Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, дипломная работа
Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.
Природа является местом обитания человека и источником всех ресурсов, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, он может существовать и действовать только в тех природных и климатический условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и т.д.), к которым он генетически приспособлен.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в экологической безграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка являются первоочередными.
В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения: экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.
Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача в настоящее время.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения детей к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у детей эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а также воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Очень важную роль играют такие средства воспитания, как экологические праздники и акции. Природоохранительные акции имеют большой социально значимый резонанс, служат средством экологической пропаганды среди взрослого населения, благодаря чему дети осознают общественную важность этих событий.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их экологическое содержание. Эмоции порождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом. Вместе с тем в дошкольных учреждениях редко проводятся доступные и понятные для детей акции, которые могут быть приурочены ко Дню воды (март), Дню Земли (апрель). Особую значимость такие акции могут иметь, так как они окажут влияние не только на детей, но и на их родителей. Практика работы в ДОУ показала, что праздники и досуги регулярно проводятся в детском саду, но они редко имеют экологическую направленность. Проблема как построить работу, чтобы экологические праздники и природоведческие акции стали средством формирования гуманного отношения дошкольников к природе.
Это позволило нам выбрать темой нашего исследования «Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе».
Цель нашего исследования: выявить и опытным путём проверить влияние экологических праздников и акций на формирование гуманного отношения дошкольников к природе.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения дошкольников к природе через экологические праздники и акции.
Предмет исследования: Роль экологических акций и праздников в формировании гуманного отношения дошкольников к природе.
Гипотеза исследования: формирование гуманного отношения к природе у дошкольников посредством праздников и акций будет успешным, если:
1)
2)
3)
Задачи исследования:
- изучить теоретические труды отечественных педагогов, обращающихся к данной проблеме, и опты работы ДОУ.
- определить психолого-педагогическую основу формирования отношения дошкольников к природе;
- выяснить сущность экологических праздников, акций и досугов, а также их роль и место в формировании отношения дошкольников к природе.
- провести экспериментальное исследование роли экологических праздников и акций в формировании отношения дошкольников к природе.
- провести математический и графический анализ результатов экспериментов.
- провести сравнительный анализ результатов экспериментов.
Методы исследования:
1.) Метод теоретического анализа.
2.) Педагогический эксперимент.
3.) Метод математического и графического анализа.
4.) Сравнительных анализ.
27
1.1 Психолого-педагогические исследования формирования отношения дошкольников к природе.
В ходе экспериментальной работы нами были выделены и раскрыты следующие термины:
Отношение – установка, определяющая мнение об объекте; внутреннюю оценку, эмоции, вызываемые объектом; фактическое поведение, направленное на объект.
Формирование – создание чего-либо, придание определённой формы и законченности.
Гуманный – человеколюбивый, направленный на сохранение общественных нравственных ценностей, включающий сопереживание, отзывчивость.
Праздник – день торжества в честь или в память какого-либо события или явления.
Акция – социально значимое мероприятие, приуроченное к какой-либо дате, событию, имеющему общественное значение и предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания, переведённые в убеждения.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Таким образом, в сущности экологического воспитания есть две стороны: воспитание экологического сознания и формирование поведения, гармоничного с природой. Это определяет, во-первых, характерные особенности данного процесса:
1) ступенчатую структуру, включающую:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и
привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и воспитание поведения необходимо начинать в дошкольный период развития личности.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Дошкольный и младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Причём формирование знаний у детей, особенно в рассматриваемой возрастной категории, не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии благоприятной социальной и психологической обстановке в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Взрослые, принимающие участие в воспитании ребенка, сами должны обладать экологической культурой, пониманием ценности природной среды и необходимости её сохранения.
Создание нового отношения человека к природе - эадача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).