Кино как средство формирования социальных установок

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:23, доклад

Описание работы

Современная молодежь часто посвящает свой досуг просмотру кино. Сегодня техника позволяет делать это не только в кинотеатрах и по телевизору. Пользуясь компьютерами и другими различными гаджетами, можно смотреть кино в дороге, на природе и на работе. Популярное, коммерчески успешное кино чаще всего показывают по телевизору и оно доступнее в сети Интернет. Сюжеты популярного кинематографа охватывают большой спект различных социальных отношений, поэтому многие молодые люди с помощью кино могут найти для себя возможные решения каких-либо жизненных проблем или новые идеалы, новые задачи, к которым можно будет стремиться.

Работа содержит 1 файл

Кино как средство формирования социальных установок статья.docx

— 35.87 Кб (Скачать)

Кино как средство формирования социальных установок

Современная молодежь часто  посвящает свой досуг просмотру  кино. Сегодня техника позволяет делать это не только в кинотеатрах и по телевизору. Пользуясь компьютерами  и другими различными гаджетами, можно смотреть кино в дороге, на природе и на работе. Популярное, коммерчески успешное кино чаще всего показывают по телевизору и оно доступнее в сети Интернет. Сюжеты популярного кинематографа охватывают большой спект различных социальных отношений, поэтому многие молодые люди с помощью кино могут найти для себя возможные решения каких-либо жизненных проблем или новые идеалы, новые задачи, к которым можно будет стремиться.

Кино - сегодня самый популярный вид искусства. Именно это искусство  соединило в себе театр, музыку, литературу, изобразительное искусство за счет своих специфических, присущих только ему свойств (фотографическая природа  киноизображения и монтаж). Данный синтез нескольких видов искусств позволил добиться небывалой достоверности  и правдивости, что и помогает кинематографу оставаться на вершине  популярности. Кино, погружая людей  в свой волшебный мир, позволяет  отвлечься от повседневности и отдохнуть  или, наоборот, задуматься над серьезными жизненными проблемами, представить  себя на месте героя или злодея, путешествовать в далекие страны и времена и многое другое.

Сегодня практически три  четверти всей киноаудитории составляет молодежь. Именно на нее больше всего ориентирован современный массовый кинематограф. Обращаясь к кино, молодые люди ищут ответы на мучающие их вопросы, ищут примеры для подражания, поэтому можно достаточно смело утверждать, что кино является агентом социализации. Конечно, не стоит преувеличивать, в любом случае семья, школа, друзья и работа будут играть куда большую роль в социализации личности, но и не стоит умалять значение кинематографа. Так или иначе, кино влияет на формирование социальных установок молодежи.

С помощью гармоничного синтеза  эстетических свойств театра, музыки, литературы и изобразительного искусства  кино удается очень достоверно передать реальность. В кино мы видим нашу повседневную жизнь, наши традиции, обычаи и привычки. Кино как социальный институт формирует зрителя и влияет на общество, способствуя расширению сознания; в свою очередь общество, воспитанное кинематографом, становится более искушенным в этой сфере и требует от кино новых достижений, как технических, так и творческих.1  Кино – это «зеркало» нашего общества. Но в то же время, по словам доктора социологических наук М. И. Жабского, кино является и «молотом», который способен преобразовывать общество. В целом между обществом и кино, которое оно породило, существует постоянная амбивалентная связь2.

Чтобы лучше понять значение социокультурной роли кино в обществе целесообразно разобрать следующие  функции кино и кинорепертуара в целом: художественно-эстетическую функцию, идеологическую и социально интегральную3. Показатели художественно-эстетической ценности фильма: его профессионально-художественный уровень, эстетическое удовольствие зрителей от просмотра и средства выразительности кинопроизведения.  Идеологическая функция киноискусства связана с его участием в формировании мировоззрения и социализации индивидов. Данная функция способствует превращению человека в гражданина своей страны, живущего по установленным в обществе нормам и правилам. В свою очередь интегральная социальная функция кинематографа заключается в способности выполнять по отношению к зрителю целый комплекс частных социальных функций (такие как эстетическая, познавательная, развлекательная и т.п.). Зритель стремится смотреть фильмы способные вызвать приятные чувства удовольствия, радости, хорошего настроения, оптимизма. Современный кинозритель чаще всего смотрит фильмы для того, чтобы просто развлечься, отдохнуть, снять напряжение. Таким образом, испытывая эстетическое удовольствие, человек одновременно снимает напряжение, расслабляется, улучшает свое настроение. Этим доказывается полифункциональное воздействие кинематографа в целом.

  Причины популярности кино. Достоверная передача реальности делает кино понятным для людей практически всех возрастов и социальных слоев. Контакт подсознания со смысловым значением фильма происходит на нескольких уровнях, задействуются различные органы чувств. Если сравнивать, например, восприятие литературы и кино, становится понятно, что при просмотре фильма адаптация информации в подсознании будет проходить значительно быстрее. Аргументировать это так же можно тем, что образы, которые использует литература (за счет преобразования букв – слов – предложений), только должны родиться, а в кино они уже сформированы4. Благодаря техническому прогрессу кино – одно из самых доступных и дешевых видов досуга. Ко всему прочему, современную повседневную жизнь, полную стрессов, проблем и напастей, кино делает чуточку счастливее. Происходит эффект возвышения над реалиями собственного бытия – результат ощущения, что воспринимается не вымысел, а всамделишная действительность. Так на миг удовлетворяются страстные стремления человека, и возникает ощущение счастья.5 Но это отнюдь не «бегство» от проблем, это - очищение души и возвращение индивида обществу «отдохнувшим», а иногда и обретшим новое понимание себя и другого.6

Сила воздействия  кино. Кино – один из способов организации эмоциональной жизни общества, широких народных масс. За счет этого процесса одновременно решаются экономические, социальные, политические и идеологические задачи, которые ставят перед собой влиятельные институты общества. По словам М. И. Жабского, кинематографисеская картина мира отражает социальную действительность с поправкой на то, что, с одной стороны, желает видеть публика, а с другой – на заинтересованность не только художника, но также власти, различных социальных институтов в содержательном наполнении распространяемой кинематографической картины мира7.

Кино оказывает воздействие на психику индивида, а значит и обладает манипулятивными функциями. И ведь на самом деле за достаточно непродолжительное время (час-полтора-два...) на индивида обрушивается такой значительный объем информации, который он, конечно же, не мог бы получить на пример при чтении литературного произведения. Причем, помимо зрения не меньшая активность ложится и на органы слуха. Индивид как бы находится «под массированным обстрелом». Причем, если при чтении рождающиеся образы зависят исключительно от интеллектуальных способностей, которые уже были заложены в индивиде, то при просмотре кинофильма — все значительно упрощается8. Ко всему прочему необходимо также учитывать массовость киноаудитории. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа, независимо от его действительной роли в истории. Пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Подчас рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают.  Хороший пример приводит в своей статье Виктор Сороченко: на рациональном уровне мы все хорошо осознаем, кем был Адольф Гитлер и знаем его поступки. Однако используя игру талантливых актеров и специальные драматические приемы, кинорежиссер вполне может представить все так, что симпатии зрителей однозначно окажутся на стороне фюрера. Его отвратительные преступления покажутся вовсе не преступлениями, а благородным делом — ведь сами жертвы будут выглядеть злодеями, заслуживающими быть убитыми. И сидящие в кинозале люди будут искренне рыдать, наблюдая как честный и благородный фюрер пускает себе пулю в висок в апреле 1945-го...9

 Подобный способ воздействия на массу использовали и используют при различных идеологиях и в различных странах (например: СССР, фашистская Германия, США). В наши дни Голливуд является главным производителем самого популярного, коммерчески успешного кино. Нынешняя реальность такова, что наибольшей конкурентоспособностью на мировом рынке обладает американское кино. Голливуд создал небывалую инфраструктуру кинопроизводства и распространения собственной продукции. И конечно же в наши дни американский кинематограф активно прибегает к кинопропаганде, которая призвана воздействовать как на непосредственно на самих американцев, так и на представителей других национальностей. Естественно американский популярный кинематограф не лишен недостатков. Но в любом случае это крупная инфраструктура с профессиональными работниками, не только в сфере кино, но и в сфере глобального маркетинга. Прежде всего, Голливудское кино популярно (поэтому и способно на массовое психологическое воздействие), потому что это качественное кино «для всех» а не только «для узкого круга людей». Поэтому американские фильмы могут своим содержание, способом показа своих историй привлечь и удерживать аудиторию не только США, но и практически всех стран мира. Национальному кинематографу других стран (в том числе и российскому) необходимо научиться такому профессионализму, чтобы потом использовать кино с целью воздействия на свою национальную аудиторию - актуализации своих национальных ценностей.

Определение понятия  социальной установки. Под социальной установкой (синоним – аттитюд) понимают устойчивую систему взглядов и представлений, подготавливающую индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений.10 Социальные установки формируются на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачиваются на осознанном и неосознанном уровне и осуществляют регулятивную (направляет поведение или управляет им) функцию в отношении поведения индивида. Социальные установки определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются. Также, они могут освобождать субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях. Формированию определенных социальных установок способствует процесс социализации личности, происходящий в рамках определенного социума с учетом культурно-исторических факторов.

Само по себе кино, конечно  же, не может являться главным агентом  социализации, но благодаря своим  свойствам оно входит в жизнь  человека достаточно рано и может, так  или иначе, играть роль в формировании социальных установок. В фильме происходят ситуации и встречаются персонажи, с которыми человек мог не сталкиваться или вообще никогда не столкнется в реальной жизни. Но в любом случае кинозритель видит, как киногерои  справляются с возникшими трудностями, оценивает, какие действия приводят к успеху, а какие – к неудаче. Помимо поступков персонажей кино передает их характер, их стиль жизни. После  просмотра фильма и усвоения полученной информации, человек способен спроецировать  ситуацию из кино на события, происходящие в реальной жизни. Таким образом,  он может предугадать дальнейшее развитие событий, дальнейшие действия другого человека, которому присущи  черты виденного киногероя, а  также принять решение насчет своих действий. Данными утверждениями  я всего лишь хочу сказать, что  кино для зрителя (в особенности,  для молодого) помимо развлечения, может еще служить и неким социальным опытом. Сидя в зале кинотеатра или просто дома перед экраном телевизора или компьютера, зритель как бы вместе с персонажами фильма переживает те события, которые происходят в фильме. А после, человек делает выводы из того, что он «пережил», из этих выводов и строятся ценностные ориентации и социальные установки.

Конечно же, подобными «носителями» социального опыта может являть не только кино, но и другие виды искусство, как например литература или живопись. Но в современном обществе, как  уже говорилось выше, кино наиболее популярно, доступно и понятно. Просмотр кино, конечно,  не заменит ни семьи, ни школы, ни работы и рабочего коллектива, но в любом случае, оно может  гармонично дополнять основных агентов  социализации.

Молодежная аудитория. Как уже говорилось выше, кино сегодня при практически повсеместном наличии телевидения и интернета является одним из самых распространенных видов досуга. Кино популярно среди всех возрастов, но самым преданным зрителем уже многие годы является именно молодежь. По данным исследований компании MovieResearch (коммерческая организация, осуществляющая социологические и маркетинговые исследования в сфере российского кинематографа) за 2010 год молодежь (лица от 16 до 30 лет) составила 71% от всей киноаудитории России11. Молодежь наряду с детьми и подростками (лица от 6 до 15 лет) занимают лидирующую позицию по частоте посещений кинотеатров. В среднем 31% от всей молодежной киноаудитории посещает кинотеатры несколько раз в месяц. Помимо кинотеатров молодежь составляет большую часть от всех пользователей DVD-дисков (67%) и интернет киноаудитории (55%). Исходя из представленных данных, становится понятно, почему репертуар кинотеатров направлен, прежде всего, на молодежь. Киногерои, жанры и тематика фильмов, сюжеты – все рассчитано на особенности молодежи, ее эмоционально-чувственное отношение и стремление к развлекательности.

Также хотелось бы обозначить кинематограф каких стран предпочитает российская молодежь. Как уже говорилось ранее, Голливуд является лицом мирового кинематографа. И хотя, при исследовании компанией MovieResearch отношения зрителей к отечественному кино, практически половина респондентов (46%) отметили, что им не важно, в какой стране сделан фильм12. Но, судя по рейтингу РИА Новости самых кассовых фильмов в российском прокате 2011 года беспрецедентными лидерами являются именно американские фильмы. Единственный фильм российского производства, представленный в данном рейтинге, занимает лишь 9-ую позицию, все остальные фильмы произведены в США13. Кроме того при исследовании покупаемых фильмов на DVD у молодой аудитории голливудские фильмы лидируют с большим отрывом (приблизительно 73% молодежи в возрасте до 30 лет)14. Эти показатели наглядно показывают привилегированную позицию американского кино. Что в свою очередь наводит на мысль о том, что США не напрасно вложило столько сил и средств на развитие своей развлекательной киноиндустрии. Но нельзя забывать о том, что средствами кино можно не только развлекать аудиторию, но и формировать ее культуру.

Ценностные ориентации молодежи. Ценности и  характерные особенности современной молодежи, как и система ценностей в обществе в целом, являются своеобразными ориентирами в формировании мировоззрения, духовного мира личности молодого человека, а стремление к обладанию ими — важнейшее условие приобретения молодым гражданином необходимого жизненного опыта и его социализации. Система ценностей — это некая совокупность идеальных средств человеческой деятельности, специфический культурный феномен, посредством которого преломляется вся система реальных жизненных отношений субъекта с окружающим его миром. Сформировавшись в определенный исторический период, ценности существуют, видоизменяться и одновременно изменяются целые поколения людей, наследуя и положительное, и отрицательное из жизни своих предшественников. Ценностные ориентации, потребности молодежи в целом определяют жизненные планы юношей и девушек, которые со временем ими уточняются и перестраиваются. Для планирования жизни необходимы определенные мотивы, которыми человек будет руководствоваться. Эти мотивы, как и жизненные планы в целом, у разных социально-профессиональных и возрастных групп молодежи разные, меняющиеся с течением времени, сменой условий, места жизни, обстоятельств и т. п. . Жизненные планы молодого человека (да и человека вообще) связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять еще большие и разнообразные по характеру и значимости потребности, самореализоваться как социальному субъекту. Сложность жизненных планов человека зависит от многих обстоятельств, но одним из решающих является уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека. При современном общественном укладе (демократии, рыночной экономике), при наличии прав и свобод молодым людям все же подчас достаточно сложно осуществить благоприятную интеграцию в общество.

Информация о работе Кино как средство формирования социальных установок