потешек, песенок  на занятиях –  важнейший   методический прием.

       Еще  один  прием  работы  в  первой  младшей  группе  –  сотворчество

       педагога  с детьми.

       Во  второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно  –  рецептивный  метод.  Особенно   полезен   перед   занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят  форму  рукой, играют  с  флажками,  мячами,  шарами,   ощупывают   их   очертания.   Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

       Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и  показ  этого  движения  в  воздухе.  Прямой  показ  способа   изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые. 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       В   формировании   личности   ребенка   неоценимое   значение   имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование,  лепка, вырезание  из  бумаги  фигурок  и   наклеивание   их,   создание   различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания,  творчества.  Испытав  это чувство однажды, малыш  будет  стремиться  в  своих  рисунках,  аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

       Изобразительная  деятельность  ребенка,  которой  он  только  начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но  чтобы  развить  у  каждого  воспитанника  творческие  способности, заложенные  природой,  педагог  должен  сам  разбираться  в  изобразительном искусстве,   в   детском   творчестве,   владеть   необходимыми    способами  художественной деятельности.

       Изобразительная  деятельность  дошкольников  как  вид  художественной деятельности  должна  носить  эмоциональный,  творческий  характер.  Педагог  должен создавать для этого все  условия: он прежде  всего  должен  обеспечить эмоциональное,    образное    восприятие    действительности,    формировать эстетические  чувства  и  представления,  развивать  образное   мышление   и воображение,  учить  детей  способам  создания  изображений,  средствам   их выразительного исполнения.

         Процесс  обучения  должен  быть   направлен   на   развитие   детского изобразительного  творчества,  на  творческое   отражение   впечатлений   от

       окружающего мира, произведений литературы и искусства.

       Рисование, лепка,  аппликация  –  виды  изобразительной  деятельности, основное  назначение  которой   –   образное   отражение   действительности. Изобразительная  деятельность  –  одна  из  самых   интересных   для   детей дошкольного возраста.

       Изобразительная деятельность –  это  специфическое  образное  познание действительности.  Как  всякая  познавательная  деятельность  имеет  большое значение для умственного воспитания детей.

       Овладение  умением   изображать   невозможно   без   целенаправленного зрительного  восприятия – наблюдения. Для  того чтобы нарисовать,  вылепить какой-либо  предмет,  надо  предварительно  хорошо   с   ним   ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

       Для умственного развития  детей  имеет  большое  значение  постепенное  расширение  запаса  знаний  на  основе  представлений  о  разнообразии  форм пространственного  расположения  предметов   окружающего   мира,   различных величинах, многообразии оттенков цветов.

       При организации восприятия  при  организации  восприятия  предметов  и явлений  важно  обращать  внимание  детей  на  изменчивость  форм,   величин  (ребенок и взрослый),  цветов  (растения  в  разные  времена  года),  разное пространственное расположение  предметов  и  частей  (птица  сидит,  летает, клюет  зерна,  рыбка  плавает  в  разных  направлениях   и   т.д.);   детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

       Занимаясь  рисованием,   лепкой,   аппликацией   дети   знакомятся   с материалами  (бумага,  краски,  глина,  мел  и  др.),   с   их   свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

       Обучение   изобразительной   деятельности   без   формирования   таких  мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

       На  основе сходства предметов  по  форме  возникает  общность  способов изображения  в  рисунке,  лепке.  Например,  чтобы  слепить  ягоду,  орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие  круглую  форму  или  части круглой  формы),  необходимо  раскатать   кусочки   пластилина   или   глины кругообразными движениями.

       Способность анализа развивается от более  общего и  грубого  различения до  более  тонкого.  Познание  предметов   и   их   свойств,   приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

       На  занятиях по изобразительной деятельности  развивается  речь  детей: усвоение  и  название  форм,  цветов   и   их   оттенков,   пространственных обозначений  способствует  обогащению  словаря;  высказывания   в   процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также  при рассматривании иллюстраций, репродукций  с  картин  художников  положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

       Как указывают психологи, для осуществления  разных видов  деятельности, умственного развития детей  большое  значение  имеют  те  качества,  навыки, умения,  которые  они  приобретают  в  процессе  рисования,   аппликации   и конструирования.

Информация о работе Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности