Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, дипломная работа
Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.
Успех этой части занятия зависит от ее хорошей организации: выставка должна проходить в специальном помещении (зале, изо¬студии, холле). Каждая экспозиция и крупные произведения ис¬кусства должны находиться на значительном расстоянии, что позволит детям рассредоточиться и не мешать друг другу. Это очень важно для решения педагогической задачи - обучения детей процессу восприятия произведений искусства, посещения выставки. Каждая экспозиция должна быть привлекательной, красиво представленной (на столах, полочках, стойках) и в то же время должна быть доступна взору детей (не выше их роста). Репродукции, эстампы, металлографика должны висеть на однотонном светлом и неярком фоне, взгляду не должны мешать окружающие предметы - только в этом случае можно рассчитывать на развитие художественного восприятия дошкольников, возникновение эстетических переживаний, которые ведут к формированию отношения и к природе, и к произведениям искусства. Экспозиции разнообразнее, чем в старшей группе: хорошо добавить стенд с открытками, композицию предметов хохломской росписи: яркие, красочные, с золотым блеском, они соответствуют тематике, учат детей любить красивое предметное окружение, беречь его.
На выставке среди картин, как правило, висят 2-3 плаката со стихотворениями поэтов-классиков: воспитатель (или специально подготовленные дети) прочитает их в конце осмотра. Знакомство с экспозициями сопровождается негромкой музыкой, отвечающей тематике.
Третья часть занятия: «Дети, а теперь вы сами станете художниками. Мы много раз наблюдали природу осенью, видели кра¬сивые пейзажи, любовались листопадом, рассматривали рябину, клен, березку. Видели утренний туман и отлет птиц. Вы собирали грибы с родителями в лесу: на земле шуршало золото опавшей листвы, а в воздухе висел запах осеннего леса. А как красив осенний базар! На прилавках повсюду сочные, спелые плоды: крупные кочаны светло-зеленой капусты, ряды оранжевой морковки, горы полосатых арбузов, гроздья винограда! Румяные яблоки, желтая антоновка, красные помидоры - все это очень красиво! Мы пойдем в художественную мастерскую, там вы сделаете несколько красивых панно, которые потом повесим на стены - украсим детский сад».
Воспитатель ведет ребят в помещение, где уже готовы столы и материалы для творчества. Детей можно разделить на маленькие группы (4-5 человек), каждая выполнит одно панно методом аппликации или рисованием красками. Темы творческие: «Листопад, листопад - листья разные летят», «Снегири на рябине», «Отлет перелетных птиц в дальние края», «Овощи и фрукты на столе», «Грибная поляна в осеннем лесу», «Букет осенних цветов в вазе» и др. Дети могут работать индивидуально - важно, чтобы каждый после посещения выставки почувствовал бы себя действительно художником, захотел творить, воплощая свои впечатления в ту или иную художественную форму.
Комплексные занятия организуются на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
27
Вывод
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно строится и выражается в поступках, в деятельности. Осознанность, которая является характеристикой отношения, формируется на основе занятий и сопряжена с переживаниями.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца).
Цель: Выявить и опытным путем проверить эффективность методики экологических праздников и акций в формировании отношения дошкольников к природе.
С целью проверки нашей гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании, проводившемся в 2008-2009г.г. испытуемыми выступили дети ДОУ.
Всего в исследовании были задействованы 10 человек в возрасте 5,2-5,6 лет.
Дети посещают детский сад с младшего дошкольного возраста. Уровень развития их в целом одинаков.
Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя мир природы», представлен авторами Н.Н.Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.
Содержание программы:
В качестве методики определения отношения детей к природе использовалась «Диагностика экологических знаний дошкольников» О.Соломенниковой.
Этапы констатирующего эксперимента:
- подготовительный (обзор литературы по проблеме, выдвижение гипотезы на основе изученной литературы, планирование хода эксперимента;
- эксперимент (выявление уровня сформированности отношения дошкольников к природе)
- анализ и интерпретация количественных и качественных показателей констатирующего эксперимента;
- внедрение программы развития с использованием экологических праздников и акций;
- выявление изменений в показателях сформированности отношения дошкольников к природе после проведения развивающих практик и проверка справедливости гипотезы исследования.
Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных
Оборудование: 1) Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
2) Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
3)Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Таблица 2
Результаты исследования экспериментальной группы
Фамилия, имя | Оценка результатов |
Дима В. | высокий |
Саша В. | средний |
Даша Д. | высокий |
Денис Д. | высокий |
Оля Е. | ниже среднего |
Илья Е. | высокий |
Дима И. | высокий |
Анна И. | высокий |
Анна К. | высокий |
Дима К. | высокий |
Ирина К. | средний |
Анна М. | высокий |
Дима О. | средний |
Алеша П. | высокий |
Надя Р. | средний |
Наташа С. | средний |
Юля У. | средний |
Анна Ч. | высокий |
Саша Ш. | средний |
Рома Ю. | средний |
Алеша Я. | ниже среднего |
Таблица 3
Результаты исследования контрольной группы
Фамилия, имя | Оценка результатов |
Костя Б. | средний |
Настя Б. | средний |
Сережа Б. | ниже среднего |
Коля Б. | высокий |
Лена Б. | высокий |
Артем Б. | высокий |
Наташа В. | средний |
Виталя В. | высокий |
Даша В. | средний |
Раиса Г. | средний |
Денис Г. | средний |
Алеша Г. | высокий |
Аня Г. | средний |
Кристина Г. | средний |
Ринат Г. | высокий |
Андрей Д. | средний |
Рома Е. | ниже среднего |
Никита К. | средний |
Полина К. | средний |
Денис К. | высокий |
Маша К. | средний |
Валя Л. | средний |
Катя Л. | средний |
Глеб Н. | ниже среднего |
Слава П. | средний |
Алина Р. | высокий |
Рома У. | средний |
Олеся Ш. | ниже среднего |