Формирование экологического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

курсачп1.docx

— 87.44 Кб (Скачать)

     Введение

     В современном мире все больше значения придается роли педагогического образования в развитии не только конкретного человека, но и всего общества, так как оно является огромным сообществом детей и родителей. Важнейшая функция родителей – воспитание детей. Ее реализация в современных условиях сопряжена с множеством проблем, которые обусловлены:

     • желанием молодых родителей самореализоваться, прежде всего, личностно и профессионально, т.е. сделать профессиональную карьеру, подняться в обществе на как можно более высокую социальную ступень, быть признанным и успешным, что является вполне закономерным. В такой ситуации желание стать успешным родителем отодвигается на второй план;

       • стремлением молодых семей  к отдельному проживанию от  своих родителей, самостоятельности  и независимости в принятии  решений, в том числе связанных  с воспитанием детей. При всей  позитивности этого явления имеет  место и существенный недостаток. В такой ситуации минимизируется  действие естественного механизма формирования молодых родителей, в основе которого лежит заимствование и перенос опыта воспитания из родительской семьи;

     • несформированностью модели позитивного  родительского поведения в силу воспитания самих молодых родителей  вне семьи, в интернатном учреждении;

     • негативным опытом воспитания, вынесенным из родительской семьи, которая являлась неблагополучной.

     Следовательно, возникают вопросы:

      Как сегодня подходить к проблеме педагогического образования родителей?

      На  что оно должно быть ориентировано?

      Какой педагогический процесс должен его  обеспечивать?

      Какова  содержательная наполняемость педагогического  образования родителей?

     Цель  исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.

     Задачи  исследования:

     1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.

     2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.

     3.Определить наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.

     Объект  исследования – воспитание самостоятельности у младших дошкольников.

      Предмет исследования – взаимодействие воспитателей ДУ и родителей с целью воспитания у детей самостоятельности.

      Гипотеза – воспитание самостоятельности у младших дошкольников будет осуществляться эффективно при условии активного взаимодействия воспитателей и родителей, использования оптимальных содержания, форм и методов сотрудничества ДУ и семьи.

      Методы  исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование родителей, опытно-педагогическая работа, математические методы обработки результатов исследования. 

     Глава . Теоретические основы исследования

     1.1.Взаимодействие воспитателей ДУ и родителей как педагогическая проблема

     Ответы  на вышепоставленные вопросы открывает Носова Е.А. в пособии «Семья и детский сад», содержание которого соответствует задачам раздела «сотрудничаем с семьей» программы дошкольного образования «Пралеска». Автор пособия предлагает новый концептуальный подход к работе с родителями. Его суть – в развитии субъектной позиции родителей в педагогическом образовании, т. е. в развитии ответственного, активного, инициативного отношения к образовательной деятельности, направленной на развитие себя как родителя.

     Субъектная  проблематика в настоящее время  – центральное место в теоретическом  и прикладном исследовании всех наук о человеке и приоритетное направление  в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития людей.

     Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

     Понимание субъекта в психологии тесно связано  с понятием «деятельность». Деятельность – сущностная характеристика человеческой жизнедеятельности, она всегда субъективна, у всякой деятельности есть автор. Стать  субъектом определенной деятельности, значит освоить эту деятельность. Понятие «субъект»  и «деятельность» являются взаимосвязанными. Быть субъектом  – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и  к миру. И в то же время деятельность не может быть успешно реализована  без выхода ее автора, творца в субъектную позицию.

     Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.

     Особый  интерес представляют родители, поскольку  ответственность матери и отца является наиболее важной из тех, которые может принять на себя взрослый человек. Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности, но любой человек может стать замечательным родителем, решив им стать. И это самое важное решение, которое принимает взрослый человек, решение, которое окупается сполна.

     Итак, основными «внутренними» условиями, обеспечивающими становление субъектной позиции у родителей, являются:

     • адекватная самооценка;

     • рефлексия, т.е. умение видеть себя, свои поступки в той или иной ситуации, дать им всестороннюю оценку;

     • самоконтроль, т.е. способность регулировать свою деятельность;

     • коммуникативная компетентность, т.е. умение выстраивать взаимоотношения, соотносить себя, свою деятельность с  окружающими.

     При формировании субъектной позиции процесс  образования родителей приобретает  направленность на развитие их посредством  самообучения, самовоспитания. Ключевым моментом реализации указанной направленности педагогического образования является ценностное отношение к нему, формирование потребности в нем и запуск механизмов самообразования. Потребность родителей в педагогическом образовании непосредственно связана с потребностью реализации себя как успешного родителя. В качестве «пускового механизма» развития субъектной позиции родителей в педагогическом образовании выступают:

     а) познание своего ребенка и себя как  родителя;

     б) нахождение личностного смысла в  педагогическом образовании.

     Нахождение  личностного смысла родителей в  педагогическом образовании и включение  его в систему личностных ценностей  связано с:

     • познанием себя как родителя;

     • познанием своего ребенка;

     • проектированием самообразовательной  деятельности;

     • проектированием образовательного маршрута для своего ребенка;

     • познанием возможностей педагогического  образования;

     • накоплением позитивного образовательного опыта;

     • наблюдением достижений своего ребенка;

     • оценкой результатов своего развития;

     • оценкой результатов развития своего ребенка.

     Центральным образованием субъектной позиции выступает  то, ради чего у родителя обостряется  потребность в саморазвитии, - собственный  ребенок.

     Таким образом, при правильно организованной помощи со стороны профессионалов родители могут найти смысл в педагогическом образовании в трех взаимопересекающихся плоскостях: а) развитие ребенка и себя ради него (ребенок+Я-родитель); б) развитие себя как родителя (Я-родитель); в) улучшение, совершенствование себя как личности(Я-личность).

     Для развития субъектной позиции родителей  в педагогическом образовании необходимо обеспечить условия, в которых каждый родитель мог бы раскрыть в себе качества субъекта: ответственность, инициативность, самостоятельность, уникальность. Минимально необходимыми условиями являются:

     • создание для родителей ситуации успеха;

     • предоставление свободы выбора;

     • постановка проблем (задач);

     • личностно ориентированное взаимодействие;

     • рефлексивная практика;

     • осведомленность.

     Развитие  субъектной позиции родителей в  педагогическом образовании требует  особого педагогического процесса, так как ни обучение, ни воспитание как устоявшиеся педагогические процессы не могут обеспечить саморазвитие родителя. Наиболее адекватным видом педагогической деятельности в рамках концептуального подхода к работе с родителями является педагогическая поддержка. Сущность педагогической поддержки в данной ситуации – предоставление возможности осознанного личностного выбора позиции, целей, средств их достижения.

     Педагогическая  поддержка как стратегия профессионально-педагогической деятельности предполагает тактическое многообразие (защита, помощь, содействие, взаимодействие). В целом, педагогическая поддержка построена по определенному алгоритму и включает  4 этапа:

     • первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, возможностей и способов своего педагогического образования;

     • второй этап нацелен на развитие у  родителей умений проектировать  свой индивидуальный образовательный  маршрут и индивидуальную программу  развития своего ребенка;

     • третий этап развивает организационно-деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ для детей и индивидуальных образовательных маршрутов для родителей;

     • четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и оценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.

     На  всех этапах педагогической поддержки  перед родителями постоянно  ставятся проблемы, им предлагается выработать пути их решения и в процессе совместного  обсуждения выбрать оптимальный  вариант. Родителям предоставляется  свобода выбора:

     • способов познания себя и своего ребенка;

     • образовательных услуг для своего ребенка;

     • степени своего участия в деятельности дошкольного учреждения;

     • путей и средств повышения своей психолого-педагогической компетентности;

     • форм сотрудничества с ДУ.

     Проанализируем  программу «Пралеска». Основными  направлениями во взаимодействии с  семьей педагога, работающего по «Пралеска», являются:

     •объединение  усилий семьи и детского сада в  решении задач, связанных с разносторонним гармоническим развитием детей; сохранением и укреплением их физического и психологического здоровья;

     •создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

     •обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном учреждении;

     •содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;

     •оказание помощи в овладении родителями психологической и педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку;

     •повышение  эффективности воспитательных воздействий  родителей на детей; укрепление веры в своего ребенка и себя как  компетентного родителя;

Информация о работе Формирование экологического сознания