Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:44, статья

Описание работы

На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 508.53 Кб (Скачать)

 

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках условий для  успешной творческой деятельности учащихся, основанной на использовании их умений, знаний и навыков.

 

Личная концепция  учителя:

    • развитие у учащихся творческих способностей на уроках информатики;
    • раскрытие их умений и навыков при выполнении творческих проектов;
    • рациональное сочетание различных методов и приемов работы на уроках.

 

Технология опыта:

Коханова Людмила Валерьевна работает над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках информатики  и ИКТ. Выбор этой проблемы не случаен. Людмила Валерьевна увидела в  своей работе недостаточную осознанность и глубину усвоения учащимися  программного материала.

Она поставила перед собой задачу развития у обучающихся творческого  подхода к решению компьютерных задач, ведь на уроках информатики изучается  большое количество тем, где ученик может проявить свое творчество.

Людмила Валерьевна считает, что современное  обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников, основываться на личном опыте ребенка, поэтому она использует метод  творческих проектов.

Образовательные и воспитательные задачи обучения информатике Людмила  Валерьевна старается решать комплексно, с учетом возрастных способностей учащихся. Правильная организация учебно-воспитательного  процесса, выбор Кохановой Л. В. Различных приемов и методов обучения способствуют достижению стабильных результатов обучения, развития творческих способностей учащихся.

 

 

Результативность  опыта:

Уровень качества обучения в классах, в которых преподает Коханова Л. В., в среднем составляет 39%, средний  балл 3,8, уровень успеваемости 100%. Уровень  качества обученности выпускников в среднем составляет 40%.

 

Целостное описание опыта:

В начале нового века, нового тысячелетия  еще раз задумываешься над  тем, какие достижения экспериментальной  педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление  принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Поэтому я уверена, что  развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит  от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая  творческая деятельность учащихся. Эпизодическая  же ее форма малоэффективна.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет мне с  учащимся заниматься исследовательской  работой при решении задач  из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом я должна научить ребят  четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет нам решать некоторые задачи нетрадиционными  способами, а также прикладные задачи, которые ранее мы не могли рассматриваться  в силу сложности математического  аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства  уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится  только приближенными методами. Ранее  способы решения таких уравнений  рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во-первых, разрабатывали алгоритм метода решения. Во-вторых, составляли программу и использовали ее для  получения решения и его исследования. Труднее было при изучении темы "Моделирование", когда рассматривали задачи оптимизации. Задачи должны были быть довольно простыми, допускающими только одну поисковую переменную. Например, задача минимизации расходов рейса морского судна и выбор оптимальной скорости, задача о перевозках и др.

Использование мощного электронного процессора MS EXCEL позволяют мне и с учениками решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом для ребят становится не разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

Я вижу, что на уроках информатики  изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально  на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает  наглядно-образное мышление, очень  важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение  обычно предстает перед мысленным  взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися  данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный  интерес представляет тот факт, что  перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и  могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и  общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую  грамотность. В данном контексте изучение редактора Adobe Photoshop более чем оправдано. Используя эту программу на уроках информатики с учениками можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Пакет Adobe Photoshop обладает  огромным набором средств и эффектов для реализации творческих задумок и воплощения в жизнь мысленных образов: интеллектуальный интерфейс, который меняется в зависимости от ситуации; нож и ластик, наличие в стандартных фигурах достаточно сложных рисунков; соединение, наложение, объединение объектов; заливка с текстурой, с помощью узоров, градиентная; инструменты для профессиональной работы с текстом и т. п. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы. С помощью цифрового фотоаппарата на данных уроках мы с учениками пробуем побыть в роли фотографов, составить композиции  с обработанными фотографиями. Оценки за творческую деятельность на таких уроках я выставляю только положительные. С учащимися устраиваем коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне.

Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики  предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться  на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем  вместе, от проекта к проекту.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков  учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет  этот метод, строится как серия взаимосвязанных  проектов, вытекающих из тех или  иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного  самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему  приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать  конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие  разрешить целый комплекс проблем.

На уроках информатики данный метод я реализую в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под моим руководством. Качество же выполнения творческого  проекта зависит от того, насколько  прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного  критерия их оценки.

Творческие  проекты не имеют детально проработанной  структуры, она только намечается и  далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме  и пр.).

В первые годы работы я обратила внимание на то, что когда даешь ребенку  задание (например при изучении текстового редактора MS Word набрать текст и оформить его красиво) дети теряются и на экране монитора появлялось совсем не то, что я ожидала. Поэтому я решила на первых этапах предоставлять детям шаблоны. А уже после нескольких уроков с шаблонами, ребята начинают понимать, как можно реализовать и свои идея на листе бумаги, т. е. на экране монитора.

Хорошие результаты в творческой проектной  деятельности учащихся дает и совместная работа с учителями - предметниками. Например,  изучается текстовый  процессор MS Word, отработка навыка набора учащимися исходного текста, но  такого, который будет интересен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Для этого учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему. Результаты превзошли все ожидания. На уроках информатики ученики должны были набрать свою работу на компьютере, отформатировать её, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Творческие работы учащихся были распечатаны и использованы для создания школьного «Альманаха». Ребята с удовольствием читали свои сказки, а оценки получили не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в  «режиме выполнения творческого  проекта» можно сказать, что творческая работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным  текстом, и они увидели возможность  применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Развитию  творческих способностей учащихся при  выполнении проекта способствует необходимость  и возможность проявления эстетического  вкуса, инициативы, логического и  ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Это особенно заметно у  учащихся среднего звена, у которых  эти качества проявляются наиболее ярко и которые обладают своим  видением окружающего мира. Необходимо лишь правильно направить их творческую энергию. Например, при изучении редактора  Power Point (редактор создания презентаций) я даю учащимся задание продумать тему для создания презентации. Конечно, сразу в глазах учеников видишь недоумение. Но стоит только сделать небольшую подсказку, как идея появляются одна за другой. Не могу забыть такие презентации как «Современный журнал COOL», «Книга рецептов», «Мир компьютерных игр» и др. Свои презентации учащиеся показывают на отдельном уроке. Мы выставляем проектор и просматриваем все презентации, которые комментируют их создатели. Эти уроки помогают ученикам так же проявить свои способности в умении высказываться публично.

Все проекты требуют очень грамотной  организации и координации с  моей стороны, так как я должна направлять работу авторов проектов, консультировать их, организовывать отдельные этапы проекта, проявлять  определенную эрудицию во многих областях, несвязанных напрямую с их профессиональной деятельностью. Так как изучение нового материала идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным  проектом, я должна четко определить, какие вопросы и когда он будет  обсуждать со всеми, чтобы не повторять  потом одно и то же несколько раз, найти время и уделить внимание каждому ученику или группе. Я  должна провести огромную подготовительную работу, создать необходимые методические и справочные пособия, спланировать работу так, чтобы детям, и без  того перегруженным занятиями, не пришлось дома или в кабинете информатики  подолгу просиживать за компьютером. В мою задачу входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.

Развитию творческих способностей в дополнительном образовании является формирование информационной активности детей в творческой, познавательной, художественной и исследовательской  деятельности, формирование вкуса к  художественной деятельности, визуальной грамотности, т.е. умения видеть и создавать  красивое. Я провожу занятия кружка «В мире информации», результатом работы в котором является издание школьной газеты. Ведь здесь главное не только грамотно взять интервью, но еще  и то, как его преподнести читателю, как сформулировать и оформить заголовок, чтобы захотелось прочитать данную статью. На наших занятиях мы рассматриваем  наиболее популярные журналы, газеты, анализируем их успешность и пытаемся сделать что-то подобное. В процессе подборки материала и оформления страниц и каталогов ребята полностью увлечены работой, темой проекта, возникает интерес и желание научиться делать лучше, профессиональнее. Востребованные результаты труда говорят о том, что этот труд не бесполезен. Работа кружка помогает развивать смекалку, скоростные качества визуального диалога с компьютером, дизайнерского вкуса, расширяет кругозор и даёт возможность реализовать творческие способности каждого ученика.

 

По результатам трехлетней работы над проблемой развития творческих способностей учащихся я сделала  следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие  результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес  учащихся к предмету «Информатика и  информационные технологии», хорошо просматриваются  межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют творческие  проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках,  дети стали реже записываться на  дополнительные компьютерные курсы. Увеличилось число учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.

 

Так чему же нужно научить  ребенка, чтобы он смог творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки,  можно  ответить на поставленный вопрос следующим образом:

  • Нужно научить ребенка быть любопытным и любознательным, удивляться всему, будто видишь все в первый раз.
  • Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери), так как  источник художественного творчества – память.
  • Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Чтобы творить, следует еще  научить:

  • Владеть техникой творчества.
  • Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.
  • www.26204s-kochsosh2.edusite.ru/DswMedia/moyopyitrabotyi.doc

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И  ИКТ

Агейченкова Л.В.

учитель информатики и ИКТ и  психолог высшей квалификационной категории, МОУ лицея №82 г. Челябинска

В быстро меняющемся мире, общество значительно  чаще переосмысливает социальный заказ  школе, корректирует или коренным образом  изменяет цели и задачи школьного  образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне  и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать  акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать  в их решении.

Рассматривая национальную образовательную  инициативу «Наша Новая школа» прослеживается соответствие целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и  технологий, которые пригодятся в  будущем. Учащиеся будут вовлечены  в исследовательские проекты  и творческие занятия, чтобы научиться  изобретать, понимать и осваивать  новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе