Дидактические игры детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей .Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 30.55 Кб (Скачать)

Введение. 

 Решающее  значение в развитии ребёнка  дошкольного возраста принадлежит  обучению на занятиях ,усвоению знаний ,умений и навыков, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра . В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок .В игре он может быть врачом ,лётчиком, воспитателем - кем захочет . И это доставляет ему огромную радость .

 Одним из  видов игровой деятельности является дидактическая игра , позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний .Дидактическая игра приобретает всё большее значение .Игра в целом ,и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

 Дидактическая  игра-игра познавательная, направленная  на расширение, углубление, систематизацию  представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов,  развитие познавательных способностей .Она представляет собой многоплановое,  сложное педагогическое явление.  Она является и игровым методом  обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности  ребёнка. Основу дидактической  игры составляет органическая  взаимосвязь деятельности и интересного  усвоения знаний.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические  игры. Необходимость подбора разнообразных  игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек  рассеивает внимание детей, не позволяет  им хорошо овладевать дидактическим  содержанием и правилами.

 При подборе  игр перед детьми ставятся  иногда слишком легкие или,  наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности  не соответствуют возрасту детей,  они не могут в них играть  и наоборот — слишком легкие  дидактические задачи не возбуждают  у них умственной активности.

 Вводить новые  игры нужно постепенно. Они должны  быть доступны детям и вместе  с тем требовать определенного  напряжения сил, способствовать  их развитию и самоорганизации.

  1. Виды дидактических игр.
 

Все дидактические  игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры  с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей  группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как  малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых  разница между ними становится менее  заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие  сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое  из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных  форм.

В дидактических  играх широко используются разнообразные  игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет  упражнять детей в решении  определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные  из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для  различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя  дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать  интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью  отобранных игрушек.

Игры с природным  материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камушки, ракушки) воспитатель  применяет при проведении таких  дидактических игр, как "Чьи это  детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно  соприкасаясь с природой. В таких  играх закрепляются знания детей  об окружающей их природной среде, формируются  мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается  любовь к природе, бережное к ней  отношение.

К играм с  предметами относятся сюжетно-дидактические  игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической  игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых  ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое  хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание  в такой игре – нахождение среди  разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два  самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и  по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется  некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями  растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к  какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую  картинку спрятали" дети должны запомнить  содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого  вида игр является также закрепление  у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных  картинок и кубиков. Задача этого  вида игр – учить детей логическому  мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый  предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней  и старших группах целое делят  на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших  на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования  словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них  входят игры, с помощью которых  формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и  др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто  больше заметит небылиц?". Игры, с  помощью которых развивается  умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что  нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства  юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

  1. Структура дидактической игры.
 

Обязательными структурными элементами дидактической  игры являются: обучающая и воспитывающая  задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую  задачу, надо, прежде всего, иметь в  виду, какие знания, представления  детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать  средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и  др.).

Например, в известной  всем игре "Магазин игрушек" дидактическую  задачу можно сформулировать так: "Закрепить  знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая  задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого  обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической  игре своя обучающая задача, что  отличает одну игру от другой. При определении  дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных  фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти  задачи решаются в каждой игре, но в  одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать  и соответственно определять дидактическую  задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила  игры, ставить детей в такие  условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую  игру в воспитательно-образовательном  процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна  сейчас,

 Виноград  созрел у нас.

 Конь рогатый  на лугу

 Летом прыгает  в снегу.

 Поздней осенью  медведь

 Любит в  речке посидеть.

Информация о работе Дидактические игры детей дошкольного возраста