Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

    ДУБ КАКОЙ?-

    ТРАВА КАКАЯ? -

    ДЕРЕВО КАКОЕ? -

      ДЕРЕВЬЯ КАКИЕ? -3) согласование существительных с числительными. Детям    предложили    закончить    каждое    из    прочитанных    нами словосочетаний, например: четыре дома, а пять...(домов).

    Три шара, а  пять ...

    Три ложки, а  пять ...

    Два медведя, а пять ...

    Четыре пуговицы, а десять ...

    Одна конфета, а шесть ...

    Один олень, а восемь ...

    Одна капля, а десять ...

    Один лоб, а  два ...

    Два уха, а  шесть ...

    Две шеи, а  пять ...

    Одно зеркало, а семь ...

    Задание № 5. Владение связной речью.

     Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли.

   Результаты  разделили по 3-м уровням - высокий - это те дети, которые выполнили  задание без единой ошибки; средний уровень -это ответы с несерьезными ошибками, недочетами; низкий - это дети,

 

   

23

которые   не   справились   с   заданиями.   Рассмотрим   полученные

результаты (25 человек - 100 %).

Задание № 1

«богатый» словарный  запас (высокий) - 4 человека;

средний словарный  запас - 6 человек;

«бедный» словарный  запас (низкий) - 15 человек.

Задание № 2

Справились с  заданием (высокий) - 19 чел.;

Делали звуковые замены (средний) - 24 чел.

Задание № 3

Справились с  заданием (высокий) - 21 чел.

Затруднились ответить (низкий) - 4 чел.

Задание № 4

Это задание  вызвало у многих ребят затруднение.

Не справились со всеми пунктами упражнения (низкий) - 14 человек,

Справились полностью (высокий) - 4 человека,

Допустили неточности (средний балл) - 7 человек.

Задание № 5

Справились (высокий) - 13 человек,

Средний - 7 человек,

Не справились (низкий) - 5 человек.

Для наглядности  составим таблицу № 1 формирующего эксперимента

и диаграмм) № 1 на основе полученных данных.
    Таблица № 1
Уровни Задание 1 % Задание 2 % Задание 3 % Задание 4 %
    Задание 5 %
Высокий
    16
    19
    84
    16
    52
Средний
    24
    24
    28
    28
Низкий
    60
    16
    56
    20
           

и диаграмму  № 1 на основе полученных данных.

                      Таблица № 1

 
Уровни   Задание 1  Задание 2  Задание 3  Задание 4  Задание 5

      % % % % | %

Высокий 16 19 84 16 52

Средний 24; 24 --- 28 28

Низкий        1 60 1 — | 16 1 56 | 20

 

     Проанализировав и рассмотрев работу детей можно  обратить внимание на невысокий уровень речевого развития. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух, дети часто делают звуковую замену (например, звуки 3 и С). Исследуя слуховую дифференциацию звуков, некоторым детям они кажутся одинаковыми, поэтому они в дальнейшем неизбежно будут затрудняться при выборе соответствующим этим звукам букв во время письма. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка.

 

 
     

              25

     Как    свидетельствует    проведенное    исследование    у    детей недостаточно знаний о природе.

   На  основе полученных результатов, на 3 этапе  я разработала комплекс занятий  по развитию речи на три месяца (ноябрь, декабрь, январь).

  При разработке мною учитывались: 1 .Возрастные особенности старших дошкольников, 2. Результаты проделанной работы по выявлению уровня речевого

    развития    старших    дошкольников    на    2    этапе    опытно    -

    экспериментального  исследования.

   В разработанном перспективном плане  на три месяца (ноябрь, декабрь, январь) мною был специально подобран комплекс занятий по развитию речи, в который я включила занятия по «Ознакомлению детей с природой» и дидактические (словесные) игры экологического характера.

  Исходя  из анализа второго этапа исследования, в разработке комплекса занятий я руководствовалась следующими задачами:

  • совершенствовать слуховое восприятие;
  • воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию;
  • активизировать словарь детей;
  • совершенствование дикции, укрепление артикуляционного аппарата, уточнение и совершенствование произношения некоторых звуков. Развитие голосового аппарата (умение пользоваться громкостью и разным темпом речи, интонационными средствами выразительности).

  Главной задачей третьего этапа является проверка эффективности специально - разработанного комплекса занятий с использованием дидактических игр экологического характера (таблица № 2).

 

  

                  26

                      Таблица № 2.

      Перспективный план работы на ноябрь, декабрь, январь.

        Занятия по развитию речи с элементами дидактических  игр экологического характера

 
      Первая  неделя 

      Ноябрь Декабрь Январь 

Воспитатель    посредством   Комплексное занятие  № 5.   Продолжается цикл

наблюдения за   «Обитатели нашего   наблюдений за

деятельностью   детей   или   уголка». Цель:   комнатными растениями,

давая     им     специальные   воспитывать умение

задания определяет   задавать вопросы;

уровень развития   воспитывать навыки

экологической культурного общения,

воспитанности. -        Уточнить виды

      растений  и животных в уголке природы.

Дидактическая игра

«Природа   -   чу десница».

Цель:   поощрять   попытки

детей    задавать    вопросы,

воспитывать навыки

      культурного общения. 

      Вторая  неделя 

      Ноябрь Декабрь Январь 

Комплексное занятие № 1. Комплексное занятие  № 6. Комплексное занятие № 
«Планета
 земля в   «Почему белые медведи не   8.      «Где     у     саксаула

опасности»  с включением живут в лесу». Цель: листья?». Цель: дать 
дидактической
 игры   совершенствовать    умения   детям    представление    о

«Земля  и ее обитатели», детей составлять рассказы пустыне. Уточнить с 
дидактическая
 игра   по картинкам,   детьми   представление   о

«Почему   они   исчезают»,   представляющим  сюжет  в   приспособленности 
Комплексное занятие № 2.   развитии; воспитывать   знакомых  им  животных.

«Начинаем читать книгу умение подбирать слова, Пополнять словарь детей 
экология в картинках», сходные по звучанию; частями речи и учить 
Цель: с
 помощью   активизировать        словарь   пользоваться ими.

дидактического детей;      совершенствовать   Дидактическая игра

упражнения «Рассказываем   слуховое восприятие. «Земля и ее обитатели».

вместе»       учить       детей,   Комплексное  занятие № 7.   Цель:        уточнение       и

 

                  27

составляя самостоятельное   «Беседа о кроте»,   расширение     знаний     о

описание,        рассказывать   Дидактическая игра   животных.

подробно, избегая   «Подбери    слово».    Цель:   Комплексное  занятие №

повторов. продолжать    учить    детей   9.

            составлять    рассказы     по   «Влаголюбивые и

            картинкам,       воспитывать   засухоустойчивые 
            умение   подбирать   слова,   комнатные        растения», 
            сходные      по      звучанию;   Цель:    сформировать    у 
            активизировать       словарь,   детей    представление    о 
            совершенствовать слуховое   дифференцированной 
            восприятие. потребности    комнатных

      растений  во влаге 

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр