Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:44, статья
На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.
При изучении базового курса (7-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word. С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» (см. электронное приложение) в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа», «Любимый город».
На профильном этапе обучения (10 -11 классы) проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: «Семейный бюджет» (выполняется в электронных таблицах Excel); «Бизнес-план фирмы» (Excel, Word, PowerPoint), «Домашняя библиотека» (Access) и др.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.
Работа над проектом:
Современная
система образования
Понимая и осознавая необходимость
интеграции, уже несколько лет
в нашей школе учителями
Интегрированный
урок имеет психологическое
Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
Защита проектов проводится в форме лекций, презентаций или выступлений на ученическом сообществе «Интеллект». Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
От
того, как ученик может применить
свои знания, насколько он компетентен
в широком внешкольном
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
В качестве примеров приведу часть проектов, над которыми работали ученики нашей школы (см. электронное приложение):
Интегрированные уроки
на основе проектной деятельности позволяют
учащимся углубить знания, полученные
ранее, способствует формированию
творческих, коммуникативных и
Библиография
1. Intel «Обучение для будущего»:Учеб. Пособие.-5-е изд., испр. – М.: Изд.-торг. Дом «Русская Редакция». 2005.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003.
5. Дубов В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках информатики // Профильная школа. 2006. №6.
www.loiro.ru/files/articles_
Автор: Лашхия Ольга
Александровна, Размер: 29.48 КB Актуальность. В настоящее время с особой остротой стоит проблема формирования творческих способностей, так как перестройка образования предъявляет серьезные требования к уровню подготовки школьников. Эта проблема является сложной для исследования, но рассмотрение возможных подходов к ее изучению актуально в настоящее время. Посмотрим, каково на сегодняшний день действительное положение вещей в массовой школе. В ее программе представлены те виды искусства, которые по традиции признаются основными: музыка, литература, изобразительное искусство. Но надежды на то, что ребенок будет развиваться в искусстве, а тем более творчески проявлять себя в нем, нет. Развитие творческих способностей происходит в основном не на уроках, а на кружковых и факультативных занятиях, а на мой взгляд, продуктивное развитие способностей будет происходить и на уроках. Учителя иногда сталкиваются с тем, что школьные критерии успешности могут и не соответствовать творческому уровню работ ученика и тогда они, чаще всего, скажут о нем: «Он получил нужную сумму знаний, но… талант дан не каждому. Школа за наличие таланта не отвечает и творчеству учить не старается. Творчеству учить нельзя». Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров. Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Таким образом, я поставила перед собой цель: исследовать влияние новых информационных технологий и изучение возможностей развития творческих способностей в процессе обучения информатики. Данная цель конкретизируется в задачах: 1.Дать теоретический анализ состояния проблемы творческих способностей. 2.Выявить возможности современных образовательных программ по информатике в организации целенаправленного развития творческих способностей. 3.Установить уровень развития
творческих способностей 4.Разработать и апробировать систему заданий, упражнений, направленных на развитие творческих способностей. 5.Определить структуру творческих способностей. 6.Определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся. 7.Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий. 8.Развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации. 9.Создать систему обучения,
направленную на раскрытие 10. Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики. 11. Выработать критерии оценки компьютерной презентации. Объектом исследования является личность ученика в учебно- познавательном процессе, а также процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся на занятиях по информатике. Предметом исследования являются содержание, организационные формы, процессы и методы развития и формирования творческих способностей обучающихся в процессе изучения информатики. Исходя из цели проекта, мною была выдвинута гипотеза проекта: если использование новых информационных технологий на уроках информатики педагогически целесообразно, то усиливаются интеллектуальные возможности обучающихся и развиваются их творческие способности. При проведении исследования я исходила из предположения о том, что развитие творческих способностей не проходит спонтанно, а осуществляется только в процессе целенаправленного обучения, основанного на специальной организации УПД учащихся в рамках программы развивающих заданий и упражнений. Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что теоретически обоснованы педагогические условия для развития творческих способностей обучающихся на уроках информатики. Практическая значимость проекта определяется апробированным на практике содержанием, технологией по развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики; конкретизированы методики стимулирования творческого развития обучающихся; результаты проекта могут оказать методическую помощь по организации учебного процесса на уроках информатики направленного на развитие творческих способностей в практической работе школы; результаты проекта могут быть применены в дальнейшей разработке проблем развития творческих способностей школьников посредством новых информационных технологий и могут стать основой для дальнейшего проектирования и разработки. Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы. Проработав более 10 лет учителем информатики в школе, я пришла к выводу, что образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них очень мало заданий творческого характера. Передо мной постоянно вставали и встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?». Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления. Опыт преподавания информатики в школе позволил мне увидеть противоречия в практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий. Из этих противоречий возникла проблема моего проекта, которая заключалась в поиске ответа на вопрос: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках информатики ». Проблема возникла, но как её решить, если школа недостаточно оснащена компьютерной техникой, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также не давал покоя вопрос: «А какие новые информационные технологии нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихся. Анализ возможных способов решения проблемы, обоснование способа решения проблемы. Для решения проблемы своего проекта:
|
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе