Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:53, реферат
Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XX века лингвистика, психология, методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком, учащимися разного возраста и уровня образования. Согласно программе по иностранному языку в области формирования речевых лексических навыков перед учителем ставится задачи добиться полного совершенствования школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на уроках английского языка в школе.
Введение…………………………………………………………………..…… 3
Глава 1 ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ………………………………………..…………………………………. 6
1.1 Психологическая характеристика основных типов владения языком.... 6
1.2 Психолингвистическая характеристика лексических навыков 8
1.3 Критерии отбора лексики и ее типология……………………. 12
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ………..… 15
2.1. Методы и этапы формирования речевых лексических навыков .....…. 15
2.2 Экспериментальная деятельность по формированию речевых
лексических навыков на уроках иностранного языка……………….... 26
Заключение…………………………………………………………………… 32
Список используемых источников………………………………………..... 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
“РЕЧИЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ “
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Речица 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ
СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ………………………………………..………………………
1.1 Психологическая характеристика основных типов владения языком.... 6
1.2 Психолингвистическая характеристика лексических навыков 8
1.3 Критерии отбора лексики и ее типология……………………. 12
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЧЕВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ………..… 15
2.1. Методы и этапы формирования речевых лексических навыков .....…. 15
2.2 Экспериментальная деятельность по формированию речевых
лексических навыков на уроках иностранного языка……………….... 26
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………..... 34
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XX века лингвистика, психология, методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком, учащимися разного возраста и уровня образования. Согласно программе по иностранному языку в области формирования речевых лексических навыков перед учителем ставится задачи добиться полного совершенствования школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на уроках английского языка в школе. Использование лексических единиц речи является одним из показателей сформированности речевого лексического навыка. Лексический навык формируется при выполнении речевого действия. Поэтому структура лексического навыка говорения неотделима от структуры речевого действия, хотя упор делается главным образом именно на лексическую сторону речевого действия. Таким образом, лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирования речевых лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Главным образом формирование речевых лексических навыков в школе формирует у учеников интерес к иноязычному общению, посредством изучения новых слов. С помощью лексики обогащается словарный запас у учащихся, что является одним из назначений иностранного языка как предметной области школьного обучения.
Задача практического
Актуальность работы заключается в существовании трудностей при формировании речевых лексических навыков на уроке иностранного языка в школе, а использование современных методов и приемов способствует лучшему усвоению речевого лексического материала учащимися, что и обусловливает данной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования речевых лексических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются речевые лексические навыки иностранного языка.
Предметом исследования является деятельность по изучению наиболее рациональных методов и приемов формирования речевых лексических навыков как источника обучения лексической стороне речи.
Цели и задачи настоящей работы определили следующие методы исследования:
Практическая значимость данной работы заключается в определении наиболее эффективных методов и приемов формирования речевых лексических навыков у учащихся и возможности использования их на уроках иностранного языка.
Современная международная обстановка, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком. Таким образом в наше общество пришло осознание необходимости владения иностранным языком.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в общении на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Таким образом, основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке.
Использование лексических единиц в речи является одним из показателей сформированности лексического навыка говорения. Лексический навык формируется при выполнении речевого действия. Поэтому структура лексического навыка говорения неотделима от структуры речевого действия, хотя упор делается главным образом именно на лексическую сторону речевого действия.
Речевая задача тесно связана с такими понятиями, как мотив, замысел высказывания. Она определяет формирование основной схемы высказывания, запускает в работу операции по выбору лексических единиц и операции по сочетанию лексических единиц, актуализирует форму лексической единицы.
В практике обучения нередки случаи, когда в начале процесса обучения учащиеся овладевают формой слова, затем операциями по выбору, операциями по сочетанию. И лишь после того, как учащиеся овладеют всеми этими компонентами, их обучают использовать новые слова для решения речевых задач.
Наибольшие трудности при
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Формирование лексических навыков постоянно находится в поле
зрения учителя.
Задача практического
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что формирование речевых лексических навыков наиболее важна на начальном этапе обучения иностранному языку.
Целью работы является выявление наиболее эффективных методов и приёмов формирования речевых лексических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются речевые лексические навыки иностранного языка.
Предметом исследования является процесс овладения учащимися речевыми лексическими навыками как источника обучения лексической стороне речи.
Цели и задачи настоящей работы определили следующие методы исследования:
Практическая значимость данной работы заключается в определении наиболее эффективных методов и приемов формирования речевых лексических навыков у учащихся и возможности использования их на уроках иностранного языка.
1. ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ
ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ
1.1. Психологическая
Деятельность человека как совокупность действий объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, в том числе и речевая, основывается на соответствующих навыках.
Навыки представляют собой автоматизированные компоненты умений, автоматизированные приемы выполнения действия.
Овладение деятельностью представляет собой психологически сложный процесс постепенного формирования навыков и развития умений, компонентами которых они являются По мере автоматизации действий появляются соответствующие навыки, в нашем случае – речевые навыки. Одной из важнейших особенностей навыка является, таким образом, автоматизированность выполнения действий. Автоматизированность возникает в результате многократного выполнения одного и того же действия. Физиологическую основу автоматизмов составляет, по Павлову, динамический стереотип, или подвижная система нервных связей в равновесии. Закрепление нервных путей в результате повторения приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных ситуациях. Дифференцированное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условнорефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что значительно сокращает время реакции. Значение автоматизированных компонентов деятельности.
Одним из важнейших свойств всякого, в том числе и речевого высокоавтоматизированного навыка является устойчивость и стабильность в выполнении речевых действий, обусловленные прочностью нервных связей, что является признаком сформированности речевых лексических навыков.
В свою очередь
речевой лексический навык –
это навык интуитивно правильного
словоупотребления и
В психологической литературе переносу навыков придается большое значение. Правильно и успешно осуществлять перенос речевых лексических навыков на новые задачи значит быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к которым учащиеся могут правильно применить речевые лексические навыки, тем шире круг задач, которые они в состоянии решить на основе имеющихся навыков.
Информация о работе Формирование речевых лексических навыков