Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

К.р. Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях ИЗО.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

       Для реализации замысла ребенка необходим  выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты [48]. Решить задачу выбора цветовой гаммы можно только, если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.

       Особое  значение сенсорному воспитанию в учебном  процессе придают отечественные  психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец. В .П. Зинченко, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др. Исследователи доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний. Как показали исследования А. А. Мелик-Пашаева, цвет служит активным средством отображения определенного образного содержания. Характер краски дети обычно определяют сами, потому что под ним подразумеваются психофизиологические закономерности воздействия цвета на человека. Для ребенка не имеет значения, каков действительный цвет реального предмета, он может использовать «неподражательную» гамму красок, имеющую для него особую выразительную силу. Говоря о предпочитании, стоит выделить еще такую особенность цветовосприятия, как любование красочностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие.

       При условии правильного руководства, цветовой образ с его локальной  окраской начнет занимать в рисунке  старшего дошкольника свое место. Таким образом, как синее небо, зеленая трава, довольно рано изображаются в цвете, так как цветовой признак здесь является основным, доминирующим над формой.

       Для этого у детей младшего дошкольного  возраста должна быть разнообразная  сенсорная подготовка, умение видеть и выделять цвет при обследовании качеств предметов; эмоционально отзываться на него. Также малыши должны приобрести определенный опыт в изодеятельности, освоить необходимые технические умения и навыки при работе с цветом. А также необходимо развить способность эстетически воспринимать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

       Таким образом, вопросы формирования представлений  о цвете у детей дошкольного  возраста широко представлены в истории  педагогики, в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения детей изобразительной деятельности. На основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что формирование представлений о цвете имеет большое значение для эмоционального развития дошкольника.

       Психолого-педагогические исследования, обращенные к проблеме развития представлений о цвете  у детей дошкольного возраста, позволили выявить характер и  особенности восприятия цвета и  цветовых сочетаний детьми 1-4 лет, определить пути развития эстетического чувства у детей этого возраста. 
 

1.2. Работа цветом  как средство художественного  развития дошкольника 
 

       Эстетические чувства дошкольника развиваются в процессе его разносторонней деятельности и главным образом художественной - при знакомстве с произведениями прикладного и изобразительного искусств, слушания музыки, стихов и сказок, при передаче получаемых впечатлений в рисунках, изделиях прикладного творчества, пении и танцах, рассказывании и чтении стихов.

       Воспитание чувств — это тонкий и сложный психолого-педагогический процесс, касающийся не изолированной сферы интеллектуальной жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности. 
Поскольку чувства ребенка тесно связаны с его потребностями, интересами и прошлым опытом, то при воспитании новых чувств необходимо воспитывать новые потребности и интересы путем глубокого и широкого ознакомления ребенка с окружающим, путем создания условий для получения новых впечатлений, расширения круга эмоционально значимых явлений. 
Воспитание эстетического чувства цвета у ребенка-дошкольника, с одной стороны, предполагает наличие соответствующего окружения — среды, вызывающей у ребенка яркое, эмоционально окрашенное ее восприятие. С другой стороны, появлению эстетических переживаний у детей содействует их непосредственная художественная деятельность, протекающая в форме художественных игр и ситуаций.

       Особая роль в развитии чувства прекрасного отведена искусству — произведениям искусства, несущим в себе динамику художественного образа.

       Психологи отмечают, что новым моментом в восприятии произведений искусства является то, что, сохраняя переживание чувственного своеобразия красок, форм, линий, звуков, их очертаний и сочетаний, мы начинаем понимать, что эти звуки, краски, формы передают, отражают. Так возникает новая ступень нашего познания при встрече с произведениями искусства — восприятие в нем художественного образа. 
Однако восприятие дошкольника еще несовершенно. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может глубоко и осознанно воспринимать красивое. Скорее это только готовность откликнуться на прекрасное. Е. А. Аркин писал: «Эпитет «красивый» дошкольник придает чаще всего предметам, краскам, животным, реже человеку, и только к 6—7 годам ему начинают открываться красоты природы. Таким образом, для эволюции чувства прекрасного характерно не только качественное уточнение и углубление этого чувства, но и расширение сферы прекрасного, т. е. увеличение стимулов, возбуждающих чувство красоты». 
Эти положения являются основными предпосылками, которые учитываются при создании условий формирования эстетического чувства цвета. 
Развитие чувства цвета у старших дошкольников включает ознакомление с основными свойствами цвета и его образной выразительностью в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, ее отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции, изделия из глины, ткани). 
В данном случае рисование интересно не только как вид изобразительной деятельности, а как деятельность, где цвет является декоративным моментом в сочетании с изобразительно-выразительными его качествами и возможностями, но одного рисования недостаточно. Необходимо соотношение разных видов деятельности. В работе с детьми следует широко использовать художественное конструирование, где цвет и его сочетания являются одним из главных компонентов построения цветовых композиций. Под термином «художественное конструирование» понимается практическая работа детей с цветом, цветовыми плоскостями, объемами, составление сложных цветовых объемно-пространственных композиций (например, оформление интерьера кукольного домика), где ребенок не только манипулирует цветом, но и сравнивает, соотносит цвета между собой, подбирает различные группы цветовых сочетаний. Художественное конструирование включает в себя и приемы аппликативной работы. 
Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом занятий является органичное сочетание обучения (сообщение детям необходимых знаний о цветах, выработка определенных приемов и навыков в работе с цветом — красками) с созданием творческой обстановки, увлекающей ребенка, активизирующей его фантазию и воображение. На занятиях последовательно, в доступной форме раскрывается красота цвета и его сочетаний, начиная с самой простой группы, в которую входят 2—3 цвета, постепенно увеличивая количество цветов, усложняя красочный состав цвета (например, не просто красный, а чуть розоватый, с малиновым оттенком) и кончая комплексом цветовых сочетаний.

       Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов. Отбирая иллюстративный материал, следует учитывать особенности дошкольного возраста, доступность восприятию детей 5—7 лет и художественные качества образца.

       Проверка результатов работы по развитию чувства цвета может проводиться путем выполнения детьми образно-творческих заданий для всей группы. Такими заданиями может быть рисунок для летнего красивого маминого платья, выполняемый в яркой и пастельной гамме. 
Сначала необходимо дать представление о спектральной гамме цветов и их свойствах: тон, светлота, насыщенность, познакомить детей с процессом получения нового цвета при смешении красок (смешение двух хроматических цветов, смешение хроматически - ахроматическое). 
С этой целью надо провести с детьми подготовительные занятия в форме бесед, которые познакомят их с особенностями различных красящих материалов (гуаши, акварели, цветных карандашей, пастели, фломастера), дадут представление о разнообразии оттенков одного цвета (на предметах и явлениях окружающей среды). Воспитателю желательно иметь мольберт, этюдник с красками и белую и цветную бумагу различных форматов. Организация педагогических условий вызовет соответствующую эмоциональную реакцию детей, создаст творческую атмосферу в совместной работе воспитателя с детьми.

       Активизируя творческую деятельность детей с цветом при ознакомлении с системой спектральных цветов и основными их свойствами, необходимо ориентироваться, прежде всего, на то, что краска для детей должна стать цветом необыкновенным, живым, выразительным, красивым. 
Изобразительные качества и особенности различных красящих материалов. В детском саду и дома дети рисуют цветными карандашами, красками. Но выбор технических средств изображения гораздо шире. Каждый вид изобразительного материала имеет свои особенности мазка. Каждый из этих материалов является для художника средством воплощения замысла и выразительности.

       Работая над произведением, художник знает, что один рисунок надо выполнить гуашью или акварелью, тему, содержание другого можно передать, рисуя лишь масляными красками, и т.д. На занятии детям показывают разнообразные материалы: цветные карандаши, художественные краски, различное оборудование (мольберт, палитру, кисти и т. д.), которым пользуется художник в процессе своей творческой деятельности. Здесь же, на рисунках, выполненных разными красящими материалами, знакомят детей с их особенностями. Говоря о красках, мы называем их средством выразительности. Так ли это?

       Как разнообразны виды искусства, так разнообразны их изобразительные средства.

       К средствам художественной выразительности относится и сам материал, из которого создается произведение. В изобразительном искусстве известны такие материалы, как краски, холст, бумага, карандаш, мрамор, стекло, глина, металл и др. Они разнообразны по качеству материала, фактуре, упругости. Они, наконец, неповторимы, поскольку каждый имеет свои выразительные средства. Рисунок, выполненный карандашом, и рисунок, нарисованный гуашевыми или акварельными красками, разные по материалу их выполнения, каждый своеобразен и привлекает внимание. Дети хорошо видят это и могут рассказать о каждом из них. При этом они увлеченно говорят о возможности рисования красками, где декоративность цвета, свобода мазка и масштаб изображения легко поддаются кисточке. Отмечают и то, что карандашами можно также рисовать красиво и тонко, выделяя, вырисовывая отдельные детали, чего трудно добиться кистью. Дети подмечают возможности и особенности этих материалов, поскольку к старшему дошкольному возрасту (5—7 лет) они уже владеют техническими навыками.

       Пожалуй, самыми распространенными у детей являются карандаши, цветные и простые (графитные стержни). Их любят дети за универсальность использования. Они непритязательны — ими можно рисовать на любой бумаге, штрих ложится в любом направлении, то ярко и густо, то легко, еле касаясь бумаги. Наборы карандашей в наше время имеют широкую палитру тонов и их оттенков. Красочность, живость рисунка усилится, если передать цвет предмета, объекта не одним (локальным), а соединить 2—3 цвета карандашей, наложить цвет на цвет, или, изменяя нажим карандаша, передать оттенки, тональность в рисунке. Эти несложные приемы позволяют воспитателю показать детям, как относиться к сочетаниям цветов, наложению штриха. Среди воспитателей сложилось мнение, что цветные карандаши — материал невыразительный, «неэффектный». Это бывает так, когда ребенок без соответствующих указаний выполняет рисунок одним цветом (неопределенным!) карандаша. Перед началом работы надо предложить несколько оттенков одного цвета (2—3, не менее). 
Если дети рисуют ветку с листьями, цветы или любую другую натуру, то обратите их внимание на разнообразие оттенков зеленого цвета в листьях больших, крупных и только-только распускающихся, маленьких, покажите, что нажим карандаша, плотность, интенсивность штриховки дают более насыщенный цвет. Легкость штриха придает окраске деталей рисунка прозрачность. Чтобы показать свежесть молодой зелени, листьев, можно соединить при раскрашивании зеленый и желтый карандаши. Рисунок цветка можно оживить, передав цветовую градацию, например, постепенно переходить от желтого к красно-оранжевому, затем к красному, как бы вливая один цвет карандаша в другой. Карандаши — замечательный материал, и в руках ребенка он также может стать средством художественной выразительности.

       На занятиях изобразительной деятельностью дети рисуют не только карандашами, но и гуашевыми красками. Гуашь — художественная краска, некоторые особенности которой полезно знать детям. Это красивые, сочные краски, имеющие плотнокроющий слой, матовую поверхность. Гуашь (в наборах или отдельных баночках) имеет широкую палитру цветов, от ярких, насыщенных до пастельных, нежных (в результате смешения с белилами). Самая яркая (светящаяся) гуашь называется люминесцентной. Рисовать гуашью лучше большими кистями на крупном листе бумаги (размер альбомного листа, ½  листа ватмана).

       В практике детского сада дети рисуют и гуашевыми и акварельными красками. Возможности и художественная выразительность каждой группы красок совершенно разные. Широко известно, что по составу гуашь и акварель — краски водяные, но акварель — краска тонкотертая, рисунок, выполненный ею, отличается прозрачностью, тонкостью цветовых оттенков. 
Если гуашь дает плотнокроющую поверхность, то в работе акварелью большое значение имеет качество бумаги, поскольку она просвечивает сквозь тонкий слой краски. Воспитатель в детском саду должен знать эту особенность и учить детей при рисовании акварельными красками разводить их жиже, брать на кисточку больше воды, иначе плотный мазок делает цвет темным, глухим. Легкой, прозрачной акварелью нельзя дать интенсивного мазка, но можно легко передать оттенки цвета, разбавляя краску меньшим, затем большим количеством воды. Это же противопоказано в работе с гуашью.

       На занятиях по рисованию нередко воспитатель обесцвечивает краску, добавляя излишнее количество воды. Рисунок теряет свою красочность, принимает порой неряшливый вид. Одно из основных правил работы с гуашью — это очень незначительное добавление воды. Краску следует размешать в баночке до густоты жидкой сметаны, и только тогда она готова к употреблению. Гуашь как краска плотнокроющая дает яркий, совершенно определенный, насыщенный цвет. Но для того чтобы ребенок мог внести в свой рисунок разнообразные оттенки, ему стоит предложить для смешения другую краску — белила. Только с помощью белил (а не с помощью воды) можно добиться высветления цвета, получения мягких оттенков, нежных тонов. Смешение цветов друг с другом может дать широкую палитру гуашевых красок. У гуашевых красок есть и другие преимущества. Благодаря плотности красочного слоя ранее нанесенные мазки (рисунок или фон) легко перекрываются. Это важно в процессе создания детского рисунка. Но второй слой краски наносится только после просыхания первого. По фону, закрашенному гуашью, можно наносить любой рисунок. Следует сказать детям, что слишком густая краска или ее толстый слой на бумаге нецелесообразны, так как некоторые сорта гуашевых красок осыпаются, оставляя на рисунке пятна неопределенного цвета. Воспитателю надо учить детей использовать разнообразные способы работы с красками. Однообразие технических приемов объединяет художественные качества работы.

Информация о работе Развитие у дошкольников умения работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности