Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.

Работа содержит 1 файл

Экологические праздники.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

Таблица 13

Результаты исследования контрольной группы

Фамилия, имя

Оценка результатов

Костя Б.

средний

Настя Б.

средний

Сережа Б.

ниже среднего

Коля Б.

высокий

Лена Б.

высокий

Артем Б.

высокий

Наташа В.

средний

Виталя В.

высокий

Даша В.

средний

Раиса Г.

средний

Денис Г.

средний

Алеша Г.

высокий

Аня Г.

средний

Кристина Г.

средний

Ринат Г.

высокий

Андрей Д.

средний

Рома Е.

ниже среднего

Никита К.

средний

Полина К.

средний

Денис К.

высокий

Маша К.

средний

Валя Л.

средний

Катя Л.

средний

Глеб Н.

ниже среднего

Слава П.

средний

Алина Р.

высокий

Рома У.

средний

Олеся Ш.

ниже среднего

 

Экологический лабиринт в детском саду

Идея провести экологический праздник в виде «экологического лабиринта» вполне может быть реализована в рамках детского сада.

Так как педагоги дошкольного учреждения имеют дело с постоянным составом детей, то могут заранее подготовить их к игре и сформировать небольшие мобильные команды по 4—5 человек — детско-взрослые, разновозрастные или одновозрастные. У каждой команды может быть своя форма и название (по названию какого-нибудь водного животного или растения).

Команды могут работать в соревновательном режиме (например, стараться набрать как можно больше очков в процессе выполнения заданий) или в режиме сотрудничества. Тогда результат движения по лабиринту будет зависеть от успехов всех играющих команд. (Например, каждая команда в результате удачного прохождения маршрута зарабатывает большую красивую букву. Из этих букв в конце праздника складывается ключевое слово — «вода».)

Лабиринт прокладывается с учетом имеющихся в детском саду помещений, которые могут быть задействованы в празднике.

«Узлы» лабиринта могут быть расположены в музыкальном и спортивном залах, в зимнем саду или в экологической комнате, в кабинете психолога, в одной-двух группах и даже в медицинском кабинете. Здесь играющие должны будут выполнять определенные задания. Задания могут быть сформулированы с учетом имеющегося оборудования. В спортивном зале можно провести эстафету или прохождение через полосу препятствий. В музыкальном зале — музыкальную игру с имитацией движений животных или птиц. В медицинском кабинете дети должны пройти тест на знание гигиенических правил — рассказать, когда нужно мыть руки, как пользоваться полотенцем, как правильно чистить зубы; ответить на вопросы, можно ли пить сырую воду из реки и т.п.

В кабинете психолога детям (или смешанным командам) можно предложить решить психологическую задачу.

«Я вижу, вы устали, — говорит психолог (или Русалка, или Хозяйка Медной горы). — Я дам вам живой воды, чтобы подкрепить силы. Только вот беда — бутылочка с водой у меня одна, а вас — много. Что делать?»

Среди заданий обязательно должны быть такие, которые несут для детей качественно новую информацию, которую они могут получить, пролистав энциклопедию или задав вопросы взрослым.

При движении команд по детскому саду последовательность остановок должна быть заранее продумана организаторами — с учетом того, что дети проводят на каждой остановке 7—15 минут (а где-то — больше), так, чтобы все команды одновременно не оказались в одном помещении.

Чтобы правильно рассчитать время, нужно перед игрой «пробежать» по маршруту и провести на каждой остановке столько времени, сколько, по мнению педагогов, нужно детям для решения поставленных задач.

Экологический праздник в детском саду может иметь игровую завязку. Например, дети и взрослые — участники лабиринта — по сигналу тревоги собираются в музыкальном зале. Там их встречает какой-нибудь персонаж — Водяной, Морской царь, Профессор и т.п. — и рассказывает о случившейся беде: кто-то (другой сказочный персонаж, морское животное, домашний питомец) заболел и нужно достать лекарство. Название лекарства неизвестно. Известно лишь, что его можно получить, оказавшись в экологическом лабиринте и пройдя все испытания, которые там встретят путешественники. Готовы ли дети помочь персонажу? Тогда им нужно отправиться в путь.

Но можно и не усложнять игру сюжетом, а просто дать детям возможность попробовать свои силы в выполнении разных заданий в различных аудиториях, посмотреть, как проводятся опыты, и найти объяснение полученным результатам.

Если кто-то из наших коллег решится на проведение такой игры, напишите нам. Приславшие в редакцию подробные сценарии экологических праздников в виде лабиринта получат от газеты специальный приз — «Приз Минотавра». 

Сценарий праздника "В гостях у дикой природы".

Задачи:

1.                       Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.

2.                       Развивать экологическое мышление и творческое воображение.

3.                       Расширять представления детей о жизнедеятельности животных.

4.                       Учить правильному поведению в природной среде.

                       Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть Вас всех на нашем занятии. Сегодня состоится КВН между командами (показывает рукой, отвечает команда): "Зайчата" и "Медвежата".
                    Есть веселая игра,
                    Называется она
                    КВН.
                    Шутки, смех. Вопрос - ответ.
                    Знает ту игру весь свет!
                    КВН.
                    Что ж, пора нам начинать.
                    Я хочу Вам пожелать
                    В КВН
                    Чтобы дружными Вы были,
                    Чтоб смеялись, не грустили
                    В КВН.
                    Чтобы не было печали,
                    Чтоб на все вы отвечали
                    В КВН.
                    Чтоб жюри довольно было
                    В КВН.
          Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.
- Ребята, Вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит и поэтому очки никому просто так присуждать не станет. А помогать ему будут его помощники: собака Авва, и обезьянка Чи-чи. За каждый правильный ответ "Зайчата" будут получать морковку, а "Медвежата" - сладкую малину.
1. А теперь настало время приветствия команд.
Команда "Зайчата" хотят поприветствовать команду "Медвежата".
          (Песня "Раз, морозною зимой").
Команда "Медвежата" горит желанием поприветствовать "Зайчат".
          (Музыкальный номер "Друзья").

Айболит: Мне очень понравились обе команды, поэтому "Зайчата" и "Медвежата" получают свою первую награду. (1 морковка, 1 малинка).

2. Ведущий: А сейчас небольшая разминка "Кто быстрее?"
У наборного полотна лежат два набора элементов к коллажу "Лес" (фигурки: заяц, ёлка, облака, солнце и т.д.). Дети из каждой команды по одному должны добежать до наборного полотна и прикрепить предмет коллажа.
Ведущий: Я вижу, что команды размялись. Настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступить к выполнению нашего задания.

3. Следующий конкурс "Загадки".

 "Зайчата". Какие звери зимой спят?

"Медвежата". Какие животные делают запасы на зиму?

"Зайчата". Какие птицы берегут лес от вредных насекомых? Как?

"Медвежата". Чем кормятся птицы зимой в лесу?

"Зайчата". Как помогают люди лесным зверятам зимой? Почему?

"Медвежата". Как нужно вести себя в лесу? Почему?

4. Ведущий: "Конкурс капитанов". Как трудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для "Конкурса капитанов". Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о нем.

Ведущий: Пока капитаны трудятся, мы с вами проведем конкурс "Народная мудрость". Какие пословицы и поговорки о природе Вы знаете (ответы детей).

5. Конкурс знаний правил поведения в лесу.

Ведущий: Капитаны успешно справились со своим заданием, но на этом их испытания не кончились. Ведь Вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправится в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они назовут их, а команды будут ему помогать. Итак, что нельзя делать в лесу? (Ответы капитанов и команды)
А сейчас игры с командами. С командой "Зайчата" мы поиграем в игру "У медведя во бору", а с командой "Медвежата" - в игру "Зайки скок…".

6. Конкурс "Поэтический". Участники команд почитают друг другу стихи о природе. (Чтение стихов).

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, какие Вы все сегодня были умницы! Как много Вы знаете о природе, теперь пришло время подвести итоги. Какая же из команд стала победителем нашего КВН. (Подсчет, награждение).

Спасибо всем участникам, жюри и зрителям. А в заключение давайте все вместе споем песню "Давайте дружить" (В.Улановского, сл. И.Мазнина).

 

Сценарий развлечения "Золотая Осень".

Программное содержание:

1.                       Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

2.                       Способствовать углублению и обобщению представления детей об осеннем лесе, как о сложном организме.

3.                       Закреплять знания детей о разных грибах, съедобных и несъедобных.

4.                       В процессе труда совершенствовать эмоционально - волевую сферу личности ребёнка через контакт с миром живого.

5.                       Повышать уровень нравственной воспитанности.

Предварительная работа:

 Беседа об осени.

 Занятие о грибах.

 Загадывание загадок о грибах.

 Беседа о посадке деревьев.

 Беседа о пользе деревьев.

Материал: Муляжи грибов, ведёрки, лопатки, саженцы сосен, костюмы Настеньки, подружек, Осени, корзинки, листочки, мостик.

Ход:

Ведущий: Ребята, сегодня у нас с вами очень необычное и интересное занятие на котором нас ожидают загадочные встречи и сюрпризы. Какое время года сейчас?
Дети: Осень!

Ведущий: Правильно, осень. Вот и сегодня на занятие щедрая красавица Осень к нам пришла. И даров чудесных много принесла!

(Осень кружится под музыку вальса)

Осень: Здравствуйте ребята. Я Осень, А что вы обо мне знаете?

Дети:

Осень добрая пора!
        Любит осень детвора!
        Все мы рады встречи с Вами ,
        Оставайтесь вместе с нами!
        Мы Вам песенки споём,
        Поиграем вместе с Вами,
        И расскажем, как живём!

Осень: Спасибо, ребята! Что ж, я останусь у вас ненадолго, если расскажете и покажете свой уголок леса.

Ведущий: Вот мы и отправляемся в наш уголок леса.

(Издалека слышатся голос: " Ау - Ау! Подруженьки, где вы?" Появляется Настенька.)
Настенька: Ой, куда это я вышла? Здравствуйте! Меня зовут Настя. Ребята, вы не  видели моих подружек? Мы вместе грибы собирали, да так случилось, что я их потеряла и грибов совсем не нашла.

Ребёнок: Не горюй, Настенька, мы поможем тебе собрать грибы.

Настенька: А как же мои подружки, ведь они, наверно, тоже меня ищут.

Ребёнок: И подружек твоих найти поможем.

Ведущий: Давайте все вместе позовем их. Три - четыре: Ау - Ау!

(в ответ послышались далёкие голоса: "Настя, Ау - Ау!")

Настенька: Я здесь!

Дети: Идите сюда!

Информация о работе Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе