Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курсовая работа
Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета и умения его использовать у детей в изобразительной деятельности,
В основу исследования положена гипотеза, о том, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития у дошкольников умений работать с цветом на занятиях изобразительной деятельности
1.1. Психолого-физиологические особенности восприятия и передачи цвета ребенком
1.2. Работа цветом как средство художественного развития дошкольника
Глава 2. Влияние изодеятельности на развитие у дошкольников умений в работе с цветом
2.1. Условия организации и проведения экспериментальной работы
2.2. Приемы и методы развития умений в работе цветом на занятиях изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями
изобразительного
искусства. Яркость, выразительность
образов в картинках, скульптуре,
архитектуре и произведениях
прикладного искусства вызывают
эстетические переживания, помогают
глубже и полнее воспринимать
явления жизни и находить образные выражения
своих впечатлений в рисунке,
лепке, аппликации. Постепенно у детей
развивается художественный вкус.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка-Пресс, 1997. 144с.
2. Берхин Б.Н. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание,1981, -44с.
3. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании.– Вопросы психологии, 1997.-№5, с.44-55
4. Василюк Ф. Педагогика переживания глазами психолога. - Обруч, 1998, №1,с 6-8.
5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991.
6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,1991
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. –М.: Академия. 1997. 268 с.
8. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. 432с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: 1986. Т.1
10. Каневский В. Звуки скажут больше, чем слова. – Обруч, 1997, -№5,с.38-40
11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М.: Просвещение, 1988. 190с.
12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература 1996. 160с.
13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. 208 с.
14. Лазарев М. Царство звука. –Обруч, 1996, -№3 с.13-14.
15. Луговых Н., Мандрышкина Л. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества. – Дошкольное воспитание, 1998, - №6 с.78-79
16. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств». – Дошкольное воспитание, 1996 -№2, с.4-13
17. Майерс Дэвид Социальная психология. СПб.: Питер Ком.. 1998, с.688
18. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. – Вопросы психологии, -1998, №1,с.76-82
19. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: 1987.
20. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н Трансформация детской игры в творчество. – Искусство в школе. 1994, -№2
21. Миронова Л.Н. Цветоведение. -Минск, Вышэйшая школа, 1984. 286 с.
22. Некрасова-Каратаева О. О природе детского рисования. – Обруч, 1997, №5, с.9-12
23. Немов Р.С. Психология М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995.
24. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. , М.: Издательство политической литературы. 1990, 494 с.
25. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. – Вопросы психологии, 1997 -№1,с.98-106
26. Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». – Дошкольное воспитание. 1996 -№9, с.58.
27. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998, 384с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер Ком., 1998, 720с.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 736с.
30. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. – Обруч,1996, №4, с.24-27
31. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.
32. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.
33. Фомин Н.А. Физиология человека. –М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995, 416с.
34. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,ВЛАДОС,1995, 160с.
35. Яковлева
Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного
и творческого развития. – Вопросы психологии,
1997. №4, с.20-27.
ПРИЛОЖЕНИЕ