Экологическое образование дошкольников в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;
- раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе

Содержание

Введение
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»
1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Литература

Работа содержит 1 файл

Экологичческое образование дошкольников Султанова.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Психолого-педагогические  основы экологического образования детей дошкольного возраста

1.1. Определение  понятий «экологическое воспитание»,  «экологическое образование», «экологическая  культура»

1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе

Литература 

 

Введение

 

      В настоящее время требования экологической  образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей  культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования дошкольников.

       Сущность  экологического воспитания и образования заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

      Задачами  экологического образования являются: формирование знаний в закономерностях  взаимосвязанных природных явлений, единства живой и неживой природы, о взаимодействии природы, общества и человека; об экологических проблемах и их разрешении; развитии системы интеллектуальных и практических умений, по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

      Теория  и практика формирования экологического обучения и воспитание детей нашла свое образование в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания и обучения. Особенности формирования у дошкольников любви и  бережного отношения  к природе, раскрыты в работах  Т.А. Бобылевой, А.В.Мироновой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, Т.С. Ивановой. Характеристику средств, форм и методов экологического обучения и воспитания находим в работах А.Н.Захлебного, Н.А. Городецкой, А.В. Миронова.

       Цель  курсовой работы: экологическое образование  детей дошкольного возраста

       Гипотеза: Мы предполагаем, что использование специальных занятий позволит повысить уровень экологической образованности детей старшего дошкольного возраста.

       Объект исследования: процесс формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования: экологическое образование  детей дошкольного возраста.

       Задачи  исследования:

       - определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;

        - раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе

       Методы  исследования: анализ теоретической и методической литературы, беседа, эксперимент, наблюдение.

       База исследования: МАДОУ № 7 «Улыбка» г.Бирска. 

         

 

1. Психолого-педагогические  основы экологического  образования детей  дошкольного возраста

1.1. Определение понятий  «экологическое воспитание»,  «экологическое образование», «экологическая культура» 

      В начале XIX века в преподавании наук о природе господствует излагающий подход. Учебники А.М. Теряева, И.И. Мартынова и др. представляли собой компиляции из академических наук.

      Во  второй половине XIX века против формального словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней выступили русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе как об «одном из могущественных агентов воспитания человека».

      Благодаря усилиям виднейших ботаников  А.Н. Бекетова и К.А. Тимирязева в школьную практику вводится элементы самостоятельного исследования природы. [17, с. 5]

       Проблема  формирования мировоззрения в процессе изучения мира природы эффективно разрабатывалась известным методистом А.Я. Гердом. Им утверждались методы, формирующиеся у ребенка познавательный интерес, наблюдательность самостоятельность мышления. Растения и животные впервые рассматривались в связи с их приспособленностью к среде, то есть в системном аспекте.

      Усиление  внимания к проблеме охраны природы  в начале 70-х годов привело к активной пропаганде экологических знаний. В это время появляется термин «природоохранительное просвещение».

       К концу 70-х в науке широкое распространение  получает понятие «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее отражающее существенность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. В связи с этим вместо «природоохранительного образования» стали говорить об «экологическом образовании». Последний термин  устоял и стал общеупотребительным.

       Формирование  основ экологического сознания, как  уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности.

       Исследователи выделяют следующие особенности  процесса экологического воспитания:

       1) ступенчатый характер:

             - формирование экологических  представлений,

             - развитие экологического  сознания и чувств,

             - формирование убеждений  в необходимости экологической  деятельности,

             - выработка навыков  и привычек поведения в природе;

       2) длительность;

       3) сложность;

       4) скачкообразность;

       5) активность;

       Огромное  значение имеет психологический  аспект, который включает в себя:

       1) развитие экологического сознания;

       2) формирование соответствующих (природосообразных) потреб-ностей, мотивов и установок личности;

       3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

       4) воспитание устойчивой воли. [3, с. 155]

       По  Н.Ф. Реймерсу экологическое образование  – «педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы». [17, с. 132]

       Экологическое образование представляет собой  педагогическую и методическую область  знаний об организации процесса развития экологической культуры.

       В основу нашего исследования мы взяли  понятие «экологическое образование» как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного  на формирование системы научных  и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Таким образом, целью экологического образования является становление экологически культурной личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

       Цель  экологического образования достигается  по мере решения в единстве следующих  задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

       В настоящее время формирование экологической  культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

       Б.Т.Лихачев  определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую  педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. [12, с. 36]

       Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

       В сущности экологического воспитания две  стороны: экологическое сознание, экологическое  поведение.

       Экологическое воспитание является составной частью экологической культуры общества, одним из направлений экологизации взаимоотношения природы и человека. Экологическое воспитание подрастающего поколения, по определению А.Н. Захлебного, начинается в семье и осуществляется на всех ступенях образования от дошкольных учреждений до высшей школы. Главное внимание он уделяет изучению ведущего принципа современной экологии - единства человека и окружающей среды.

       И.Д. Зверев определяет понятие «экологическое воспитание» как «целенаправленное формирование личностных качеств, касающихся знаний, отношений, убеждений, деятельности, связанных с окружающей средой».

       В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии  следующих элементов:

       - система знаний о взаимодействии  общества и природы;

       - ценностные экологические ориентации;

       - система норм и правил отношения  к природе;

       - умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования  экологической культуры.

       В системе экологического образования  большое значение имеет первое звено  — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

       Для дошкольной педагогики экологическое  образование — это новое направление, которое появилось в середине 90-х гг. ХХ в. и в настоящий момент проходит этап становления.

       Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных  и практических знаний, а также  ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

       Цель  дошкольного экологического образования  заключена в воспитании начальных  форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Информация о работе Экологическое образование дошкольников в ДОУ