Межличностные отношения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников.

Задачи:

Рассмотреть межличностные отношения дошкольников как
психологическую основу общения;
Рассмотреть возрастные особенности межличностных отношений
дошкольников;
Рассмотреть особенности конфликтных межличностных отношений
дошкольников;

Содержание

Введение 3

Глава 1 Межличностные отношения как психологическая основа
общения 5

1.1 Понятие общения 5

1.2 Возрастные особенности формирования межличностных

отношений 8

Глава 2 Проблемные формы межличностных отношений

дошкольников 12

Межличностные отношения агрессивных детей 12
Межличностные отношения обидчивых детей 18
Межличностные отношения застенчивых детей 22
Межличностные отношения демонстративных детей 27
Заключение 30

Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 Министерство общего и профессионального образования

            Свердловской области 

Каменск - Уральский педагогический колледж

         
         
         
         
         
         
        Межличностные отношения дошкольников

               
               
               
               
              Реферат 

Каменск - Уральский 2007

 

I

Оглавление

Введение 3

Глава     1     Межличностные    отношения    как    психологическая    основа 
общения 5

1.1 Понятие общения 5

1.2 Возрастные        особенности        формирования        межличностных

отношений 8

Глава        2        Проблемные        формы        межличностных        отношений

  дошкольников 12

  1. Межличностные отношения агрессивных детей 12
  2. Межличностные отношения обидчивых детей 18
  3. Межличностные отношения застенчивых детей 22
  4. Межличностные отношения демонстративных детей 27

Заключение 30

Список литературы 32

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                -2-

 

Введение

      Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека;

      Отношения с другими людьми зарождаются  и наиболее интенсивно развиваются  в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

     Тема  зарождения и становления межличностных  отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах развития, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

     Цель: рассмотреть теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников.

    Задачи:

  1. Рассмотреть       межличностные       отношения       дошкольников       как 
    психологическую основу общения;
  2. Рассмотреть     возрастные    особенности    межличностных    отношений 
    дошкольников;
  3. Рассмотреть   особенности   конфликтных   межличностных   отношений 
    дошкольников;

-з-

 

   Методы  исследования: По этапам поиска:

  1. Метод отбора материала;
  2. Метод теоретической интерпретации
  3. Метод направленного преобразования 
    По уровню проникновения в сущность:
  4. Изучение литературы;
  5. Анализ и синтез.
  6.  

Глава   1   Межличностные   отношения   как   психологическая

основа  общения

1.1 Понятие общения

     Социальное  бытие человека включает не только отношение к природному и созданному человеком миру, но и к людям, с которыми этот человек вступает в прямые или опосредованные контакты. В своем индивидуальном развитии человек овладевает тем, что создано человечеством, посредством не только деятельности, но и общения с другими людьми.

     Общение выступает как специфическая  форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства, установки, приемы, результаты. Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. Общение между . людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

     Общение выступает в трех ипостасях. Во-первых, оно имеет коммуникативную функцию. Входя в контакты, друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Во-вторых, общение выступает как взаимодействие (интеракция), в котором партнеры могут обмениваться действиями и поступками, не произнеся ни единого слова. Так выполняются совместные действия рабочими конвейера на , производстве, так обмениваются денежными знаками продавец и покупатель при сложившихся в обществе товарно-денежных отношениях, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд. В-третьих, общение непременно связано со взаимным восприятием партнеров (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли

                -5-

 

партнер другого как заслуживающего доверия, понятливого, или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к сообщению.

     Разговор  состоится, если в нем участвует  не менее двух человек: субъект и адресат. Это — первое условие. У одного из них должна появиться мысль, возникнуть в сознании предмет разговора, тема для обсуждения: субъект, адресат и предмет. Это — второе условие. Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

     Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора. Однако присутствие этих слагаемых еще не является гарантией успеха общения. Чтобы общение было эффективным, необходимо знать, от чего это зависит, какие условия необходимо соблюдать собеседникам.

      Общение - это сложный процесс взаимодействия людей, явление далеко не однозначное. Поэтому особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которым приходится иметь дело в каждом конкретном случае.

     Существуют  различные подходы к классификации  общения. Прежде всего выделяют бытовое и деловое общение, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т. п.

     В зависимости от различных признаков  как бытовое, так и деловое  общение можно разделить на следующие виды:

  1. контактное    —    дистантное    (по    положению     коммуникантов    в 
    пространстве и времени);
  2. непосредственное  —  опосредованное  (по  наличию  или  отсутствию 
    какого-либо опосредующего «аппарата»);
  3.  
  4. устное - письменное (с точки зрения формы существования языка);
  5. диалогическое — монологическое  (в зависимости  от переменной  и 
    постоянной позиции: я — говорящего и ты — слушающего);
  6. межличностное — массовое (с точки зрения количества участников) и

    др. [2]

     Так же общение бывает вербальным (к  нему относится: диалог, монолог, беседа и т.д.) и невербальным (к нему относится: визуальный контакт, экспрессия, эмоциональный контакт и т.д.)[6]

     В концепции М.И. Лисиной, общение выступает  как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии детей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. [5]

     Таким образом, отношения можно рассматривать  как внутреннюю психологическую  основу общения и взаимодействия людей.

 
 
 
-7-

 

1.2   Возрастные   особенности   формирования   межличностных

отношений

     Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

     Развитие  общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

     Как показали работы Р.А. Смирновой и  Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения

-8-

 

детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника. [5]

     В дошкольном возрасте (от 3 до 6—7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.

  1. Для     младших     дошкольников     наиболее     характерным     является 
    индифферентно-доброжелательное    отношение    к    другому    ребенку. 
    Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со 
    стороны  взрослого.  В  то же время они,  как правило, легко решают 
    проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают 
    свои   предметы   (правда,   их   подарки   чаще   адресованы   взрослым 
    (родителям   или   воспитателю),   чем   сверстникам).   Все   это   может 
    свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли 
    в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний 
    сверстника.    В    то    же    время   его   присутствие    повышает   общую 
    эмоциональность и активность ребенка.  Об этом говорит стремление 
    детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание дви 
    жениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются 
    общими     эмоциональными     состояниями     со     сверстником,     может 
    свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в 
    обнаружении   одинаковых   свойств,   вещей   или   действий.   Ребенок, 
    «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом 
    себе  конкретные  свойства.  Но  эта  общность  имеет  чисто  внешний, 
    процессуальный и ситуативный характер.
  2. Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине 
    дошкольного   возраста.   В   4—5   лет   картина   взаимодействия   детей 
    существенно меняется. В средней группе резко возрастает эмоциональная 
    вовлеченность   в   действия   другого  ребенка.   В   процессе   игры   дети

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников