Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа
Цель: Выявить особенности использования дидактических игр в разных возрастных группах на занятиях.
Задачи – определить значение игры для всестороннего развития ребёнка.
- проанализировать виды дидактических игр и целесообразность их применения на занятиях.
- выявить особенность использования дидактических игр с детьми раннего возраста.
Введение
Роль игры в жизни ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Особенности организации дидактических игр
для различных возрастных групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Особенности организации занятий и игр. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Игры и занятия с детьми первого года жизни. . . . . . . . . . . . . . 20
Игры и занятия с детьми второго и третьего года жизни. . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература
Введение
для различных возрастных групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Литература
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Н. К. Крупская говорила: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Так как, приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Исходя из вышеизложенного, а так же анализа научной литературы тема курсовой работы выбраны проблемные выявления особенности использования дидактических игр на занятиях.
Были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.
Объект: игровая деятельность
Предмет: методика использования дидактических игр на занятиях.
Цель: Выявить особенности использования дидактических игр в разных возрастных группах на занятиях.
Задачи – определить значение игры для всестороннего развития ребёнка.
- проанализировать виды дидактических игр и целесообразность их применения на занятиях.
- выявить особенность использования дидактических игр с детьми раннего возраста.
Метод исследования: изучение и анализ литературных источников.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т.д.
1. Роль игры в жизни ребенка
В первые годы жизни детей происходят очень существенные и изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
В истории развития яслей в нашей стране был период так называемого госпитализма. В тот период дети в яслях получали прекрасный гигиенический уход, но их психическому развитию и воспитанию не уделялось должного внимания. В результате здоровые и хорошо упитанные дети поздно начинали ходить, говорить, играть. [2; 5]
Следовательно, для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Существует
также взгляд, нашедший отражение
в некоторых теориях, что маленький
ребенок учится на собственном опыте
и сам «открывает мир». Несомненно,
маленький ребенок многое усваивает
путем непосредственного
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Богатые возможности для, сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее Подходящей формой обучения.
Игра
– явление многогранное, ее можно
рассматривать как особую форму
существования всех без исключения
сторон жизнедеятельности коллектива.
Столь же много оттенков появляется
с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным процессом. В.А. Сухомлинский
подчеркивал, что «игра – это
огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается
живительный поток
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.
Для
детей среднего и старшего возраста игровое
действие должно устанавливать более
сложные взаимоотношения между участниками
игры. В игровое действие, как правило,
входит выполнение той или другой роли
(волк, покупатель, продавец, отгадчик
и другие) в определенной ситуации игры.
Ребенок действует так, как в его детском
воображении должен действовать изображаемый
образ, переживает удачи и неудачи, связанные
с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается
из загадывания и отгадывания. Один играющий
ребенок выходит, а в это время дети загадывают
какой-либо предмет или изменяют расположение
вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает
предмет по описанию, определяет, какая
перестановка сделана с предметами на
столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища
по описываемой одежде и т. п.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). С помощью дидактических игр дети осуществляют сенсорное воспитание мира, развивают любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д. Игра используется как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
1.1 Место дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие
дидактические игры подводят детей к обобщению
и классификации, к употреблению слов,
обозначающих обобщенные понятия (чайная,
столовая, кухонная посуда, мебель, одежда,
обувь, продукты).
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. [1; 17]
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Для того чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.