Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:44, статья
На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.
Развитие творческих способностей
учащихся на уроках информатики в
средней школе
Максимова Ольга Владимировна, учитель информатики
Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики
"Искусство обучения
есть искусство будить в юных
душах
любознательность и затем удовлетворять
ее"
А.Франс.
На данный момент одной из главных
задач в обучении школьника стоит
получение, «на выходе из дверей»
школы, гармоничной, всесторонне развитой
личности. Для того чтобы решить такую
задачу, в ребенке должен проснуться создатель,
творец. В нём должно появиться желание
познать себя, свои внутренние возможности.
А главное он должен почувствовать, что
может реализовать свои возможности не
только для личного интереса, но и с пользой
для окружающих. Главным помощником и
побудителем, конечно, для ребенка является
учитель, задачей которого является нахождение
и использование способов и приемов, способных
воздействовать именно на творческий
потенциал ребенка и помогать раскрыть
ему свои, порой скрытые, возможности.
Чем мы обычно занимаемся с детьми на уроках
информатики? Ответ на этот вопрос прост,
решаем задачи, учимся составлять алгоритмы,
пишем программы, учимся правильно набирать
тексты на компьютере и заполнять таблицы,
а также осваиваем навыки рисования на
компьютере.
Для развития творческих способностей
школьников необходима дружественная
и теплая рабочая атмосфера, обязательно
должен быть налажен контакт между взрослым
и ребенком. Для этого начиная уже с первых
уроков информатики в пятых классах стараюсь
наладить творческую обстановку в классе,
в этом мне помогают некоторые приемы:
При изучении материала мною ставятся
задачи трех уровней сложности: выполнение
задания по образцу, применения полученных
знаний для самостоятельно выполнения
задания и задания с творческим
потенциалом. Последние задания, только
на первый взгляд кажутся простыми,
но у многих учащихся, до определенного
момента, вызывают сложности. Чаще всего
я использую такие задания
при изучении элементов компьютерной
графики.
Графические редакторы – это одни из самых
популярных прикладных программ. Они не
только отстраняют школьника от рутинной
работы, но и дают огромный простор для
творчества и реализации своих идей.
Одним из самых первых графических редакторов,
с которым знакомятся школьники, является
Paint. Это доступный и популярный графический
редактор с достаточным набором операций
для освоения учениками 5-7 классов. В школьном
курсе информатики изучению графических
редакторов отведено достаточно большое
количество учебных часов.
На своих уроках я предлагаю учащимся
разработанные мной задания. Одним из
самых интересных, на мой взгляд, заданий
является рисование картинок из одинаковых
геометрических фигур, это не только развивает
в школьниках творческое начало, но и способствует
развитию мышления.
Самым первым этапом выполнения задания
является воспроизведение рисунка по
образцу с заданным алгоритмом выполнения.
Своим ученикам я предлагаю нарисовать
различные фрукты, используя только инструмент
Эллипс (графический редактор Paint). Пример
карточки, которую получают учащиеся,
представлен на рис.1.
Вторым этапом работы, является выполнения задания по образцу без представленного алгоритма выполнения. Пример карточки для учащихся представлен на рис.2.
Следующим этапом предлагаю учащимся создать свой рисунок из окружностей, или доработать уже созданные рисунки. Приведу примеры выполнения таких работ моими учениками.
Для учащихся, которым на данном этапе еще трудно выполнять задание без образца, предлагаю другие карточки с использованием, например, прямоугольников и линий. Пример такой карточки приведен на рис.5,6.
Такие задания очень нравятся учащимся,
они не только позволяют абстрагироваться
от проблем и забот, но и проявить
и показать себя.
Следует отметить, что на уроках, на которых
даются творческие задания, большого внимания,
требуют не только слабые и отстающие
учащиеся, но и дети с особыми возможностями,
одаренные дети. Чаще всего таких детей
следует больше стимулировать и хвалить,
чтобы на следующих уроках получить от
них большую отдачу. По окончании очередной
темы или проекта стараюсь проводить урок
просмотра и защиты своих работ. Предлагаю
учащимся дать своим работам название,
подобрать подходящее четверостишье,
стихотворение или цитату. Лучшие работы
учащихся вывешиваю в классе, на стенде.
Раскрытием творческого потенциала можно
заниматься не только на уроках по графике,
но и по многим другим темам школьного
курса информатики. Основные приемы использую
при изучении программирования, логики,
при работе с текстовой и числовой информацией.
Достаточно часто учащиеся получают творческое
задание для выполнения его дома. Ярким
примером такого задания, является подготовка
различных эскизов для работы на уроке.
Часто практикую задание по составлению
ребусов. Дома учащиеся рисуют ребусы
на бумаге, а в классе реализуют их на компьютере.
Пример выполнения творческого домашнего
задания показан на рис.5.
Таким образом, мой опыт показывает,
что при использовании
Методическая
тема: «Развитие творческих способностей
учащихся на уроках информатики»
Если
ученик в школе не научился сам
ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись
копировать,
умели сделать самостоятельное приложение
этих сведений.
Л.Толстой
Среди всех дисциплин, изучаемых
в школе, информатика занимает особое
место. Это связано не только с
быстрыми темпами развития технических
и программных средств, но и с
особенностями предмета, которые
обусловлены объективными законами
научно-технического прогресса. Каждые
два года происходит модернизация аппаратных
и программных средств
Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.
Проработав более 20 лет
учителем информатики в школе, я
пришёл к выводу, что образовательная
программа по информатике предусматривает
навыки практической работы с компьютером,
в учебниках по информационным технологиям
излагается в основном информационный
материал, в них мало заданий творческого
характера. Передо мной постоянно вставали
и встают вопросы: «Чему учить? Как
учить? Как воспитать активную, творчески
мыслящую личность, способную воплощать
свои творческие идеи современными методами
и способами? Как добиться от учащихся
высокого уровня информационной культуры,
умений оперативно, целенаправленно
и качественно работать с информацией,
привлекая для этого
В классической системе образования
учебный процесс построен на запоминании,
накоплении фактов и других нетворческих
формах деятельности. Современных школьников
не устраивает роль пассивных слушателей
на уроке, им уже не интересно записывать
за учителем или списывать готовые
решения с доски… Мой опыт преподавания
информатики в школе позволил
мне увидеть противоречия в массовой
практике между стремлением личности
к творчеству, оригинальности, самовыражению
и обязательным единым планом и режимом
общеобразовательной школы. Ведь традиционное
обучение развивает в детях, в
основном, только одну сторону –
исполнительские способности, а
более сложная и важная сторона
– творческие способности человека
отдаются воле случая. Другим противоречием
является противоречие между требованиями
современного общества к знаниям
выпускников
Из этих противоречий возникла проблема моей работы, которая заключалась в поиске ответа на вопрос:«Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках информатики». Проблема возникла, но как её решить, если школа недостаточно времени в учебном плане, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также не давал покоя вопрос: «А какие новые информационные технологии нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихся?»
Исходя из выше изложенного, была сформулирована методическая тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики».
Ведущая педагогическая идея моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике», которые подчёркивают значимость и прикладной характер информатики.
Что такое творчество? Энциклопедический
словарь предлагает следующее определение: Творчес
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
Решение поставленных задач
позволяет сделать процесс
Творческие способности. |
Компоненты: |
Содержательно-операционный |
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе