Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, дипломная работа
Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.
Подружки: Идём!
Ведущий: Видишь, они где - то недалеко.
Дети: Пока они идут, мы тебя отведём
На грибную полянку за ручейком.
Становись скорее между нами
За ручьём есть полянка с грибами.
Сначала мостик перейдём,
Потом по узкой тропинке пойдём
И на грибную поляну придём.
Ребёнок: Полюбуйся, Настенька, сколько здесь грибов!
(Дети надевают шляпки грибов.)
Настенька: Спасибо, ребята! Но ведь здесь разные грибы, а я раньше никогда за грибами не ходила, боюсь перепутать хорошие грибы с поганками. Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Дети: Хорошо, поможем!
Ведущий: Вот и замечательно! Давайте условимся, если гриб хороший, вы все хором говорите: "Грибочек, грибок, масляный бок, серебряная ножка, полезай в лукошко!" А если гриб несъедобный, ядовитый или вы его вообще не знаете, присказка такая: "Пройди стороной, не бери его с собой!" Ну-ка, ребята, давайте попробуем повторить, получится ли у нас.
Хороший гриб…
Плохой гриб…
(Все вместе повторяют 2 раза)
(Дети переодеваются в грибы. Настя подходит то к одному из них, то к другому, и каждый гриб рассказывает о себе стих)
Подосиновик: Я красавец подосиновик:
Сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл.
Настенька: Подосиновик хороший гриб? Брать мне его?
Дети: Грибочек. Грибок, масляный бок, серебряная ножка, полезай в лукошко!
(Настя отводит подосиновик в сторону.)
Мухомор: Я - Мухомор, и брать меня в лесу не полагается.
Проходите, есть меня, вам не разрешается.
Настенька: Правду говорит этот гриб? Его действительно нельзя есть?
Дети: Пройди стороной, не бери его с собой.
Сыроежки: Ах, какие мы заметные,
Шляпки наши разноцветные
Всем бросаются в глаза.
Как увидят нас, не мешкая,
Собирают всех подряд,
Называют сыроежками,
Хоть сырыми не едят.
Настенька: А мы будем их брать?
Дети: Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Полезай в лукошко.
Опята: Мы тонконогие опята,
Столпились тесной кучкой
И в руки взяли зонтики,
На всякий случай.
Дети: Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Полезай в лукошко.
Настенька: Посмотрите, на полянке мухоморы и поганки. Сбить хотят меня с пути и от белых отвести.
Дети: Пройди стороной,
Не бери их с собой.
Боровик: Я гриб - Боровик
И красив я, и велик
В тёмной шапке набекрень,
Ножка толстая как пень.
Настенька: Берём?
Дети: Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Полезай в лукошко.
Настенька: А вот во мху, как на подушке, лежит беленькое ушко, а за ним ещё штук пять….
Дети: Это грузди! Надо взять!
Настенька: Вот и наполнилось моё лукошко. Спасибо вам, ребята!
Ведущий: Давайте поиграем в игру "Поймай грибок".
(Появляется белка)
Белка: Здравствуй, девочка! Что ты здесь делаешь?
Настенька: Грибы собираю.
Белка: А ты умеешь их правильно собирать?
Настенька: А что значит - правильно?
Белка: Грибы собираешь, а что значит - правильно, не знаешь? Правильно - это значит так, чтобы на этом месте каждый год росли грибы.
Настенька: Грибы собирать так интересно. Они такие красивые. Мне ребята помогали. Они конечно знают. Это они меня привели на эту чудесную полянку.
Белка: Что ж, проверю твоих ребят, а то после горе - грибников, очень часто грибы перестают расти и мы, белки, не можем запасти для себя грибы на зиму.
Ведущий: Ребята, давайте выручим Настеньку, ещё раз. Ответьте белке, как правильно грибы собирать, а ты Настенька, постарайся запомнить то, что скажут ребята.
Дети: Нельзя нарушать подстилку там, где растут грибы.
Нельзя брать незнакомые грибы.
Нельзя брать старые грибы.
Нельзя трогать и сбивать ногами несъедобные и ядовитые грибы.
Осень: А почему нельзя?
Дети: Они нужны лесу: деревья лучше растут, некоторые лесные животные едят их и лечатся ими.
Белка: Вы молодцы, ребята, знаете, как нужно правильно собирать грибы. Значит вы - друзья леса и всех нас, зверей и птиц, а с друзьями так весело вместе поиграть. Давайте поиграем в игру "Кто больше соберёт…"
Ведущий: Молодцы, вы никогда не возьмёте в корзинку несъедобный, ядовитый гриб.
Ходит Осень, бродит Осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый
Жёлто-розовый кленовый.
Дети: Падают, падают листья, в нашем саду листопад,
Красные, жёлтые листья, по ветру вьются, летят.
Осень: Дети, листья соберите,
С ними весело спляшите!
Все листочки соберите,
Ни один не пропустите!
(танец с листьями)
Спасибо вам, ребята, за милый танец с листочками. А знаете ли вы, почему осенью деревья сбрасывают листья?
Дети: Они готовятся к зиме. Листья укроют землю сплошным ковром и защитят корни растений от морозов.
Мы укрыли на зиму цветы в цветнике опавшими листьями, чтобы они зимой не мёрзли.
Осень: Правильно, ребята! А знаете ли вы , что в мою пору хорошо сажать деревья и кустарники? Они приживаются лучше, чем весной.
Ведущий: Ребята у нас есть уголок леса, наши сосны выросли высокие. И чтобы расширить наш лесок, давайте посадим молодые, красивые сосенки.
(Дети сажают деревья)
Осень: Это замечательно, что вы посадили деревья. А знаете ли вы, почему нужно сажать деревья?
Дети: Чтобы было красиво. Чтобы воздух был чистым.
Осень: Молодцы, ребята! Хорошо вы пели и плясали,
И деревья правильно сажали,
И грибочки верно различали,
На мои вопросы отвечали.
Ну, а я за это вам, всем сюрпризы раздам.
Ведущий и Дети: Спасибо тебе, Осень, приходи к нам в гости ещё.
После проведения занятий по развития отношения дошкольников к природе экспериментальная и контрольная группы были протестированы по методикам, указанным в п. 2.2.
Таблица 14
Результаты исследования экспериментальной группы
Фамилия, имя | Оценка результатов |
Дима В. | высокий |
Саша В. | высокий |
Даша Д. | высокий |
Денис Д. | высокий |
Оля Е. | средний |
Илья Е. | высокий |
Дима И. | высокий |
Анна И. | высокий |
Анна К. | высокий |
Дима К. | высокий |
Ирина К. | средний |
Анна М. | высокий |
Дима О. | средний |
Алеша П. | высокий |
Надя Р. | средний |
Наташа С. | высокий |
Юля У. | средний |
Анна Ч. | высокий |
Саша Ш. | средний |
Рома Ю. | высокий |
Алеша Я. | средний |
Таблица 15
Результаты исследования контрольной группы
Фамилия, имя | Оценка результатов |
Костя Б. | средний |
Настя Б. | средний |
Сережа Б. | ниже среднего |
Коля Б. | высокий |
Лена Б. | высокий |
Артем Б. | высокий |
Наташа В. | средний |
Виталя В. | высокий |
Даша В. | средний |
Раиса Г. | средний |
Денис Г. | средний |
Алеша Г. | высокий |
Аня Г. | средний |
Кристина Г. | средний |
Ринат Г. | высокий |
Андрей Д. | средний |
Рома Е. | ниже среднего |
Никита К. | средний |
Полина К. | средний |
Денис К. | высокий |
Маша К. | средний |
Валя Л. | средний |
Катя Л. | средний |
Глеб Н. | ниже среднего |
Слава П. | средний |
Алина Р. | высокий |
Рома У. | средний |
Олеся Ш. | ниже среднего |
Результаты тестирования показали, что уровень сформированности отношения к природе в экспериментальной группе немного увеличился, в то время как в контрольной группе остался на прежнем уровне.
Литература
1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки.-1991. -№2. - С. 186-190.
2. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск: Народная асвета, 1972.
3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: Аркти, 1999.
4. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в детском саду. –М: Просвещение, 2000.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2006.
8. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. – Н.Новгород: типография ПО «ГАЗ», 1992.
27