Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:35, курсовая работа
Задачи исследования:
- определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;
- раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Введение
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятий «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»
1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Литература
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1. Определение
понятий «экологическое
1.2. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Литература
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования дошкольников.
Сущность экологического воспитания и образования заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
Задачами
экологического образования являются:
формирование знаний в закономерностях
взаимосвязанных природных
Теория и практика формирования экологического обучения и воспитание детей нашла свое образование в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания и обучения. Особенности формирования у дошкольников любви и бережного отношения к природе, раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, А.В.Мироновой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, Т.С. Ивановой. Характеристику средств, форм и методов экологического обучения и воспитания находим в работах А.Н.Захлебного, Н.А. Городецкой, А.В. Миронова.
Цель курсовой работы: экологическое образование детей дошкольного возраста
Гипотеза: Мы предполагаем, что использование специальных занятий позволит повысить уровень экологической образованности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- определить понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура»;
- раскрыть основы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста на современном этапе
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, беседа, эксперимент, наблюдение.
База
исследования: МАДОУ № 7 «Улыбка» г.Бирска.
1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.1.
Определение понятий
«экологическое воспитание»,
«экологическое образование»,
«экологическая культура»
В начале XIX века в преподавании наук о природе господствует излагающий подход. Учебники А.М. Теряева, И.И. Мартынова и др. представляли собой компиляции из академических наук.
Во второй половине XIX века против формального словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней выступили русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе как об «одном из могущественных агентов воспитания человека».
Благодаря усилиям виднейших ботаников А.Н. Бекетова и К.А. Тимирязева в школьную практику вводится элементы самостоятельного исследования природы. [17, с. 5]
Проблема формирования мировоззрения в процессе изучения мира природы эффективно разрабатывалась известным методистом А.Я. Гердом. Им утверждались методы, формирующиеся у ребенка познавательный интерес, наблюдательность самостоятельность мышления. Растения и животные впервые рассматривались в связи с их приспособленностью к среде, то есть в системном аспекте.
Усиление внимания к проблеме охраны природы в начале 70-х годов привело к активной пропаганде экологических знаний. В это время появляется термин «природоохранительное просвещение».
К
концу 70-х в науке широкое
Формирование основ экологического сознания, как уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности.
Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания:
1) ступенчатый характер:
- формирование экологических представлений,
- развитие экологического сознания и чувств,
- формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,
- выработка навыков
и привычек поведения в
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потреб-ностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли. [3, с. 155]
По Н.Ф. Реймерсу экологическое образование – «педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы». [17, с. 132]
Экологическое образование представляет собой педагогическую и методическую область знаний об организации процесса развития экологической культуры.
В основу нашего исследования мы взяли понятие «экологическое образование» как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Таким образом, целью экологического образования является становление экологически культурной личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач:
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Б.Т.Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. [12, с. 36]
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.
Экологическое воспитание является составной частью экологической культуры общества, одним из направлений экологизации взаимоотношения природы и человека. Экологическое воспитание подрастающего поколения, по определению А.Н. Захлебного, начинается в семье и осуществляется на всех ступенях образования от дошкольных учреждений до высшей школы. Главное внимание он уделяет изучению ведущего принципа современной экологии - единства человека и окружающей среды.
И.Д. Зверев определяет понятие «экологическое воспитание» как «целенаправленное формирование личностных качеств, касающихся знаний, отношений, убеждений, деятельности, связанных с окружающей средой».
В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии следующих элементов:
-
система знаний о
-
ценностные экологические
-
система норм и правил
-
умения и навыки по ее
В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.
Для
дошкольной педагогики экологическое
образование — это новое
Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.
Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Информация о работе Экологическое образование дошкольников в ДОУ