Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:44, статья

Описание работы

На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 508.53 Кб (Скачать)

Развитие у школьников творческих способностей – одна из важнейших  задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности  – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Коллектив учителей лицея, где я  работаю, реализует концепцию, которая  предполагает необходимость обеспечения  учащихся прочными знаниями материала  программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с  учетом его индивидуальных способностей и возможностей.   

  Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.       

  Творческое начало рождает в ученике живую фантазию, живое воображение. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.    

  В ученике надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.    

  Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Современная школьная информатика  играет большую роль в подготовке подрастающего поколения к жизни  в информационном обществе. На уроках информатики у учащихся должно формироваться  умение рассуждать, логически мыслить, давать ответы на поставленные вопросы, что в свою очередь позволит молодым  людям осуществлять доступ к базам  данных и средствам информационного  обслуживания, понимать различные формы  и способы представления информации.

Школьная программа «Информатика и ИКТ» нацеливает учителя на воспитание у школьников информационной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели информационного  воспитания особенно важно владеть  искусством своей профессии.    

  Современный урок информатики – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил, так как на уроке решаются многоплановые задачи.    

  Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приёмы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.   

  На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии, чтобы ребёнку хотелось сказать о чём-то своём и по-своему. Детей надо так учить, чтобы им было интересно.    

  Главное для побуждения учащихся к творчеству – это создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.   

  Например, одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий.    

  Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению.    

 Опыт школьных преподавателей  и исследования педагогов-новаторов  показали, что нетрадиционные формы  проведения уроков поддерживают  интерес учащихся к предмету  и повышают мотивацию учения.    

 Для формирования творческих  умений учащихся на уроках  информатики и ИКТ прежде всего делается акцент на формирование умения учиться; регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя; используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий; исключается давление учителя, на занятии происходит свободное общение. Учёба должна приносить ученику удовольствие. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ученика работать самостоятельно; поощрение настойчивости, активности. Ученику необходимо осознавать общественную значимость проблемы. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со справочной литературой.   

  Урок информатики всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: информатика, информация, информационное общество.    

  Работая со школьниками разных возрастов, нужно стремиться вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что компьютеры – не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.   

  Компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.       

 Чтобы знания и впечатления,  полученные детьми на уроке,  дали ростки, каждый учитель должен  подумать о внеклассной работе. Занятия во внеурочное время  могут быть особенно эффективными. Например, занятия по Лего-конструированию, программированию,  компьютерной графике интересны всем детям независимо от их уровня творческого мышления.      

 Психологами установлено, что  развитие умений человека неотделимо  от развития его языка. Поэтому  важнейшая задача в развитии  творческих умений учащихся –  обучение их умению словесно  описывать способы решения задач,  рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические  изображения ее. Усвоение учащимися  необходимого словарного запаса  очень важно для формирования  и развития у них внутреннего  плана действия. При всяком творческом  процессе задача решается сначала  в уме, а затем переносится  во внешний план.

Любой вид человеческой деятельности, так или иначе связан с рассуждением, а развитие творческих умений – одна из основных целей школьного обучения. https://docs.google.com/document/d/1_EGOFEtKz-EUyKDUwGnCueLrNXhKt_3722KM0igi3m4/edit?hl=ru&pli=1

 

 

Diplomnaia rabota http://referat.ukraine-ru.net/?cm=42959

 

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №3»

Развитие творческих способностей учащихся на интегрированных уроках через организацию 

проектной деятельности

 

 

Методические  рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Егорова  Наталия Алексеевна,

учитель информатики  и математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лодейное  Поле - 2008

 

Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые  заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для  учителя новые возможности для  поддержания и направления развития личности учащегося.

Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Передо мной, как перед учителем информатики, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям  нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием  идет на урок и с радостью выполняет  поставленную задачу.  Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и  владение школьниками ПК определяет эффективность процесса обучения информатики, сколько готовность и желание  детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через  общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Владение  компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем  себя, познаем окружающий нас мир. Именно с этой позиции я рассматриваю преподавание своего предмета. Ребята должны осознать, что компьютер – это прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.

Развитие  познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой  обучающий, развивающий и воспитывающий  эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются  творческие интересные работы.

Психологи определяют творчество как  выход за пределы уже имеющихся  знаний, преодоление, опрокидывание  границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Введение  творческих заданий в курс информатики  помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Я воспитываю личность, которая  живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в  общении; творческий человек успешен  в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Всякий  раз, создавая что-либо новое, каждая личность сталкивается с барьерами творческого  процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.

Моя задача помочь ребенку преодолеть эти  подводные камни, определиться в  своем отношении к компьютеру, найти свой способ самовыражения  в информатике.

Для решения этой задачи на своих уроках я помогаю преодолевать учащимся разные барьеры.

Современные дети приходят в школу напичканные  различной информацией и уже  знакомые с компьютером. Правда, это  знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий -  приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.

Именно  создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.

В проектной деятельности ребёнок  наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает  для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным  сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и  потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя  большой работы по конструированию  специальных условий для учащегося  с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Опыт  применения метода проектов дает возможность  выделить два уровня тем для проектирования:

  • тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  • итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

В школе на уроках информатики перед  учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная  самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут  выбрать делового партнера по проектной  работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать  работоспособные группы и учитывать  предметные склонности учащихся.

На пропедевтическом этапе (5-6 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Открытка маме», «Елочная игрушка», «Мои летние каникулы» (см. электронное приложение) и др. Нестандартные работы предлагают ученики по теме: «Ассоциации с погодой». Индивидуальность каждого выражается в произвольном выборе цветового и графического решения, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе