Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:44, статья
На данный момент одной из главных задач в обучении школьника стоит получение, «на выходе из дверей» школы, гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.
Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это – тема отдельного исследования.
С помощью таких методов и приемов работы дети из «безликой серой массы» превращаются в «букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, и где каждый по-своему хорош!
В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.
Кроме того, информатику
невозможно выучить, запомнить без
осознания и выделения
Один из методов, способствующих осознанию материала, – его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисовать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.
В заключении хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании можно устроить коллективные (экспертные) просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также может быть учтено мнение учащихся.
Тем не менее, возможен более формализованный подход к оценке результата творческих работ.
Требования к
ученическим кроссвордам
Кроссворд должен быть представлен следующим образом:
При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.
Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдаче задания.
За хорошую сетку начисляется 20 баллов.
Результат вычисляется по формуле:
S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+
N2 - количество слов с двумя пересечениями,
N3 - количество слов с тремя пересечениями,
N4 - количество слов с четырьмя пересечениями;
N5 - количество слов с пятью пересечениями
M - количество слов, превышающих минимально заданное,
P - число фактических ошибок в вопросах,
20 баллов начисляется
только за красивую сетку
При результате больше 100 - "отлично",
60-100 баллов - "хорошо",
менее 60 - "удовлетворительно".
Логика изложения доклада:
a.. Доклад построен неграмотно, не дает представления об основной идее и итогах работы – 0.
b.. Доклад построен логично, но имеются отдельные недостатки – 1
c.. Доклад выстроен логично, грамотно, дает ясное представление о работе, ее структуре, итогах и достоинствах -2.
Качество наглядных (раздаточных, демонстрационных) материалов:
a.. Наглядные материалы отсутствуют - 0.
b.. Наглядные материалы присутствуют, но не совсем адекватны логике доклада - 1.
c.. Наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею доклада - 2.
Компетентность в проблеме исследования
a.. Автор работы не показал компетентность в проблеме исследования - 0.
b.. Автор работы в среднем показал компетентность в проблеме исследования - 1.
c.. Автор работы продемонстрировал высокую эрудицию и компетентность в проблеме исследования - 2.
Качество аргументации при ответах на вопросы:
a.. Ответы на вопросы нечеткие, путанные, не дают представления о точке зрения автора - 0.
b.. Ответы на вопросы в среднем дают представления о точке зрения автора - 1.
c.. Автор продемонстрировал способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения по вопросам исследования - 2.
Перевод количественной оценки в качественную
Количественная оценка
7 - 8 баллов 5
5 - 6 баллов 4
Менее 5 балла 3
Критерии оценки
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
· Титульный слайд с заголовком 5
· Минимальное количество - 10 слайдов 10
· Использование дополнительных эффектов
PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10
СОДЕРЖАНИЕ
· Использование эффектов анимации 15
· Вставка графиков и таблиц 10
· Выводы, обоснованные с научной точки
зрения, основанные на данных 10
· Грамотное создание и сохранение документов
в папке рабочих материалов 10
ОРГАНИЗАЦИЯ
· Текст хорошо написан и сформированные
идеи ясно изложены и структурированы 10
· Слайды представлены в логической последовательности 5
· Красивое оформление презентации 10
· Слайды распечатаны в формате заметок. 5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100
Перевод количественной
оценки в качественную
Количественная оценка Качественная
оценка
90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2
Критерии оценки
СОДЕРЖАНИЕ
Соответствие цели работы 5
Полнота и подробность объяснения материала 20
Соответствие гиперссылок 5
Соответствие графики 5
Грамотность научной лексики, наличие
собственного словаря 20
Внешний вид
Ясность навигации 5
Внешний вид заголовков 5
Логичность ссылок 5
Насколько легко читается текст и качество
графики 5
Соответствие фона 5
Грамотность
Орфография и синтаксис 20
ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100
Перевод количественной оценки в качественную
Количественная оценка
90 - 100 баллов 5
70 -89 баллов 4
50 - 69 баллов 3
менее 50 баллов 2
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.
Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.
Реализую заявленную цель через использование:
Хочется отметить, что использование
моего опыта работы требует от
участников учебно-воспитательного
процесса определенных временных и
интеллектуальных затрат (постоянное
изучение новой литературы, изучение
новых сред и языков программирования,
определение индивидуальной траектории
развития каждого учащегося посредством
педагогических средств, мониторинг уровня
достижений учеников). Однако вложенный
труд, время учителя компенсируются
полученным результатом. Таким образом,
опыт моей работы по развитию творческих
способностей учащихся доступен для
использования в тех
Тема опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики»
Противоречия:
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики в средней школе