Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:05, дипломная работа
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.
Введение
В современном мире все больше значения придается роли педагогического образования в развитии не только конкретного человека, но и всего общества, так как оно является огромным сообществом детей и родителей. Важнейшая функция родителей – воспитание детей. Ее реализация в современных условиях сопряжена с множеством проблем, которые обусловлены:
•
желанием молодых родителей
• стремлением молодых семей
к отдельному проживанию от
своих родителей,
• несформированностью модели позитивного родительского поведения в силу воспитания самих молодых родителей вне семьи, в интернатном учреждении;
• негативным опытом воспитания, вынесенным из родительской семьи, которая являлась неблагополучной.
Следовательно, возникают вопросы:
Как
сегодня подходить к проблеме
педагогического образования
На что оно должно быть ориентировано?
Какой педагогический процесс должен его обеспечивать?
Какова содержательная наполняемость педагогического образования родителей?
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей ДУ и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать возможности сотрудничества воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
2.Выявить и охарактеризовать уровни развития самостоятельности у младших дошкольников.
3.Определить наиболее эффективные содержание, формы и методы взаимодействия воспитателей и родителей в воспитании самостоятельности у младших дошкольников.
Объект исследования – воспитание самостоятельности у младших дошкольников.
Предмет исследования – взаимодействие воспитателей ДУ и родителей с целью воспитания у детей самостоятельности.
Гипотеза – воспитание самостоятельности у младших дошкольников будет осуществляться эффективно при условии активного взаимодействия воспитателей и родителей, использования оптимальных содержания, форм и методов сотрудничества ДУ и семьи.
Методы
исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы,
наблюдение, анкетирование родителей,
опытно-педагогическая работа, математические
методы обработки результатов исследования.
Глава . Теоретические основы исследования
1.1.Взаимодействие воспитателей ДУ и родителей как педагогическая проблема
Ответы на вышепоставленные вопросы открывает Носова Е.А. в пособии «Семья и детский сад», содержание которого соответствует задачам раздела «сотрудничаем с семьей» программы дошкольного образования «Пралеска». Автор пособия предлагает новый концептуальный подход к работе с родителями. Его суть – в развитии субъектной позиции родителей в педагогическом образовании, т. е. в развитии ответственного, активного, инициативного отношения к образовательной деятельности, направленной на развитие себя как родителя.
Субъектная
проблематика в настоящее время
– центральное место в
Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.
Понимание субъекта в психологии тесно связано с понятием «деятельность». Деятельность – сущностная характеристика человеческой жизнедеятельности, она всегда субъективна, у всякой деятельности есть автор. Стать субъектом определенной деятельности, значит освоить эту деятельность. Понятие «субъект» и «деятельность» являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. И в то же время деятельность не может быть успешно реализована без выхода ее автора, творца в субъектную позицию.
Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.
Особый интерес представляют родители, поскольку ответственность матери и отца является наиболее важной из тех, которые может принять на себя взрослый человек. Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности, но любой человек может стать замечательным родителем, решив им стать. И это самое важное решение, которое принимает взрослый человек, решение, которое окупается сполна.
Итак, основными «внутренними» условиями, обеспечивающими становление субъектной позиции у родителей, являются:
• адекватная самооценка;
• рефлексия, т.е. умение видеть себя, свои поступки в той или иной ситуации, дать им всестороннюю оценку;
• самоконтроль, т.е. способность регулировать свою деятельность;
•
коммуникативная
При
формировании субъектной позиции процесс
образования родителей
а) познание своего ребенка и себя как родителя;
б) нахождение личностного смысла в педагогическом образовании.
Нахождение личностного смысла родителей в педагогическом образовании и включение его в систему личностных ценностей связано с:
• познанием себя как родителя;
• познанием своего ребенка;
•
проектированием
•
проектированием
• познанием возможностей педагогического образования;
•
накоплением позитивного
• наблюдением достижений своего ребенка;
• оценкой результатов своего развития;
• оценкой результатов развития своего ребенка.
Центральным образованием субъектной позиции выступает то, ради чего у родителя обостряется потребность в саморазвитии, - собственный ребенок.
Таким образом, при правильно организованной помощи со стороны профессионалов родители могут найти смысл в педагогическом образовании в трех взаимопересекающихся плоскостях: а) развитие ребенка и себя ради него (ребенок+Я-родитель); б) развитие себя как родителя (Я-родитель); в) улучшение, совершенствование себя как личности(Я-личность).
Для развития субъектной позиции родителей в педагогическом образовании необходимо обеспечить условия, в которых каждый родитель мог бы раскрыть в себе качества субъекта: ответственность, инициативность, самостоятельность, уникальность. Минимально необходимыми условиями являются:
• создание для родителей ситуации успеха;
• предоставление свободы выбора;
• постановка проблем (задач);
•
личностно ориентированное
• рефлексивная практика;
• осведомленность.
Развитие
субъектной позиции родителей в
педагогическом образовании требует
особого педагогического
Педагогическая
поддержка как стратегия
• первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, возможностей и способов своего педагогического образования;
• второй этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;
•
третий этап развивает организационно-
• четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и оценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.
На всех этапах педагогической поддержки перед родителями постоянно ставятся проблемы, им предлагается выработать пути их решения и в процессе совместного обсуждения выбрать оптимальный вариант. Родителям предоставляется свобода выбора:
• способов познания себя и своего ребенка;
•
образовательных услуг для
• степени своего участия в деятельности дошкольного учреждения;
• путей и средств повышения своей психолого-педагогической компетентности;
• форм сотрудничества с ДУ.
Проанализируем программу «Пралеска». Основными направлениями во взаимодействии с семьей педагога, работающего по «Пралеска», являются:
•объединение усилий семьи и детского сада в решении задач, связанных с разносторонним гармоническим развитием детей; сохранением и укреплением их физического и психологического здоровья;
•создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
•обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном учреждении;
•содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
•оказание помощи в овладении родителями психологической и педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку;
•повышение эффективности воспитательных воздействий родителей на детей; укрепление веры в своего ребенка и себя как компетентного родителя;