Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:37, реферат
Цель исследования - изучение влияния дидактической игры на развитие познавательной активности учащихся, разработка и внедрение рекомендаций по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня познавательной активности учащихся начальной школы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.2Роль дидактической игры в развитии познавательной активности, виды игр, их значение
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы. 2.2 Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности через дидактические игры. 2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретические основы роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.2Роль дидактической игры в развитии познавательной активности, виды игр, их значение
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Исследование роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школе.
2.1 Диагностика уровня развития
познавательной активности учащихся начальной
школы.
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В последнее время в
педагогике, так же как и во многих
других областях науки, происходит перестройка
практики и методов работы, в частности
все более широкое
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования
– роль дидактической игры в развитии
познавательной активности учащихся начальной
школы. Цель исследования
- изучение влияния дидактической игры
на развитие познавательной активности
учащихся, разработка и внедрение рекомендаций
по её совершенствованию. Гипот
Методы исследования: анкетирование, беседа, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.
ГЛАВА I. Теоретические основы роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
Народная педагогика талантливо
решала вопрос о связи обучения с
игрой и внесла известный вклад
в понимание особенностей обучающей
игры. Традиции ее вошли в научную
разработку вопроса о дидактических
играх, в практику работы с детьми,
в подвижные игры с правилами
и заслуживают дальнейшего
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения. К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Проблемы игры как деятельности………..
1.2Роль дидактической
игры в развитии
Проблемы методов обучения
сегодня приобретают все
В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.
Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Также игра - одна из важнейших
средств умственного и
Прежде всего, игра - своеобразное
отражение жизни. Великий русский
педагог К.Д. Ушинский неоднократно
подчеркивал большое
Ребенок начинает играть еще в раннем возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга.
Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть.
В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: "Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом, в жизнь".
В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр, которые разбили на три группы с тематическими заголовками: "Механизм", "Процесс", "Мотивация", группировка по типологическому принципу.
Учебные игры.
Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).
Механизм.
Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)
Проблемные (эвристические) игры.
Сюжетные игры (драматизации, инсценировки)
Ситуационные игры (игровые ситуации).
Творческие игры (манипулятивные и строительные).
Настольные игры.
Языковые игры.
Абстрактные игры
Процесс.
Ролевые (организационные и функциональные) игры.
Военные игры (военные учения).
Деловые (управленческие, операционные и экономические) игры.
Производственные (технологические, технические) игры.
Спортивные игры (игры с правилами).
Формальные (формализованные игры).
Мотивация
Развлекательные игры.
Азартные игры.
Актёрские игры.
Индивидуальные игры (игры с природой).
Коллективные (командные) игры.
Соревновательные игры (игры - состязания).
Результативные игры.
Итак, на первом месте приведённой
выше классификации игр стоят
учебные игры. Учебная игра - это
обучающая игра, для которой характерно,
что игровой процесс
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра - лишь забава и развлечение.
Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах.
И явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.
Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.
Ситуационные игры образуют самостоятельный тип учебных игр.
Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального обучения.