Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение влияния дидактической игры на развитие познавательной активности учащихся, разработка и внедрение рекомендаций по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня познавательной активности учащихся начальной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.2Роль дидактической игры в развитии познавательной активности, виды игр, их значение
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы. 2.2 Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности через дидактические игры. 2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 102.65 Кб (Скачать)

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА I. Теоретические основы роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.

1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.

1.2Роль дидактической игры в развитии познавательной активности, виды игр, их значение                  

  Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Исследование роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школе.

2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы.                                            2.2 Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности через дидактические игры.                 2.3 Анализ результатов исследования.

Вывод по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Введение

В последнее время в  педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка  практики и методов работы, в частности  все более широкое распространение  получают различного рода игры.      Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.            Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в  невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.        Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.  Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.           Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.      “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская . Там же она указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.   Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания.          В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.          Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.            Все это и обусловило актуальность темы исследования.  

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.   Предмет исследования – роль дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.    Цель исследования - изучение влияния дидактической игры на развитие познавательной активности учащихся, разработка и внедрение рекомендаций по её совершенствованию.       Гипотеза: развитие познавательной активности младших школьников  будет успешнее, если на уроках использовать дидактические игры.   Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Провести диагностику уровня познавательной активности учащихся начальной школы.
  3. Разработать и внедрить рекомендации по развитию познавательной активности учащихся через дидактические игры.
  4. Провести анализ результатов внедрения.

Методы исследования: анкетирование, беседа, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.

1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с  игрой и внесла известный вклад  в понимание особенностей обучающей  игры. Традиции ее вошли в научную  разработку вопроса о дидактических  играх, в практику работы с детьми, в подвижные игры с правилами  и заслуживают дальнейшего глубокого  изучения. К.Д. Ушинский считал игру свободной  деятельность ребенка, вносящий в его  развитие такой вклад, какой не может  сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным занимающим, но никогда не развлекающим. Известный  педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями  окружающей жизни. Особое значение она  предавала сенсорному восприятию родного  языка. Ею разработаны специальные  дидактические игры под названием  «Парные игры», которые требовали  внимания, умения выделять в предмете общее и различное. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.  Психолог А.В. Запорожец, оценивал роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».        В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.       Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру» [12, 101].

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной  английской педагогики. В детских  учреждениях, работающих по системе  М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.            К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

 

Проблемы игры как деятельности………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Роль дидактической  игры в развитии познавательной  активности, виды игр, их значение.

Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее  значение. Этой проблеме посвящено  множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид  деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить  подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом  и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится  в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее  время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

В играх используется присущая каждому ребенку способность  к воображению. Дети быстро и легко  входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные  задания они порой выполняют.

Игра - наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений. В игре ярко проявляются  особенности мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в  общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться  только в форме игры. Игра - это  только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании  с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.

Играя, дети учатся применять  свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это  самостоятельная деятельность, в  которой дети выступают в общении  со сверстниками. Их объединяет общая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют  глубокий след в сознании ребенка  и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков  коллективной жизни.

Игра имеет большое  образовательное значение, она тесно  связано обучением на занятиях, с  наблюдением повседневной жизни. Они  учатся решать самостоятельно игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Во время игры дети, как  правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Также игра - одна из важнейших  средств умственного и нравственного  воспитания детей; это средство, снимающее  неприятные или запретные для  личности школьника переживания.

Прежде всего, игра - своеобразное отражение жизни. Великий русский  педагог К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящий ребенка  к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок  ищет не только удовольствия, но и серьезных  занятий; игра - это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет  не только физически, но и духовные его потребности.

Ребенок начинает играть еще  в раннем возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно  сменяют друг друга.

Поступив в школу и  включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть.

В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов  П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова  отмечено: "Сегодня мало кого удивишь  тем, что передовых учебных центрах  взрослые люди, студенты и школьники  учатся уму-разу, играя, как малые  дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в  законы и формулы, в войну и  мир, в большой и малый бизнес, словом, в жизнь".

В настоящее время в  научной литературе выделяют множество  известных игр, которые разбили  на три группы с тематическими  заголовками: "Механизм", "Процесс", "Мотивация", группировка по типологическому  принципу.

Учебные игры.

Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

Механизм.

Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)

Проблемные (эвристические) игры.

Сюжетные игры (драматизации, инсценировки)

Ситуационные игры (игровые  ситуации).

Творческие игры (манипулятивные и строительные).

Настольные игры.

Языковые игры.

Абстрактные игры

Процесс.

Ролевые (организационные  и функциональные) игры.

Военные игры (военные учения).

Деловые (управленческие, операционные и экономические) игры.

Производственные (технологические, технические) игры.

Спортивные игры (игры с  правилами).

Формальные (формализованные  игры).

Мотивация

Развлекательные игры.

Азартные игры.

Актёрские игры.

Индивидуальные игры (игры с природой).

Коллективные (командные) игры.

Соревновательные игры (игры - состязания).

Результативные игры.

Итак, на первом месте приведённой  выше классификации игр стоят  учебные игры. Учебная игра - это  обучающая игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения. Игра по содержанию, учение по форме. Но она всегда должна оставаться игрой. Связь с содержанием школьного  обучения достигается в ней не в результате механического введения учебного материала в ткань уже  готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной  игры.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра - лишь забава и развлечение.

Игру можно назвать  восьмым чудом света, т.к в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах.

И явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

Типология учебных игр  представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.

Ситуационные игры образуют самостоятельный тип учебных  игр.

Они характеризуются как  собственным содержанием, так и  собственной формой, основу которой  составляет принцип индивидуального  обучения.

Информация о работе Дидактические игры