Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:44, статья

Описание работы

На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 508.53 Кб (Скачать)

 

Мотивационный


 

Мировоззренческий


 

Рефлексивный


 

Эмоциональный


 

Коммуникативный


Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творческому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.

Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:

1) Способность отстаивать  свою творческую позицию.

2) Осознание личностью  своих мировоззренческих свойств.

Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.

Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.

В психологическом же плане  творчество является совокупностью  тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов  творчества:

  • Подготовка (зарождение идеи);
  • Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
  • Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
  • Проверка.
  1. Комплекс показателей развития творческих способностей.

Диагностика эмоционального и коммуникативного компонентов  содержала анкетирование, тестирование, изучение и анализ результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы, отзывы учителей по другим предметам, классных руководителей.

Так, тест на определение  уровня творческого потенциала учащихся, позволяет оценить умение принимать  нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у учеников 7 класса вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые  тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески  проявить себя, если они, конечно, этого  пожелают.

Определены показатели развития творческих способностей:

    • владение большим объёмом информации;
    • самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
    • установление причинно-следственных связей;
    • обнаружение скрытых зависимостей и связей;
    • умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;
    • по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;
    • способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):

    • разрешение и поощрение множества вопросов;
    • создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;
    • стимулирование ответственности и независимости;
    • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
    • поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов
    • внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.
  1. Анализ уровня информационной компетентности учащихся.

Достаточно длительный (в  рамках столь быстро развивающейся  отрасли знаний) период работы учителем информатики позволяет мне сделать  следующий вывод: уровень компьютерной грамотности учащихся растет год  от года благодаря следующим факторам:

    • Смещение основы изучаемого предмета от «компьютера» в сторону «информации»;
    • Применение новых форм работы, направленных на развитие активности и самостоятельности;
    • Использование новых компьютерных технологий в разработке и проведении уроков;
    • Возможность использования результатов детского творчества при обучении следующих поколений учеников;
    • Увеличение количества домашних компьютеров;
    • Доступность большего объема информации благодаря информационно-коммуникативным технологиям.
  1. Система обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий.

В современной школе нет  более трудной профессии, чем  учитель информатики. Необходимость  каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель  вынужден напряженно следить за развитием  средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.

Основной целью курса  информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей  учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

  1. Формы обучения:
  2. Урочная деятельность.

Необходимо наряду с традиционными  формами уроков информатики применять  и нетрадиционные формы:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.
  • урок-практикум;
  • урок-диалог;
  • урок-игра (конкурс, викторина) и т.д.
  1. Внеурочная деятельность.

Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов  и учащихся, которая увлекает и  одних и других. Это:

  • предметные недели;
  • экскурсионная работа;
  • участие в творческих конкурсах (в т.ч. дистанционных);
  • создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т.д.
  1. Кружки, факультативы.

Большие возможности для  развития творческих способностей учащихся имеют кружковые, факультативные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков  самостоятельной работы и тем  самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, выявлять, ставить  и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета.

  1. Элективные курсы.

Элективные курсы играют ключевую роль в системе профильного  обучения. Основная их задача состоит  в удовлетворении индивидуальных образовательных  интересов, потребностей и склонностей  каждого ученика в зависимости  от его интересов, способностей, последующих  жизненных планов.

  1. Индивидуально-групповая работа.

Большую роль в развитии творческих способностей имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается  не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома или тем количеством часов, которые он проводит на кружке, а  также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально  развитых детей требует разработки специфических программ и методов  обучения, которые должны, с одной  стороны, учитывать их высокую восприимчивость  к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.

Индивидуально-групповая  работа не так проста, как кажется  на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной  сложности и направленности, а  квалификация преподавателя должна позволять ему «с ходу» ориентироваться  в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства. Методы обучения

В настоящее время существуют различные классификации методов  обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.

  1. Репродуктивные методы:
    • инструктаж;
    • практическая тренировка;
    • методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.
  1. Программированное обучение:
    • метод алгоритмов;
    • метод аналогий;
    • проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.
  1. Методы дифференциации:
    • каждодневного применения самостоятельной работы;
    • постепенного нарастания сложности;
    • решение одной и той же задачи различными средствами и др.
  1. Методы самооценки и самоконтроля.
  1. Метод работы в группах.
  2. Эвристические методы:
    • метод мозгового штурма;
    • извлечения скрытых знаний (метод Сократа);
    • индивидуальной образовательной траектории;
    • рефлексии и др.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе