Развитие ребенка в изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:55, доклад

Описание работы

Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на занятии - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках ИЗО. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо.

Работа содержит 1 файл

Развитие ребенка в изобразительной деятельности.docx

— 19.91 Кб (Скачать)

Развитие ребенка  в изобразительной деятельности

Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на занятии - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках ИЗО. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Отображая жизненные факты  в рисунке, ребёнок развивается  в познавательном отношении, развиваются  его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно  назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют  не только склонности, но и способности  к изобразительному искусству; при  благоприятных условиях эти способности  могут успешно развиваться и  совершенствоваться.

Изобразительная деятельность включается разнообразные занятия  детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие выставки по темам: "Светофор - наш друг", "К сказке в гости", "Осень золотая" и т. д. В подарок мамам, папам дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т. д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов. Младшие школьники любят лепить из пластилина, делать книжки - малышки.

Вся эта разнообразная  деятельность служит основой для  воспитания эстетического вкуса, эстетического  отношения к действительности повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как  их осуществить, вместе действуют, помогая  друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и  взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них  положительного отношения друг к  другу. Сами изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются для коллектива класса или для подарков родителям, своим товарищам, поэтому служат основой положительного поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает  и другие стороны духовной жизни  ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

 

Чаще всего дети любят  рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка  о людях, вызывает у него потребность  в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь  с различными поступками людей в  школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта  ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у  него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения  людей. Например, учитель предлагает детям подумать и понаблюдать: "Что  самое интересное ты видел по дороге в школу или на прогулке?" Затем  дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не всё доступно и посильно ребёнку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдений близкий детям  материал. Со временем содержание наблюдений усложняется.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение  переживаний другого на себя, способность  поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию.

Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут  быть самыми разнообразными. Но задания  на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными  для формирования личности ребёнка.

Наиболее сильное влияние  изобразительной деятельности сказывается  на развитии у младших школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние  человека, его чувства и переживания  и, как следствие, на развитии у ребёнка  способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству  помогают формировать у ребёнка  способность выделять и эстетически  оценивать нравственные стороны  отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой  эстетической восприимчивости ребёнка  к окружающему и необходимая  помощь в его изобразительной  деятельности, всяческое её поощрение  и, наконец, продуманная организация  общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным  фундаментом дальнейшего эстетического  развития формирующейся личности ребёнка.

Маленький человек, сидящий  за партой, смотрит на учителя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном  искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий! Поведём маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества!

 


Информация о работе Развитие ребенка в изобразительной деятельности