Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.
Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр
Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б
ДУБ КАКОЙ?-
ТРАВА КАКАЯ? -
ДЕРЕВО КАКОЕ? -
ДЕРЕВЬЯ КАКИЕ? -3) согласование существительных с числительными. Детям предложили закончить каждое из прочитанных нами словосочетаний, например: четыре дома, а пять...(домов).
Три шара, а пять ...
Три ложки, а пять ...
Два медведя, а пять ...
Четыре пуговицы, а десять ...
Одна конфета, а шесть ...
Один олень, а восемь ...
Одна капля, а десять ...
Один лоб, а два ...
Два уха, а шесть ...
Две шеи, а пять ...
Одно зеркало, а семь ...
Задание № 5. Владение связной речью.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли.
Результаты разделили по 3-м уровням - высокий - это те дети, которые выполнили задание без единой ошибки; средний уровень -это ответы с несерьезными ошибками, недочетами; низкий - это дети,
23
которые не справились с заданиями. Рассмотрим полученные
результаты (25 человек - 100 %).
Задание № 1
«богатый» словарный запас (высокий) - 4 человека;
средний словарный запас - 6 человек;
«бедный» словарный запас (низкий) - 15 человек.
Задание № 2
Справились с заданием (высокий) - 19 чел.;
Делали звуковые замены (средний) - 24 чел.
Задание № 3
Справились с заданием (высокий) - 21 чел.
Затруднились ответить (низкий) - 4 чел.
Задание № 4
Это задание вызвало у многих ребят затруднение.
Не справились со всеми пунктами упражнения (низкий) - 14 человек,
Справились полностью (высокий) - 4 человека,
Допустили неточности (средний балл) - 7 человек.
Задание № 5
Справились (высокий) - 13 человек,
Средний - 7 человек,
Не справились (низкий) - 5 человек.
Для наглядности составим таблицу № 1 формирующего эксперимента
и диаграмм) № 1 на основе полученных данных. Таблица № 1
Уровни Задание 1 % Задание 2 % Задание 3 % Задание 4 % Задание 5 %
Высокий 16
19
84
16
52
Средний 24
24
—
28
28
Низкий 60
—
16
56
20
и диаграмму № 1 на основе полученных данных.
Таблица № 1
Уровни
Задание 1 Задание 2 Задание 3
Задание 4 Задание 5
% % % % | %
Высокий 16 19 84 16 52
Средний 24; 24 --- 28 28
Низкий 1 60 1 — | 16 1 56 | 20
Проанализировав и рассмотрев работу детей можно обратить внимание на невысокий уровень речевого развития. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух, дети часто делают звуковую замену (например, звуки 3 и С). Исследуя слуховую дифференциацию звуков, некоторым детям они кажутся одинаковыми, поэтому они в дальнейшем неизбежно будут затрудняться при выборе соответствующим этим звукам букв во время письма. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка.
25
Как свидетельствует проведенное исследование у детей недостаточно знаний о природе.
На основе полученных результатов, на 3 этапе я разработала комплекс занятий по развитию речи на три месяца (ноябрь, декабрь, январь).
При разработке мною учитывались: 1 .Возрастные особенности старших дошкольников, 2. Результаты проделанной работы по выявлению уровня речевого
развития старших дошкольников на 2 этапе опытно -
экспериментального исследования.
В
разработанном перспективном
Исходя
из анализа второго этапа
Главной задачей третьего этапа является проверка эффективности специально - разработанного комплекса занятий с использованием дидактических игр экологического характера (таблица № 2).
26
Таблица № 2.
Перспективный план работы на ноябрь, декабрь, январь.
Занятия по развитию речи с элементами дидактических игр экологического характера
Первая
неделя
Ноябрь Декабрь Январь
Воспитатель посредством Комплексное занятие № 5. Продолжается цикл
наблюдения за «Обитатели нашего наблюдений за
деятельностью детей или уголка». Цель: комнатными растениями,
давая им специальные воспитывать умение
задания определяет задавать вопросы;
уровень развития воспитывать навыки
экологической культурного общения,
воспитанности. - Уточнить виды
растений и животных в уголке природы.
Дидактическая игра
«Природа - чу десница».
Цель: поощрять попытки
детей задавать вопросы,
воспитывать навыки
культурного общения.
Вторая неделя
Ноябрь Декабрь Январь
Комплексное
занятие № 1. Комплексное занятие
№ 6. Комплексное занятие №
«Планета земля в
«Почему белые медведи не 8.
«Где у саксаула
опасности»
с включением живут в лесу». Цель:
листья?». Цель: дать
дидактической игры совершенствовать
умения детям представление
о
«Земля
и ее обитатели», детей составлять
рассказы пустыне. Уточнить с
дидактическая игра по картинкам,
детьми представление о
«Почему
они исчезают», представляющим
сюжет в приспособленности
Комплексное занятие № 2. развитии; воспитывать
знакомых им животных.
«Начинаем
читать книгу умение подбирать слова,
Пополнять словарь детей
экология в картинках», сходные по звучанию;
частями речи и учить
Цель: с помощью
активизировать
словарь пользоваться ими.
дидактического детей; совершенствовать Дидактическая игра
упражнения «Рассказываем слуховое восприятие. «Земля и ее обитатели».
вместе» учить детей, Комплексное занятие № 7. Цель: уточнение и
27
составляя самостоятельное «Беседа о кроте», расширение знаний о
описание, рассказывать Дидактическая игра животных.
подробно, избегая «Подбери слово». Цель: Комплексное занятие №
повторов. продолжать учить детей 9.
составлять рассказы по «Влаголюбивые и
картинкам,
воспитывать засухоустойчивые
умение подбирать слова,
комнатные растения»,
сходные по
звучанию; Цель: сформировать
у
активизировать словарь,
детей представление
о
совершенствовать слуховое дифференцированной
восприятие. потребности комнатных
растений во влаге