Развитие мышления учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:57, реферат

Описание работы

Целью обобщения опыта является повышение качества знаний через создание условий в ходе урока, способствующих развитию творческих способностей учащихся в средней школе.
Педагогические приемы и методы, описанные в опыте позволяют решать следующие задачи:
повышение творческой активности: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
развитие познавательных процессов, влияющих в целом на учебную успешность;
развитие произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности;
развитие навыков рефлексии;

Работа содержит 1 файл

Копия Титульный.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема:  «Развитие мышления учащихся  на уроках информатики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Чем  проповедь выслушивать, мне лучше  бы взглянуть.

И лучше проводить  меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее  слуха -  поймут все без труда,

Слова порой  запутаны, пример же – никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть  в действии -  вот лучшая из школ.

И если все мне  рассказать, я выучу урок,

Но мне ясней  движение рук,  чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам,

Но я уж лучше  погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно  пойму прекрасный твой совет,

Зато пойму  как ты живешь: по правде или нет» 

Вечная  детская мудрость

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       В условиях обновления содержания  и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

     Важнейшее практическое значение имеет вопрос о том, как повысить творческие способности учащихся на уроке информатики, создавая наиболее благоприятные для интеллектуального и личностного развития условия.

     В то же время в педагогической литературе, в средствах массовой информации регулярно высказывается мнение о том, что учащиеся не готовы действовать в условиях, предъявляющих повышенные требования к применению имеющихся знаний и навыков, оценить различные методы решения задач, предвидеть возможные трудности, связанные с их использованием, что общий традиционный подход в школе тормозит развитие индивидуальных способностей учащихся.

     Таким образом, возникают следующие противоречия:

     Ø между  социальным заказом современного общества на уровень образованности обучающихся и возможностью выполнить его в рамках традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу;

     •Ø между содержанием учебного материала и мотивационной готовностью его принятия обучающимися;

     •Ø между недостаточной сформированностью общеучебных умений и навыков и ограниченностью возможности их совершенствования в рамках традиционного урока.

     Уровень интереса к изучению информатики  высок. Однако он, в большинстве своём, поддерживается внешней атрибутикой  урока, а именно использованием на  каждом уроке  компьютерной техники. Изучение же теоретических основ построения компьютера, и овладение способами  сбора, хранения, обработки и передачи информации остаются вне интересов  обучающихся.

       Отчего одним интересно учиться, а другим - нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие - нет? Почему одни хотят учиться, а другие - нет? Подобные вопросы часто задает себе каждый учитель. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся желания учиться, интереса к знаниям, необходимо способствовать развитию на уроке творческих способностей ребенка.

     В процессе обучения информатике, на уроках и внеурочно, необходимо создавать  атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более  полно раскрыть свои способности. Для  этого на уроках используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; школьники привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся.

     Целью обобщения опыта является повышение качества знаний через создание условий в ходе урока, способствующих развитию творческих способностей учащихся в средней школе.

Педагогические  приемы и методы, описанные в опыте  позволяют решать следующие задачи:

    • повышение творческой активности: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
    • развитие познавательных процессов, влияющих в целом на учебную успешность;
    • развитие произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности;
    • развитие навыков рефлексии;
    • формирование позитивного самосознания обучающихся.

     Творческая  деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как конкурсы и смотры, творческие проекты и т.д. В процессе у человека формируются и развиваются творческие способности. 

2. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» – В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

     Л.С. Выготский дает определение творческой деятельности: «Творческой деятельностью  мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке».  И далее: «Всякая такая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения».

     По  мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, значение творческой деятельности в школе трудно переоценить. «Она есть та наиболее сложная форма сознательного и целенаправленного труда, в процессе которого в сознании человека отражаются объективно новые закономерности реального мира или предвидятся объективно новые изменения предметов и явлений природы или общественной жизни». [

     По  мнению В.А. Хуторского, обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает  и творит новое (для себя или для  других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. Специалисты в области педагогической психологии утверждают, что информация становится знанием лишь тогда, когда вступает в контакт с прежним опытом человека.

     Как считает Ж. Годфруа, «потребность в исследовании окружающего мира – врожденное свойство, лежащее в основе многих форм поведения. У человека эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в когнитивные потребности в информации и знаниях. Удовлетворение такой потребности тесно связано с развитием чувства самоуважения». Если исходить из теории иерархии потребностей личности А. Маслоу, творчество дает возможность человеку удовлетворить потребности наиболее высокого уровня – когнитивные и эстетические, а также потребность в самореализации.

     Творческая  деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких  формах, как олимпиады, научно-практические конференции, соревнования по робототехнике, конкурсы программистов и смотры компьютерной графики, творческих проектов и т.д.

     В то же время в педагогической литературе, в средствах массовой информации регулярно высказывается мнение о том, что учащиеся не готовы действовать  в условиях, предъявляющих повышенные требования к применению имеющихся знаний и навыков, оценить различные методы решения задач, предвидеть возможные трудности, связанные с их использованием, что общий традиционный подход в школе тормозит развитие индивидуальных способностей учащихся.

     Как известно деятельность есть процесс, в  результате которого человек создает  конкретный продукт. Деятельность может  быть репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность – это  процесс, который выполняется по детально разработанному алгоритму и в результате которого создается продукт, не имеющий новизны как для самого субъекта деятельности, ведь он уже ранее видел этот продукт, так и для других людей. Другое дело творческая деятельность. Ни для одного вида творческой деятельности нет и не может быть создано детальных алгоритмов их выполнения, однако общие алгоритмы для многих видов творческой деятельности уже созданы, например для составления сочинений, комбинирования одежды, решения творческих задач по технике и других. В результате творческой деятельности создается продукт, имеющий либо субъективную, либо объективную новизну.

     Как вы думаете, что является определяющим для личности в плане достижения жизненного успеха: деньги, положение  родителей, связи, уровень образования, владение языками или что-то другое? Вот именно что-то другое. Определяющим является уровень владения личностью методами и технологиями творческой деятельности. Наличие у человека всех предыдущих условий позволяет стать великолепным исполнителем, что позволит занять определенную ступень в профессиональной карьере, но движение по лестнице жизненного успеха без владения творческой деятельностью невозможно. Дальнейшее зависит от того, каковы будут последствия. Поэтому творческая деятельность является главным интеллектуальным капиталом личности, именно она во многом определяет успех в жизни каждого человека, независимо от профессии. Кстати творческая деятельность – это то, что нельзя купить ни за какие деньги, этому можно только научиться.

     В процессе творческой деятельности у человека формируется и развивается творческое мышление. Как вы думаете, что такое творческое мышление? В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. Развитие у учащихся творческого мышления должно осуществляться в процессе их обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у них формируются и развиваются логические умения по каждой группе. Но что такое творческая задача? Творческая задача – это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы – информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. В теории творчества наряду с понятием творческая задача, существует и понятие исследовательская задача. Исследовательская задача – это творческая задача для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций. В настоящее время особое внимание уделяется развитию творчества учащихся. Производительный труд и производственное обучение в системе трудового воспитания предъявляют к учащимся серьезные требования. У них вырабатывается активная жизненная позиция, более сознательное отношение к выбору будущей профессии, к самоопределению и самопознанию, прививаются навыки трудовой и учебно-познавательной деятельности. Более сложные содержание и методы обучения учащихся требуют от них и более высокого уровня самостоятельности, активности, организованности, умений принять на практике приемы и операции мышления. Резко возрастает потребность в самоконтроле и самовоспитании, в знаниях своих способностей и возможностей их реализации, развивается инициатива.

     Для учащихся важна значимость самого учения, его задач, целей, содержания и методов. Изменение значимости учения оказывает  решающее влияние на отношение ученика  не только к учебе, но и к самому себе. Учащийся проявляет углубленный интерес к самому себе, к своему творчеству. Это во многом способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, избирательность, критичность.

     В школьном возрасте устанавливается  довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. 

Информация о работе Развитие мышления учащихся на уроках информатики