Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности использования дидактических игр в разных возрастных группах на занятиях.

Задачи – определить значение игры для всестороннего развития ребёнка.

- проанализировать виды дидактических игр и целесообразность их применения на занятиях.

- выявить особенность использования дидактических игр с детьми раннего возраста.

Содержание

Введение
Роль игры в жизни ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности организации дидактических игр

для различных возрастных групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Особенности организации занятий и игр. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Игры и занятия с детьми первого года жизни. . . . . . . . . . . . . . 20
Игры и занятия с детьми второго и третьего года жизни. . . . 21

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

Содержание

    Введение

  1. Роль игры в жизни ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  1. Особенности организации дидактических игр

      для различных возрастных групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9

  1. Особенности организации занятий и игр. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
  2. Игры и занятия с детьми первого года жизни. . . . . . . . . . . . . . 20
  3. Игры и занятия с детьми второго и третьего года жизни. . . . 21

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

    Литература  
     

 

Введение

     Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Н. К. Крупская говорила: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Так как, приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

     Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

     Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

     Исходя из вышеизложенного, а так же анализа научной литературы тема курсовой работы выбраны проблемные выявления особенности использования дидактических игр на занятиях.

     Были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.

     Объект: игровая деятельность

     Предмет: методика использования дидактических игр на занятиях.

     Цель: Выявить особенности использования дидактических игр в разных возрастных группах на занятиях.

     Задачи – определить значение игры для всестороннего развития ребёнка.

     - проанализировать виды дидактических игр и целесообразность их применения на занятиях.

     - выявить особенность использования дидактических игр с детьми раннего возраста.

     Метод исследования: изучение и анализ литературных источников.

     Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т.д.

 

1. Роль игры в жизни ребенка

     В первые годы жизни детей происходят очень существенные и изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

     В истории развития яслей в нашей  стране был период так называемого  госпитализма. В тот период дети в яслях получали прекрасный гигиенический уход, но их психическому развитию и воспитанию не уделялось должного внимания. В результате здоровые и хорошо упитанные дети поздно начинали ходить, говорить, играть. [2; 5]

     Следовательно, для правильного развития ребенка  недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

     Существует  также взгляд, нашедший отражение  в некоторых теориях, что маленький  ребенок учится на собственном опыте  и сам «открывает мир». Несомненно, маленький ребенок многое усваивает  путем непосредственного подражания окружающим его людям. Таким образом, он в основном овладевает речью, бытовыми навыками и др. Он многое усваивает, непосредственно соприкасаясь с  разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивать  значение этих самостоятельных проб и поисков нецелесообразно: они  не всегда продуктивны и очень  часто влекут за собой формирование искаженных представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку ребенка в окружающем. Некоторые из таких «проб» могут даже представлять опасность для жизни и здоровья малыша. Педагогика и психология выдвигает очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.

     Ценность  раннего обучающего воздействия  давно подмечена народом; им созданы  детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

     Богатые возможности для, сенсорного развития и совершенствования ловкости рук  таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает  умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное  обучение элементарным знаниям и умениям  осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая  является для маленького ребенка  наиболее Подходящей формой обучения.

     Игра  – явление многогранное, ее можно  рассматривать как особую форму  существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве  воспитательным процессом. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это  огромное светлое окно, через которое  в духовный мир ребенка вливается  живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [2; 71]

     Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

     Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.

     В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

     Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом. 
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты
куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.

     Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). С помощью дидактических игр дети осуществляют сенсорное воспитание мира, развивают любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д. Игра используется как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

1.1 Место дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе

          Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

     Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

     Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

     В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

     Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).  

  1. 2 Классификация дидактических  игр

     В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

     а) с игрушками и предметами;

     б) настолько-печатные;

     в) словесные.

     В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. [1; 17]

     При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

     Для того чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать  ведущей формой воспитания и применяться  преднамеренно и планомерно, охватывая  всех детей группы.

Информация о работе Дидактические игры