Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

      Третья  неделя 

      Ноябрь Декабрь Январь 

Посвящается циклу   Как и в ноябре, проводятся   Продолжается подкормка

ежедневных наблюдений за   наблюдения за сезонными   птиц. Ежедневно

сезонными явлениями   явлениями     природы     на   проводится    наблюдение

природы, целевым   участке   детского   сада   и   за   погодой   и   работа   с

прогулкам      по      участку   работа       с       календарем,   календарем.

детского     сада.     Данный   Предлагается     заучивание   Дидактическая игра «Кто

цикл наблюдений и работа   загадок, пословиц,   назовет больше

с   календарем   проводится   поговорок,      потешек      и   признаков        улучшения

ежемесячно. Детям   стихов. Дидактическая игра   (ухудшения) погоды?».

предлагаются: загадки,   « Что? Где? Когда?». Цель:

пословицы, поговорки,   совершенствовать    умения

потешки,     стихотворения,   детей отвечать на

Цель:    совершенствование   поставленные        вопросы,

дикции, укрепление   используя      как      можно

артикуляционного больше  прилагательных  и

аппарата,     уточнение     и   др. частей речи.

совершенствование

произношения    некоторых

звуков. Развитие

голосового аппарата

(умение пользоваться

разной громкостью голоса

и   разным   темпом   речи,

интонационными

средствами

выразительности).

Дидактическая   игра   «Что

растет  в родном краю». | 

      Четвертая неделя 

 

                  28

      Ноябрь Декабрь Январь 

Комплексное задание  № 3. Цикл       наблюдений       за   Комплексное  занятие  №

«Знакомство  с лягушками комнатными     растениями.   10 «Беседа о зиме». Цель:

и        их        жизнью        в Дидактическая   игра   «Что   воспитывать          навыки

естественных     условиях», растет в родном краю».           культурного       общения;

Цель: дать представление  о совершенствовать умение

внешнем виде и  строении детей        отвечать        на

лягушки,   отражающих  ее поставленные     вопросы,

приспособление                 к используя     как     можно

условиям         окружающей больше прилагательных и

среды.        Учить        детей др.          частей         речи;

правильно     отвечать     на совершенствовать умения

поставленные        вопросы; детей                 составлять

активизировать     в     речи рассказы   по   картинкам,

детей       соответствующие представляющим сюжет в

слова          и          обороты. развитии;       воспитывать

Дидактическое        пособие умение подбирать слова,

«Лягушка». Вариант  № 1. сходные    по    звучанию;

Комплексное занятие  № 4 активизировать     словарь

«Где    зимуют   лягушки?» детей;   совершенствовать

Цель:                     закрепить слуховое         восприятие,

представление     детей     о Продолжается           цикл

жизни лягушек  в природе. наблюдений                    за

Продолжать сезонными        явлениями

активизировать     в     речи природы      на      участке

детей       соответствующие детского сада и работа с

слова          и          обороты. календарем. 
Дидактическое        пособие

«Лягушка» Вариант № 2.     | | 

  Подробный конспект с описанием занятий  и дидактических игр описан в  приложении (Приложение Б).

  Разработанными  мною методическими приемами развития речевой деятельности дошкольников были словесные (дидактические) игры экологического характера, которые я включили в занятия по «Ознакомлению детей с природой». Эти занятия были апробированы на детях с целью проверить опытно - экспериментальным путем их эффективность. В процессе занятий дети учились не только строить

 

  

                29

рассуждения, высказывать свои мысли, но и соглашаться  или не соглашаться с мнением  воспитателя и своих сверстников; постепенно у ребят появлялся интерес к позиции другого человека, они начинали обращаться друг к другу с вопросами и возражениями. У них формировалось умение убеждать в своей правоте. Накапливался речевой опыт. Дети учились правильно говорить, учились грамотному общению на занятиях.

  В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по развитию речи группе были даны те же задания, которые давались на втором этапе исследования для выявления уровня речевого развития. Рассмотрим полученные результаты (25 человек -100 %). Задание № 1.

Справились с заданием -21 человек, Ответили с ошибками - 4 ребенка, Не справившихся с заданием - 0 человек. Задание № 2.

Высокий уровень - 23 человека, Средний уровень - 2 человека, Низкий - 0 чел. Заданий № 3. Высокий - 24 человека, Средний - 1 человек, Низкий - 0 человек. Задание № 4. Высокий - 19 человек, Средний - 4 ребенка, Низкий - 2 человека. Задание № 5.

 

30

Высокий - 21 чел.

Средний - 3 ребенка,

Низкий - 1 человек.

Из полученных данных составим таблицу № 3 и диаграмму  № 2.

                       
                      Таблица № 3

Уровни   Задание 1  Задание 2  Задание 3  Задание 4  Задание 5

      % % % % %

Высокий 84 92 96 76 84

Средний 16 8 4 16 12

Низкий        1  I  |  I 8 I 4  

    100 /пй          
    80  
     
    555л    
     
    Л

    Калл

        йсоЯ  
    60-'  
     
    ц

    55Й

       
     
     
     
      ^о??Л
      1
    40-  
     
         
    1
     
     
    Ш1        !
    го-   ♦♦♦дд

    ♦♦♦♦№=        У

      '♦♦♦Я

    ***Ш1 _.

     
     
    1 ■♦♦♦«уИШш здание 5
    \3^ зад; т                                                        )                                                         )                                                         !

    ание 1 задание 2 задание 3 задание 4 з;

     
     
      И 131
    .1П 11гий (Л! г »г»е >пиым  Ш им 1кий
 
 

  Результаты  опытно - экспериментальной работы показали (см. диаграммы № 1 и 2), что использование дидактических игр в этой работе наиболее эффективней помогает понять и осмыслить сведения о животных и растениях, что позволяет расширить запас лексики у детей.   Задача   воспитателя   состояла   в   том,   чтобы   в   результате

 

  

                31

педагогической  работы у дошкольников сформировались умения четко формулировать свои мысли, формирование логического мышления, мыслительных процессов.

 

              38

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Список  детей старшей  подготовительной группы МДОУ ЦРР - д/с

№28

  1. Амиров Марат
  2. Аранцева Алена
  3. Вахитова Гузель
  4. Горбунов Дима
  5. Иванова Катя
  6. Зеленко Максим
  7. Латыпов Ринат
  8. Лебедькова Лена
  9. Нестеров Кирилл
  10. Озерова Лена
  11. Прыткова Света
  12. Рахимова Света
  13. Рахмадеев Альберт
  14. Русаков Кирилл
  15. Свечникова Лена
  16. Сазонов Игорь
  17. Тимофеев Антон
  18. Тимофеева Алина
  19. Халиков Марсель
  20. Халикова Элина
  21. Цацин Олег
  22. Цыплакова Олеся
  23. Чатцкий Данил
  24. Янбердина Света
  25. Ямилова Гульнара
  26.  

                39

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

РАБОТА  С ДЕТЬМИ В НОЯБРЕ Первая неделя.

  Мы  посредством наблюдения за деятельностью  детей и при помощи специальных заданий определяем речевой уровень детей и их экологическую воспитанность, характер отношения дошкольников к объектам живой природы, имеющимся в группе и на участке детского сада.

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр